15 мая 2012 18:06

МК в Саратове

Анна и шея государства

Анна и шея государства

Молодая женщина с малолетним ребенком получила квартиру по «списку нуждающихся»

Потребовалось пять лет, чтобы добиться поддержки государства и улучшить жилищные условия участнице федеральной программы.

Ничто не дается просто, без труда, мытарств и денежных затрат. Это не секрет. Даже если и станут граждане России участниками каких-либо федеральных программ, это еще не факт, что они получат поддержку оперативно. От граждан требуется верблюжья выносливость, крепкие нервы и умение сплевывать обиды на канцелярские выходки и прочие напасти, которые всюду поджидают. Для нашей героини старой публикации нелегким оказался путь к цели — приобретению своей квартиры. Но главное, что все-таки своего добилась — первомайские праздники Анна встречала в качестве собственницы двухкомнатной квартиры. И неважно, что дом старый. Она и ее малолетний сын отныне могут не тесниться в хрущевке матери Анны.

Более пяти лет назад в статье «Анна с ребенком на шее у государства?» (№ 36 от 6-13 сентября 2006 года!) шел разговор о формальной госпомощи молодым семьям на фоне призыва к населению о повышении рождаемости. Разумеется, разговор велся на примере одной судьбы, ибо суть всегда отражается, перефразируя Достоевского, в слезинке… По одной судьбе можно узнать истинное отношение к тем же молодым семьям. В этом убежден автор данных строк. Мнение, конечно, не бесспорное, но свое.

Итак, на момент той давней публикации администрация Ленинского района отказывалась признавать Анну с ребенком нуждающейся в улучшении жилья, хотя в материнской неприватизированной квартире прописано шесть человек. Ее брат прописал своих детей. И от Анны райадминистрация почему-то потребовала предоставить документ из Заводского района, где прописана жена брата, в котором было бы пояснено: на каком основании дети брата Анны были выписаны? Требование непонятное и не имеющее отношения к Анне. Она за брата не отвечает. Да если бы и не были прописаны эти дети, то все равно площадь квартиры такова, что на каждого все равно приходилось меньше учетной нормы. Тем не менее Анну отфутболили. А без признания нуждающейся она не могла стать участницей той или иной программы по предоставлению доступного жилья.

После публикации не сразу и, можно сказать, нехотя, но Анну признали нуждающейся. Она стала участницей программы по предоставлению жилья бюджетникам, так как работает палатной медсестрой в детской больнице. Однако вскоре программа эта перестала финансироваться в связи с трудным положением в стране и особенно в нашей губернии. По нашей подсказке Анна стала участницей программы «Молодая семья» (краткое и распространенное название федеральной программы поддержки молодых семей в получении доступного жилья). Да, неполная семья тоже может стать участницей программы. Анна не знала об этом, но на то и газеты существуют, чтобы просвещать граждан.

В горадминистрации Анна нашла понимание и поддержку: пакет необходимых документов был собран и все было готово для включения в федеральный список получателей субсидий на приобретение жилья. Но первый год Анна выпала из этого списка, так как поменяла работу. Она перешла в другую больницу на чуть более высокую зарплату, ведь ей нужно было копить деньги для обеспечения кредита (участники программы обязаны доплатить к субсидии необходимую, причем немаленькую сумму для покупки квартиры либо оформить кредит). В связи с тем, что она не проработала положенного срока на новом месте, банк отказался выдать ей кредит, а значит, Анна не могла выполнить вышеобозначенное условие. В общем, с первой попытки не удалось улучшить жилищные условия. Со второй попыткой тоже пролетела. Тут «постарались» в отделе по распределению жилья — кураторы программы. Анна периодически и часто звонила, чтобы узнать, когда отправят ее документы в Москву. Ей сказали, чтобы она так часто о себе не напоминала, сами, мол, сообщат. Но, уверяет Анна, не сообщили, документы ушли без ее имени и фамилии, а когда она об этом узнала и предъявила претензии, ее упрекнули, что о себе не напоминала. Между тем ее номер сотового телефона был у кураторов и те могли сообщить.

Третья попытка образца 2011 года принесла долгожданную возможность улучшения жилья себе и уже весьма подросшему ребенку (сын Анны уже в школе учится). Но и в этот раз не обошлось без нервотрепки. Деньги пришли. И сертификат Анна получила, договор подписала. Нашла квартиру с помощью риэлтора. Договорились о цене. Кредит на необходимую сумму оформила (под 10,4%). Осталось только одно — открыть счет в банке, на который могли быть перечислены бюджетные деньги, то есть субсидия — 341 тыс. руб.

Со всеми документами (подлинниками) Анна обратилась в один из филиалов требуемого банка. У нее их взяли. И она была уверена, что необходимый счет будет оформлен в срок. А он указан в договоре — до 25 декабря прошлого года. Хотя действие самого сертификата заканчивается значительно позже — осенью 2012 года.

И вдруг кураторы сообщают, что счет не открыт и некуда перечислять субсидию. А ведь квартиру Анна уже оформила на себя, и продавцы требуют деньги. Грозят неустойкой.

Оказалось, что за открытием счета Анна должна была обратиться в «головной» банк, что находится в Мирном переулке. Но почему тогда в филиале взяли документы, могли бы сразу и отправить по верному адресу?

Заметим, что Анне в банке некоторое время спустя признались, что она у них одна такая из «молодых семей» и у них нет наработки с этой категорией получателей субсидий. Другое дело — «материнский капитал». Тут все ясно и просто. Что ж, если специалисты запутались в механизме оформления, то что тут говорить о простых гражданах, которые впервые и, возможно, единственный раз получают столь солидную сумму от государства?

И заметим, что, видимо, не так уж и много «молодых семей», которым удалось-таки получить субсидии на жилье, участвуя в данной федеральной программе. В ином случае банковские служащие за годы действия этой программы приобрели бы большой опыт в работе с подобными клиентами и не допускали бы накладок, подобных той, что произошла с героиней нашей публикации.

Итак, мы исполнили обещание, данное в той публикации, и сообщили, чем закончилась история молодой женщины с малолетним ребенком, которая 5 лет назад не значилась даже в списке нуждающихся. Анна начала с нуля. Медсестра со скромной зарплатой, без каких-либо перспектив на рост и видов на будущее. Ныне у нее своя квартира. Подросший сын из школы возвращается домой в буквальном, а не в переносном смысле. Ну а шея государства все та же. Не пострадала. Вот только с трудом поворачивает голову лицом к проблемам молодых семей. Много у последних возникает ненужных хлопот с оформлением бумаг, сбором документов, хождений, повторных оплат канцелярских услуг. Все должно быть проще и человечнее. Ведь не верблюды все-таки за бумажками ходят. А за Анну рады, что набралась терпения и не поддалась унынию.

Стас Шалункин

Последние новости

  • загрузить еще