21 января 2011 14:11

За рулём. Саратов

И греет, и экономит

Полвина зимы уже позади. На радость автомобилистов, настоящих холодов в нашем регионе еще не было. Но, по прогнозам синоптиков, во второй половине нас ждут и метели, и морозы. Так что нам еще долго предстоит каждое утро садиться в ледяной салон автомобиля и, ежась от холода, ждать, когда охлаждающая жидкость достигнет рабочей температуры.

А ведь давно уже весь цивилизованный мир в таких случаях применяет устройства, прогревающие салон и двигатель перед пуском. На местном рынке подобные устройства не в дефиците. В саратовских магазинах есть широкий выбор систем подогрева на любую толщину кошелька.

Самые дешевые – электрические. Минимальная стоимость импортной системы – 2,3 тысячи рублей. Около трех тысяч надо будет заплатить за установку. Упрощенно монтаж выглядит так: в корпус двигателя монтируется прибор, напоминающий ТЭН. Повышая температуру охлаждающей жидкости, он за несколько часов прогревает не только мотор, но и салон автомобиля. Время включения прогрева и его продолжительность программируется на электронном блоке управления. В результате к моменту выезда салон прогревается, стекла оттаивают, а двигатель запускается с полуоборота.

Но если рядом с местом стоянки вашего авто нет электрической розетки, такая система бесполезна.

На жидком топливе

Если до источника электроэнергии расстояние значительное, поможет предпусковой подогреватель, работающий на бензине или дизельном топливе. Стоят такие от 25 тысяч рублей, плюс 8-10 тысяч – за монтаж. Установить систему обогрева самостоятельно, чтобы сэкономить, сможет не каждый. Подогреватель устанавливается в моторном отсеке автомобиля. Расположение под капотом может быть различным – в зависимости от модели автомобиля. Подключается подогреватель к системе охлаждения, топливопроводу и аккумулятору. Принцип работы таков: в подогревателе сжигается топливо (бензин или дизельное), забираемое из системы питания автомобиля. За счет этого нагревается охлаждающая жидкость двигателя. Она прокачивается по большому кругу, проходя через двигатель и штатный радиатор отопления. Тот нагревает воздух, который вентилятором «печки» подается в салон. В зависимости от температуры воздуха, объемов салона и мощности подогревателя, время прогрева салона до момента начала оттаивания стекол составляет от 5 до 15 мин.

В режиме полной нагрузки предпусковой подогреватель потребляет около 0,5 л горючего в час. В зависимости от модели, расход может чуть больше или чуть меньше. Кстати, пуск теплого двигателя, по сравнению с холодным, экономит до 300 мл топлива на первых пяти километрах пути. Несложные расчеты показывают: используя автомобиль два раза в день, за три зимних месяца можно сэкономить около 60 л топлива. Плюс ко всему, значительно уменьшается износ двигателя. Научно доказано - один холодный пуск мотора (при -20) изнашивает его трущиеся пары так же, как при пробеге 600 км.

Потребление энергии аккумулятора – от 15 до 35 В, поэтому его состояние должно быть близким к идеальному. При снижении напряжения до 10 В подогреватель не включится. Кроме того, в системе предусмотрен датчик, отключающий ее в случае перегрева или пожара. Как и электрический подогреватель, бензиновый имеет таймер, что позволяет программировать начало работы на нужное время. Есть модели с дистанционным включением. Эти и другие дополнительные сервисные функции удобны, но они повышаю базовую стоимость на 30-40%.

Анатолий Полубояров