09 ноября 2011 14:20

МК в Саратове

Класс строгого режима

Класс строгого режима

Малолетние правонарушители устанавливают в школах свои законы

Школы постепенно превращаются в сборища малолетних правонарушителей, преступников и хулиганов. По данным независимых психолого-педагогических центров, трудные подростки составляют до 30% всех обучающихся в среднем звене.

В этом году в Саратовской области 245 школьников совершили преступления, но перевести опасный «контингент» в спецшколу или коррекционное заведение практически невозможно — закон стоит на стороне малолетних хулиганов и защите их прав.

Плата за беспорядок

В последний год российские власти начали активную борьбу с подростковыми правонарушениями. Правда, вместо того чтобы ужесточить ответственность для несовершеннолетних преступников или на крайний случай найти меры воздействия на родителей подростков, было предложено за совершенные правонарушения наказывать школы и педагогов.

Этой зимой с подобной инициативой выступил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, предложив ввести персональную ответственность педагогов за поведение учеников. Господин Фурсенко посетовал, что сегодняшней молодежи неинтересно учиться, и именно это приводит к тому, что подростки совершают погромы, ввязываются в массовые драки, разбойничают.

Еще дальше пошли власти Ивановской области, предложив штрафовать директоров школ за плохую воспитательную работу: чем больше в школе правонарушителей, тем меньше стимулирующих выплат получит образовательное учреждение. Правоохранительные органы также не остались в стороне от «учительского» вопроса. Главное следственное управление ГУВД по Москве предложило привлекать к административной ответственности директоров школ, ученики которых совершили преступления. Не исключено, что рано или поздно одна из подобных инициатив все-таки пройдет и учителя будут расплачиваться за «грехи» отвязных школяров из собственного кармана.

А что же сами школы? В общеобразовательных учреждениях Саратова и области очень неохотно говорят о трудных учениках. Многие директора вообще предпочитают не распространяться на эту тему, а факты школьного грабежа, вымогательства, коллективных избиений просто-напросто замалчивать, дабы не привлекать внимание комиссии по делам несовершеннолетних, правоохранительных органов и не портить имидж школы.

В неформальных беседах директора школ признаются: за каждое правонарушение, совершенное учеником, взыскивают с администрации учебного заведения. Директору выносится порицание, выговор, опять же у каждого руководителя есть портфолио, которое не хочется портить. Поэтому даже самые вопиющие случаи школьного беспредела и произвола не принято выносить на люди.
Средняя общеобразовательная школа № 43 находится в Заводском районе. Как рассказывает директор школы Тамара Абрамова, примерно 60% учеников из неблагополучных и неполных семей. Сегодня в школе обучается 10 правонарушителей, и это еще неплохой показатель, в 2003 году их было пятьдесят.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Тамара Абрамова, директор средней общеобразовательной школы № 43 города Саратова:

— В нашей школе обучается много трудных подростков. Пьют даже пятиклассники, одиннадцатилетние дети. Это нарушение школьного устава, мы ставим таких учеников на внутришкольный учет, беседуем с родителями. В ответ слышим возмущение, мол, а что тут такого, они все в этом возрасте алкоголь пробуют! При этом родители еще грозятся написать жалобу в прокуратуру, мол, вы ущемляете честь и достоинство ребенка. О правах у нас сегодня все помнят, вот только об обязанностях по воспитанию почему-то забывают.

 

Поставить «на счетчик»

Десятилетний сын жительницы города Энгельса Ирины Шамаевой обучается в школе, расположенной на окраине города. Престижным это образовательное учреждение не назовешь, среди учащихся много детей из неполных, малообеспеченных семей.

— В прошлом учебном году в класс пришел новый ученик, и начался кошмар, — рассказывает Ирина. — Я сначала не понимала, почему сыну все время денег не хватает — даю на питание, плюс булочка и соки, а домой приходит голодный, словно весь день ничего не ел. Спрашивала — говорит, что все в порядке. Так продолжалось около трех месяцев, а потом у сына пропал сотовый телефон. Ребенок сказал, что потерял на улице, когда стала выяснять, признался, что отобрали в школе. Но кто именно отобрал, не сказал. Я пошла к классному руководителю, сказала, что напишу заявление в правоохранительные органы и жалобу в комиссию по делам несовершеннолетних, если в течение трех дней вымогатель не будет обнаружен. И что вы думаете? Телефон был найден уже на следующий день, причем отдала мне его педагог и очень просила не сообщать об этом директору школы и в районо. Сказала, что мальчик, занимающийся вымогательством, — из многодетной семьи, находящейся в социально опасном положении. Перевести его в другую школу нет никакой возможности — он их пять уже поменял, а если будет жалоба, то пятно ляжет на всю школу.

В похожую ситуацию год назад попал 12-летний сын жительницы Саратова Аллы Ильиной (фамилия изменена), ученик одной из школ в Заводском районе. В течение учебного года группа юных хулиганов терроризировала всю школу: отбирали мелкие деньги, требовали приносить из дома сигареты и DVD с фильмами. Если ребенок отказывался — избивали и ставили «на счетчик». Не принес сегодня сигареты — послезавтра принесешь две пачки, а через неделю — блок. Дети боялись физической расправы и не жаловались. Но после того как у сына Аллы сожгли ранец с учебниками — прямо на школьном дворе и порезали новую куртку, женщина обратилась к директору. Администрация школы поставила малолетних бандитов на внутришкольный учет, провела беседу с родителями, но все тщетно. После этого случая нажаловавшегося подростка фактически стали «травить». Били, приставляли нож к горлу прямо в школьном туалете, угрожали изнасилованием. Алле пришлось перевести сына в другое учебное заведение.

В порядке исключения

Администрацию школ можно было бы обвинить в укрывательстве юных бандитов, если бы не одно «но». Оказывается, повлиять на малолетнего «беспредельщика», а уж тем более избавиться от него педагогам очень сложно. К примеру, если вымогателю не исполнилось 14 лет, то его поведение может быть рассмотрено на комиссии по делам несовершеннолетних, а родители оштрафованы за невыполнение обязанностей по воспитанию ребенка (штраф составляет от 100 до 500 рублей). И на этом все.

Отчислить трудного подростка, который отрицательно влияет на других обучающихся, нарушает их права и права педагогов, можно только с 15 лет (раньше было с 14).

— Ребенка можно отчислить за грубое нарушение устава школы: систематические прогулы, драки, угрозы, вымогательство, нанесение травм, неуспеваемость, порчу имущества школы, курение, употребление спиртных напитков, — рассказывает Светлана Ванюхина, директор средней общеобразовательной школы № 97 города Саратова. — Но насколько мне известно, сделать это непросто.

Отчисление, как пояснили в минобразовании области, — исключительная мера, и применяется крайне редко. И если несколько лет назад решение об исключении принимал педсовет, то в 2005 году новые поправки в федеральный закон «Об образовании» обязали спрашивать мнение родителей (законных представителей) и потребовали обязательного согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. За 2009-2010 год из общеобразовательных учреждений Саратовской области не было отчислено ни одного (!) школьника. Хотя по статистике, в 2010 году 246 школьников совершили преступления, а в 2011-м — 245. И все они учатся в общеобразовательных учреждениях.

Не менее интересен и тот факт, что подростка, даже имеющего судимость, администрация школы обязана принять на учебу.

Игры мотыльков

Впрочем, изолировать юного возмутителя спокойствия, отправив его в спецшколу, также непросто. В образовательное учреждение закрытого типа для детей с девиантным поведением направляются подростки от 11 до 18 лет, совершившие кражи, разбой, убийство, занимающиеся бродяжничеством. Для этого требуется решение суда, который устанавливает, сколько месяцев правонарушитель проведет в спецшколе (обычно — один учебный год). Но как говорит Владимир Чернобровкин, председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Саратовской области, суды нередко встают на сторону подростка и в спецшколу его не направляют. После пребывания в закрытом учебном учреждении ребенку разрешается вернуться в ту школу, где он обучался и раньше. Можно представить, какой опыт и знания принесет такой ученик одноклассникам.

На сегодняшний день в Саратовской области функционирует только одна спецшкола в городе Марксе, рассчитанная на 100 человек. Но по словам директора Сергея Шарова, учится там всего 44 человека и ни разу за последние несколько лет она не была забита «под завязку».

Сергей Шаров уверен, что после пребывания в спецшколе несовершеннолетнего правонарушителя нельзя изолировать от сверстников и нужно дать ему шанс закончить обучение в обычном общеобразовательном учреждении. Насколько комфортно будут чувствовать себя одноклассники юного преступника, директор спецшколы не комментирует.

Но практика показывает, что подобный контингент в общеобразовательных учреждениях довольно опасен. Еще не утих скандал в камчатской школе, где ранее судимый школьник, участвующий в игре «Зарница», выстрелил из пневматической винтовки в спину одноклассника, а затем вынул из кармана травматический пистолет и направил педагогу в голову, грозя убить. Родители стрелка никак не отреагировали на происшествие, более того, при поступлении в школу скрыли судимость сына. А в конце октября в Екатеринбурге ранее судимый школьник напал с ножом на учителя, и опять же в новом учебном учреждении, куда поступил юный преступник, о его судимости за грабеж не знали.

Как признаются директора школ, защита прав детей привела к полному разгулу бандитизма в стенах учебных заведений. Права даже самого отпетого хулигана и правонарушителя почему-то ставятся выше, чем спокойствие его одноклассников и педагогов. Возможно, до очередного громкого ЧП в школьных стенах.

 

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ:

Владимир Чернобровкин, председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
при правительстве Саратовской области

Подросток, получивший условный срок, может обучаться в обычной школе. И по закону директор общеобразовательного учреждения не имеет права ему в этом отказать, если есть места, а ученик живет неподалеку. То же самое касается несовершеннолетних правонарушителей, которые проходили обучение в спецшколе закрытого типа, а потом пожелали вернуться в то учебное учреждение, в котором учились раньше. В моей практике бывали случаи, когда директора школ пытались избавиться от таких «проблемных» учеников.

Сергей Шаров, директор Марксовской специальной общеобразовательной школы закрытого типа

Спецшкола – не колония, нет колючей проволоки и решеток на окнах. Просто дети находятся под постоянным контролем. Большинство подростков, совершивших общественно опасные деяния, попадают к нам за кражу, самый юный на сегодняшний день воспитанник – пятиклассник, ему 12 лет. Некоторых направляют к нам неоднократно: несовершеннолетнего выпускают, он учится в обычной школе, затем снова совершает правонарушение и по решению суда снова оказывается у нас. Почти все подростки – из неполных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении.

Ирина Лихоман