21 марта 2012 15:37

МК в Саратове

Коза ностра  в балаковском переводе

Коза ностра в балаковском переводе

В суде Саратовской области началось слушание уголовного дела, материалы которого читаются как сценарий криминального сериала

Ровно год прошел с того времени, как в местных, а затем и федеральных СМИ торжественно объявили, что в Саратовской области, а конкретнее — в Балакове пресечена деятельность особо опасной и к тому же вооруженной преступной группировки — банды.

Тогда это было воспринято как продолжение процесса «декриминализации» региона (выражение губернатора Павла Ипатова), начало которому положило задержание в конце 2010 года главы администрации Энгельсского района Михаила Лысенко. Он, как известно, обвинен в создании и руководстве ОПГ. Поэтому связь двух событий выглядела вполне логичной.

На этой неделе членов «балаковской банды» начали судить. При этом один из ее создателей — Юрий Курпач уже получил свой срок, а именно 13 лет в колонии строгого режима. Еще он обязан выплатить потерпевшим миллион рублей в качестве моральной компенсации. Похоже, среди лидеров ОПГ становится популярным полностью признавать свою вину и просить особого порядка судопроизводства в надежде заслужить снисхождение — недавно мы рассказывали об аналогичном поступке главаря саратовской сутенерской ОПГ.

На скамье подсудимых трое, в том числе предполагаемый лидер банды Андрей Бережных (в последние годы он жил под фамилией Бородич). Называть фамилию преждевременно, поскольку вина еще не доказана, но скрывать не имеет смысла — она многократно звучала в прессе. Поэтому оговоримся, что все изложенное здесь пока лишь версия следствия. Тем более что Андрей Б. (так его именуют в сообщениях СУ СК) представляется фигурой чрезвычайно колоритной.

Дон Корлеоне районного масштаба

Досье банды впечатляет. Семь убийств — в их числе тройное. Покушения на жизнь еще десяти человек, при этом троих пытались убить неоднократно. Четверо из жертв получили ранения. При взрывах испорчено имущества на сумму почти в полмиллиона рублей. Поражает арсенал балаковских гангстеров. У них были автоматы Калашникова и пистолет-пулемет «Борз» чеченской сборки, пистолеты систем Макарова и Токарева, гранатомет, охотничьи ружья, гранаты «Ф-1» («лимонки»), разные виды взрывчаток — пластид, тротил, гексоген и море боеприпасов.

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с историей банды, — ее деятельность продолжалась без малого 17 лет, с 1994 года по начало 2011-го. При этом практически все преступления (кроме одного) совершены в пределах Балакова. То есть бандитизм носил исключительно местный характер. Лидера несколько раз задерживали, даже «закрывали», но доказать его причастность к громким преступлениям так и не удавалось. Прямо-таки сказочная неуязвимость.

Второе — ни одно преступление не задумывалось и не совершалось с корыстной целью. Грабежей и разбоев в помине не было. На имущество никто не покушался, людей убивали или пытались убить только из мести или в ходе неких разборок. Надо отметить, что среди жертв также не было простых смертных, все они имели отношение либо к бизнесу, либо к кругам власти (возможно, иногда теневой).

Третье. Предводитель криминальных бойцов Андрей Бережных, которому в начале нынешнего года исполнилось 45 лет, внешне меньше всего походил на бандита (хотя, по словам некоторых балаковцев, имел именно такую репутацию и даже заслужил прозвище «бэтмен»). В одной из интернет-заметок его назвали «вором в законе», что абсолютно не соответствует действительности. Судимость у него имелась, но условная и приключившаяся еще до начала бандитской эпопеи. А в свободное от криминальных дел время Андрей вел жизнь респектабельного джентльмена. Сначала занимал должность замдиректора одного из рынков города, потом организовал собственный рынок. Мало того, в течение нескольких лет возглавлял муниципальную автостоянку, в составе которой была столовая, располагавшаяся в здании горадминистрации.

Своей внешности Бережных уделял повышенное внимание. Следователь по особо важным делам СУ СК РФ по Саратовской области Станислав Васильев рассказывает, что даже на допросах в СИЗО он неизменно был в дорогих фирменных очках марки «Gucci». В одной из его балаковских квартир была обустроена комната-шкаф, где парадные костюмы были развешены в строгом порядке, в зависимости от того, в какое время суток и по какому случаю их следовало надевать. Пожалуй, там не хватало лишь спортивного костюма в комплекте с черной маской — в таком наряде наш герой отправлялся на свои бандитские подвиги.

Отличался большой начитанностью. Особенно любил литературу по экономике и специальные книги для оперативных работников вроде руководства «Как оторваться от слежки», «Как правильно вести наблюдение» и тому подобное. Некоторое время учился в академии права, хотя высшее образование в итоге получил по другому профилю.

Полученными из книг навыками Бережных-Бородич активно пользовался в жизни. Так, говорят, что он старался каждый вечер подходить к своему дому разными путями, рассчитывая, куда можно скрыться, если на него нападут или будут стрелять.

Все, знавшие предполагаемого атамана банды убийц, отмечают, что с людьми он был неизменно приветлив и вежлив. При этом умел подчинять своей воле и управлять людьми. В деле есть показания человека, которого Бережных едва не заставил совершить убийство, — он говорил, что попросту не смог отказаться, но в решающий момент рука дрогнула.

В молодости наш герой активно занимался боксом, во время службы в армии командовал стрелковым отделением. Вот штрихи к портрету человека, имя которого, по ряду свидетельств, в Балакове произносилось с трепетом в самых разных кругах.

Вендетта на Волге 

Бандитская эпопея началась романтически — с мести. Бережных в 1994 году был личным водителем и близким другом заместителя директора одного из балаковских рынков. Осенью его любимого шефа похитили и убили, что в ту пору выглядело обычным делом. Вскоре Андрей встретился со своим знакомым, коего почитал за криминального авторитета. Тот сказал: «Вас должны были убить вместе. Теперь ты следующий кандидат на тот свет». Осиротевший водитель попросил оружие для защиты и получил автомат с патронами. Вскоре он решил, что лучшая защита — нападение.

Вместе со своим давним приятелем Курпачом он вечером подъехал к спортзалу (у самого в то время даже еще автомобиля не имелось), где по вечерам тренировались четверо бойцов, которых Бережных считал причастными к убийству. Когда они вышли на улицу, открыл автоматный огонь из кустов. Одного положил на месте — причем даже сделал контрольный выстрел в голову. Еще двое позже скончались от ранений. Начало было положено и скреплено кровью.

Весной следующего года Андрея задержали по подозрению в тройном убийстве. Но, проведя месяц в камере, он вышел на свободу — доказательств не нашлось. Уверовав в свою безнаказанность, он предложил тому же Курпачу объединиться для того, чтобы и впредь «решать вопросы» подобным радикальным способом. Для этих целей у благодетеля-«авторитета» был приобретен упомянутый выше оружейный арсенал, которому могла бы позавидовать военная диверсионная группа. Так образовалась банда — пока из двух человек.

Хранить кучу оружия тайно было нелегко и в 1997 году. Курпач попался — в его гараже сотрудники милиции нашли патроны. Как ни странно, остальное вооружение тоже находилось там, но его якобы успели перепрятать. Один из криминального дуэта отправился за решетку. Бережных, оставшись в одиночестве, подыскал еще двух подельников. Один был близким другом осужденного Курпача, второй трудился мясником на том самом рынке, где Бережных к этому времени стал замдиректора, заняв место своего убитого шефа. Он, кстати, заодно унаследовал и его подругу, с которой за несколько лет до своего задержания оформил законный брак.

По сценарию «Крестного отца»

Следующий эпизод относится к 2000 году. Бережных решил, что достоин быть единоличным хозяином рынка. Для этого требовалось устранить конкурентов в лице прочих представителей рыночного руководства. В кабинете одного из них установили гранату Ф-1 под ножкой кресла. Каким-то чудом после взрыва приговоренный остался жив, хотя попал в больницу с перебитыми ногами и множеством осколочных ранений.

Уголовной ответственности наш герой и на этот раз избежал. Однако на рынке знали, чьих рук дело с гранатой, и пришлось ему менять место работы. Вскоре организовал свой рынок, оформив его на другое лицо.

В 2001 году возвращается в строй освободившийся Курпач. У него происходит конфликт с одним из жителей Балакова (по словам подсудимых, конечно же, бандитом), вылившийся в поножовщину. Курпач получает ранение, и уже через день после этого начинаются акции возмездия. В подъезде близкого друга участника конфликта Бережных устанавливает растяжку с гранатой, при этом умудрившись перепутать двери квартир. К счастью, растяжку вовремя обнаружила милиция и никто не пострадал. А недруга Курпача уже на следующий день подстерегли у дома и изрешетили пулями.

В январе 2003 года Андрей Бережных и еще один участник банды обстреливают из гранатомета здание балаковского телевидения. Снаряд проходит через крышу и взрывается в воздухе. Во время следствия герой объяснил, что причиной стало желание проучить телевизионщиков, непочтительно относившихся к его другу, занимавшемуся политикой (друг о стрельбе якобы ничего не знал).

В ноябре того же года Бережных и Курпач у кинотеатра «Россия» в Балакове стреляют из автомата в местного бизнесмена, имеющего отношение к рынку, на который раньше претендовал лидер банды. Пули прошли мимо цели, лишь одна застряла в ботинке охранника, сопровождавшего предпринимателя.

В 2004 году Бережных вновь пытается свести счеты с тем, в чей подъезд он раньше подбрасывал гранату, — и опять неудачно. Снова автоматная стрельба и двое раненых. В 2007 году будет подложена еще одна граната человеку, которого взрывали в кабинете, — на этот раз в машину. Он уже во второй раз получит увечье, но, словно заговоренный, опять останется жить. Зато Бережных расстреляет из автомата его племянника. На счету банды появится пятый по счету труп.

В 2005 году очередное неудачное покушение на того, в кого стреляли у кинотеатра «Россия» теперь этого человека сопровождают двое охранников, один из которых погибает. Судя по всему, Бережных отличался настойчивостью в достижении своих преступных целей, постоянно возвращаясь к уцелевшим противникам.

2006 год ознаменовался убийством начальника службы безопасности все того же злополучного рынка. Кроме этого были еще покушения со стрельбой и взрывами гранат. Одна из них сработала в Ленинском районе под дверью человека, поссорившегося все с тем же балаковским политиком, другом Бережных. От осколков пострадал сосед, ветеран войны.

Развязка наступила зимой 2011 года. Бережных-Бородича взяли в Москве, куда он намеревался переехать навсегда, оформив прописку. В задержании его подельников в Балакове, по свидетельству официальных представителей областного ГУВД, участвовали 80 сотрудников милиции.

Начавшийся судебный процесс даст ответ о степени виновности каждого, подтвердит или опровергнет изложенные здесь факты из обвинительного заключения. Нам же остается лишь констатировать, что, видимо, есть смысл выделить особый вид организованной преступности — районную. В ее орбиту, как следует из вышесказанного, неизбежно оказываются вовлечены (в качестве жертв или наоборот) многие заметные деятели местного масштаба, то есть говорить о конспирации трудно, в районах каждый человек на виду. Однако криминальным лидерам удается в течение долгого времени оставаться неуязвимыми, при этом пользуясь широкой известностью и даже определенной популярностью. Тут поневоле вспоминается, что популярное слово «мафия» изначально определяло не просто оргпреступность, а такой ее вид, который предполагает глубокое проникновение в социально-политическую структуру общества. Похоже, в районной глубинке эти традиции оказываются наиболее живучими.

Станислав Орленко

Последние новости

  • загрузить еще