11 июня 2012 10:35

МК в Саратове

День государственного непослушания

День государственного непослушания

Споры вокруг праздника 12 июня не утихают уже 20 лет

День России — так называется этот праздник теперь. Но за свою не слишком долгую историю — на этой неделе исполнилось 20 лет, для торжественной даты на государственном уровне возраст совсем юношеский — он уже успел сменить несколько названий. Изначально его называли Днем независимости.

Для многих, кстати, он таковым и остался. Хотя надо сразу заметить, что на официальном уровне такого наименования не существовало никогда. В документах писали: «День принятия декларации о государственном суверенитете Российской Федерации», но невозможно себе представить, чтобы столь неудобоваримое название произносилось, скажем, во время массовых гуляний или дружеских застолий.

Нынешнее название — День России праздник получил лишь в 2002 году, когда вступили в силу положения нового Трудового кодекса, закрепившие право людей на отдых в этот красный день календаря. Хотя предложение о переименовании поступило еще в 1998 году и не от кого-нибудь, а от тогдашнего президента страны Бориса Ельцина (его президентство началось именно в этот день, только годом позже принятия декларации). Выступление Бориса Николаевича было связано с тем, что в народе к тому времени так и не поняли смысла нового праздника. Россияне, по свидетельству социологов и представителей СМИ, проводивших опросы на данную тему, воспринимали 12 июня просто как очередной выходной. Выходной, бог весть откуда взявшийся, но в летнее время совсем не лишний. Прижившееся же определение «День независимости» хотя и нравилось, поскольку красиво звучало, но вызывало закономерные вопросы — от кого независимость-то?

Объяснение некоторых продвинутых общественных деятелей, что в этот день Россия стала свободной, обретя независимость от советского гнета, мало кого устраивало. Оглушенные хлынувшим на них беспределом 1990-х люди слишком хорошо помнили СССР, в котором выросли, и не совсем понимали смысл подобного освобождения, выразившегося в распаде великой страны.

Иными словами, в этом году двойная дата: 20 лет Дню независимости (официально не признанному) и 10 лет Дню России. Есть ли межу ними различия? И соответствуют ли торжества своим названиям? Попробуем обратиться к истории.

Праздник тринадцати

В лексиконе россиян выражение «День независимости» появилось с легкой руки либералов перестроечных времен, преклонявшихся перед всем западным, особенно американским.

Провести аналогию было очень легко, ведь в любимых ими США День независимости отмечается как главный государственный праздник именно в тот день, когда была принята декларация о суверенитете бывших британских колоний в Северной Америке — это произошло 4 июля 1776 года. Значит, и нам надо называть свой день так же.

Оправданность такого толкования весьма сомнительна. Для американцев этот день значим хотя бы потому, что он стал первым собственным праздником их предков-колонистов еще в конце XVIII века и сейчас является единственным, который отмечается как государственный во всех без исключения штатах. Таким образом, граждане США в этот день вспоминают, что они все же живут в одной стране. В этот день доминирует число 13 — ровно столько британских колоний первыми объявили о своем суверенитете и стали штатами. Поэтому производится 13 залпов из орудий, столько же раз запускается фейерверк и так далее.

Под звон разорванных цепей

День независимости отмечается в очень многих странах мира. Правда, существенной деталью его названия является указание — «от Британии, Испании, Франции, Португалии, Германии...» Народы Африки, Латинской Америки, Азии празднуют освобождение от колониального гнета, возрождение или обретение своего национального самосознания. Иногда при этом путаются в вопросе, освобождение от чьего гнета стало самым значительным.

Например, в один день с россиянами — 12 июня отмечают годовщину своей независимости филиппинцы. А до 1962 года они праздновали эту дату 4 июля, в один день с американцами, независимость от которых и провозгласили в 1946 году. После того как правительствам двух стран удалось прийти к соглашению о сотрудничестве, 4 июля стал Днем… американско-филиппинской дружбы. Тогда вспомнили, что 12 июня 1898 года Филиппины объявили себя свободными от испанского владычества, в борьбе с которым активно помогали те же американцы, впоследствии захватившие страну Семи тысяч островов. Вот и попробуй разберись, какая независимость важнее.

В Европе тоже есть свои Дни независимости — Исландии от Дании, Норвегии от Швеции. Бельгии от Нидерландов. Свое­образное понимание этого понятия показали швейцарцы. Они 600 лет отмечали 1 августа День Конфедерации — в 1291 году на лесной поляне у Фирвальдштетского озера представители трех кантонов подписали договор о «Вечном союзе», дав клятву общими силами защищаться от внешних врагов. И лишь в 1891 году решили, что День независимости звучит солиднее, и переименовали праздник. А выходным он стал и вовсе лишь в 1994 году.

Для тех, кто входил в объединенные государства, День независимости, как правило, связывается с выходом из их состава. Это относится и к словакам, и к югославам, и, конечно, к жителям бывших советских рес­публик, которые торжественно отмечают день отделения от СССР. Исключением являются лишь прибалты, которые вместе с поляками ведут отсчет своей независимости с 1918 года — кстати, первыми эти события признало легитимными правительство Советской России.

Оригинальность на этом фоне проявили и белорусы: до 1995 года они отмечали освобождение от советского гнета 27 июля, когда в 1991 году приняли декларацию о суверенитете. Однако в 1996 году в ходе республиканского референдума было решено отмечать День независимости Республики Беларусь 3 июля — в годовщину освобождения Минска от гитлеровских войск в 1944 году. То есть фактически там отмечают победу Советской армии.

Флаг над хижиной

Есть государства, где празднование Дня независимости имеет поистине сакральное значение, считается священным событием. Так обстоит дело в Индии. 15 августа государственный флаг взвивается не только над Красным фортом в Дели, где его торжественно поднял в 1847 году Джавахарлал Неру, но и над каждым населенным пунктом страны, включая глухие деревеньки. Церемонию обязательно сопровождает выступление политика или чиновника местного уровня, который, по примеру премьер-министра в столице, напоминает землякам о важности освобождения от двухвекового британского господства. Для многоязычной и поликонфессиональной Индии это действительно чрезвычайно важно. Празднуют, заметим, объединение, а не разделение, как у нас.

Свобода против независимости

В некоторых странах День независимости отмечается дважды, например в ЮАР. Причем если это и можно считать курьезом, то с определенной долей трагизма. Первый — 31 октября 1961 года является торжеством белого населения, в этот день в стране провозгласили республику и объявили о выходе из британского Содружества наций. До этого белые коренные жители ЮАР считали себя оккупированными британцами в результате знаменитой англо-бурской войны. Для темнокожих же этот день означал окончательное торжество законов апартхейда (в СССР этот режим называли апартеидом), то есть раздельного проживания людей различных рас, закрепляющего их неравенство. Апартеид пал. 27 апреля 1994 года на выборах победил кандидат темнокожего большинства Нельсон Мандела, и эту дату стали отмечать как новый День независимости, иногда его также называют Днем свободы. Для белых же юаровцев этот день стал началом черного периода в жизни. Историки и политологи отмечают, что с тех пор единственная высокоразвитая страна Черного континента и одно из богатейших государств мира идет по пути развала экономики и колоссального роста преступности. Самый высокий в мире процент носителей ВИЧ-инфекции и значительное сокращение среднего срока жизни — почти на 10 лет, как белого, так и темнокожего населения — такова плата за независимость, свободу и демократию. Многие эксперты, кстати, отмечают сходство развития ситуации в нашей стране и в ЮАР в последнем десятилетии ХХ века.

От чего мы освободились?

Возвращаясь к нашему празднику, стоит заметить, что для большинства жителей планеты День независимости или день своей страны ассоциируется с освобождением, победой над кем-то, то есть так или иначе с борьбой и противостоянием. Кого мы победили 20 лет назад и от чего освободились?

Результаты многочисленных опросов показывают, что положительно о праздновании 12 июня как важной даты в истории России высказываются люди, которые берут на себя право рассуждать о глобальных проблемах, о судьбе страны в мировом масштабе. В таком аспекте принятие декларации действительно выглядит значительным. Средний же россиянин как-то не находит причин испытывать в этот день чувство подъема и гордости. Хотя вариантов замены у нас немного. Некоторые историки говорят о том, что Днем независимости надо считать 11 ноября — день, когда войска Золотой орды в 1480 году отступили от реки Угра и окончательно закончилось так называемое татаро-монгольское иго. Другие историки тут же возражают: в свете современных научных изысканий не скажешь однозначно, было ли это иго (если оно вообще было) злом или благом? День народного единства 4 ноября тоже пока больше признается сверху, чем снизу, — в эту пору привыкли отмечать другую дату, ныне непопулярную.

Поэтому, по признанию все большего количества, настоящим праздником патриотизма остается День Победы. С ним все понятно: кого победили, как отстояли независимость и чем прославили Россию. Видимо, значение этого праздника будет возрастать — только он сегодня знаменует подлинное единство нации и гордость за ее историю.

Станислав Орленко

Последние новости

  • загрузить еще