27 июня 2012 16:08

МК в Саратове

"Команда -  это ледокол"

"Команда - это ледокол"

Игорь Чугайнов: «Нашей сборной не хватило желания победить»

Известный в недалеком прошлом футболист Игорь Чугайнов при­ехал поднимать саратовский футбол на подзабытую уже высоту. Губернатор велел вывести «Сокол» в ФНЛ — и решать задачу был приглашен специалист из Москвы, поработавший на этом уровне.

— Сейчас на слуху и на виду у футбольных болельщиков — чемпионат Европы. Турнир, на котором сборная России провалилась…

— Считаю, что нашей сборной не хватило желания победить. Но не хочу вешать всех собак на футболистов или кого-то еще. Думаю, что выводы надо делать, поостыв. В российском футболе хватает проблем. Работая в юношеской сборной, лично убедился, как сложно обстоят дела с резервом. На мой взгляд, зря затеян переход чемпионата России на систему «осень — весна». Понятно, что ряду клубов премьер-лиги он интересен. Но ведь наш футбол — не только они. Это низшие дивизионы, ЛФЛ, юношеские и детские соревнования. Когда им играть как не летом? У нас огромная страна, в которой нет крытых манежей. Может, когда со временем появятся хорошие арены под крышей, перейти будет и можно. Но, по-моему, это все-таки будет зальный футбол. Тот футбол, к которому мы привыкли, — другой.

Идеологи перехода и о болельщиках забыли. А ведь именно для них играют футболисты, работают тренеры, административный персонал. Давайте плясать от интересов зрителей. Как можно в снег и мороз с удовольствием наблюдать за игрой? Даже в центре России — никак. Не говоря об Урале, Сибири.

— Кто будет помогать вам в «Соколе»?

— Старший тренер — хорошо известный саратовским болельщикам Олег Терехин. Ему захотелось поработать на родине. Наш альянс сложился случайно. На правах давнего знакомого — все-таки в «Локомотиве» вместе играли, Кубок России завоевывали — Олег позвонил поздравить с назначением. И спросил: «А кто у тебя помощники?» Я замялся — вопрос еще не был решен. «Можно, я попробую?» — поинтересовался Терехин. Я согласился. Пока мы вместе с Олегом, с оставшимися в штабе Михаилом Дмитриевым и тренером вратарей Вячеславом Звягиным совместно перевариваем информацию, выстраиваем тренировочный процесс, отбираем игроков. Потери большие — порядка 15 человек. Им нужно найти замену, подровнять «физику», наиграть взаимодействия. Когда дойдет дело до занятий по амплуа, Терехин будет работать с нападающими. Ему есть что сказать — все-таки по 100 мячей и в «вышке», и в первом дивизионе забил.

— Что скажете об общем состоянии «соколиной» инфраструктуры?

— Я нахожусь на стадионе с восьми утра и до темноты. Смотрю, как работают команды всех возрастов. Приятно, что молодые футболисты занимаются на хорошем поле, а тренерам небезразличен результат их труда. Во многих городах видел: тренер бросил мальчишкам мяч — и делайте что хотите. В Саратове не так. Здесь хотят сделать футболистов лучше. Я побывал на домашнем матче «Сокола»-1996 с ульяновской «Волгой». Могу сказать, что в команде есть несколько очень хороших ребят, которые в будущем могут играть за мастеров. Хорош контакт с дублем, который также возглавляет Дмитриев. Главная команда — это ледокол, все остальные пусть тянутся за ней. Молодые футболисты должны стремиться в «основу». Поэтому важно, чтобы «основа» показывала хороший результат.

— Далеко от стадиона вас поселили?

— Я сказал, что 30 минут пешком до стадиона меня устроят. Клуб нашел квартиру на нужном расстоянии. К быту никаких претензий. Скажу по секрету: в Санкт-Петербурге квартира была хуже.

— Как семья отнеслась к вашему переезду в Саратов?

— Жена прилетела, будет со мной рядом. Ей тоже в Саратове понравилось больше, чем в Питере. Два сына остались в Москве.

— По городу уже успели прогуляться?

— Набережную повидал, еще когда был футболистом. Погулял там и пока не имел съемной квартиры — жил-то в «Словакии». Побывали с Терехиным на вашем «Арбате» — проспекте Кирова. Хороший, спокойный город. Для меня, коренного москвича, это спокойствие удивительно. В столице гораздо теснее.

— Напоследок — о вашем славном игровом прошлом. Какой сезон считаете лучшим в карьере?

— У меня не было самого запоминающегося сезона. Хотя… 1990 год, первый сезон во взрослой команде — «Локомотив». 36 матчей из 38 в первой союзной лиге. Я, 19-летний мальчишка — в такой серьезной компании. Тогда ведь играли «Пахтакор» (Ташкент), «Кайрат» (Алма-Ата), «Нефтчи» (Баку), «Таврия» (Симферополь), «Нистру» (Кишинев)… Со мной еще Юрий Васильевич Гаврилов играл. Переход из юношеского футбола во взрослый очень ярко запомнился. Всегда говорил ребятам в сборной: «Я такой же был. Ну почему вы не можете это, то?» Даже время выступлений за первую сборную не оставило таких воспоминаний. Я был сложившимся игроком, но в основном сидел на скамейке запасных. Лишь в последнем отборочном цикле, принесшем путевку на чемпионат мира в Японию и Корею, сыграл половину матчей, причем с самыми серьезными соперниками. Повидал, как говорится, всякое, шапку ни перед кем не ломал. А в юности… Помню, когда в первый раз вышел подавать мячи на стадионе «Торпедо», думал, что все смотрят только на меня. Потом это проходит.

СПРАВКА МК

Чугайнов Игорь Валерьевич. Родился 6 апреля 1970 года. Мастер спорта СССР. Играл полузащитником и защитником за «Торпедо» Москва (1986-1989, 1991-1993), «Локомотив» Москва (1990, 1994-2001), «Уралан» Элиста (2002). 4-кратный серебряный и 2-кратный бронзовый призер чемпионатов России, бронзовый призер чемпионата СССР, 5-кратный обладатель Кубка России. Провел 1 матч за олимпийскую сборную СССР, 3 матча за сборную СНГ, 27 — за сборную России. 8 раз входил в список 33 лучших футболистов страны. Работал главным и старшим тренером юношеской сборной России (2003-2006), тренером-селекционером и главным тренером дубля «Зенита» Санкт-Петербург (2006-2007), главным тренером дубля (2008-2009) и основного состава «Химок» Московская область (2009), тренер (2010) и главный тренер (2010-2012) «Торпедо» Москва. В «Соколе» — с 5 июня 2012. Женат, растит двух сыновей.

Никита Семёнов

Последние новости

  • загрузить еще