МК в Саратове

За здорово жуешь
Производителям БАДов закроют доступ к рекламе?
Есть надежда, что совсем скоро производители биологически активных добавок перестанут выдавать их за «чудо-лекарства» и приписывать свойство панацеи от всех существующих болезней. Навести порядок на хаотичном рынке БАДов решил антимонопольный комитет, обязав рекламодателей честно указывать, что данная продукция не имеет никакого отношения к лекарствам.
Со своей трибуны веское слово о БАДах сказали депутаты, предложив вообще запретить рекламу добавок по радио и ТВ. Однако саратовские эксперты сомневаются в эффективности предложенных мер.
Дать в лобби
Выдавать биологически активные добавки за лекарства, по сути, было запрещено и раньше. Согласно статье 25 федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных и пищевых добавок не должна создавать «впечатление о том, что они являются лекарственными средствами или обладают лечебными свойствами». Однако, судя по содержанию роликов на радио Россия, где часами рассказывается о средствах, якобы излечивающих все недуги, оценочное понятие «создавать впечатление» было трактовано производителями пилюль в свою сторону.
Более того, сегодня закон вовсе не обязывает рекламодателя предупреждать граждан о том, что БАДы не являются лекарственными средствами, чем ловкие маркетологи активно пользуются. Ситуацию решил исправить федеральный Антимонопольный комитет, опубликовав поправки к закону «О рекламе» и Административному кодексу, в которых ведомство обязало рекламодателей предупреждать, что БАД — это не лекарство. Изменения касаются рекламы как в газетах, так и на радио и телевидении.
Согласно законопроекту отныне реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее трех секунд, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд. За нарушение этих правил должностные лица будут оштрафованы на сумму от 10 тыс. до 20 тыс. руб., юридические лица — на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб.
Правда, борьба с недостоверной рекламой коснулась и обычных травников-целителей. В саратовских газетах до сих пор можно увидеть объявления разного рода знахарей, предлагающих как лечение травяными сборами, так и сами сборы. Отныне граждане, предлагающие свои снадобья, травы и чаи, также должны предупреждать, что они не являются лекарственными средствами. В противном случае им грозит штраф от 2 до 2,5 тыс. руб.
На сегодняшний день в России зарегистрировано более 9 тыс. наименований БАДов, больше половины из которых — российского производства. В 2011 г. объем российского рынка биологически активных добавок составил более 20 млрд руб. За последние десять лет он вырос почти в 15 раз.
— Насколько мне известно, за последние 5-7 лет ни одно ведомство так и не сумело ограничить или хотя бы пресечь недостоверную рекламу биологических добавок, — высказывает свое мнение диетолог Елена Березникова. — Можно догадываться, что отечественный рынок БАДов кто-то хорошо поддерживает, ведь если есть фармацевтическое лобби, почему не быть «маркетинговому»? Часто именно недостоверная реклама помогает продвижению БАДов. Скажи пациенту, что эти таблетки вовсе не лечат, а нужны лишь для профилактики заболеваний, так их никто и покупать не будет. Здоровый образ жизни и профилактика у нас не в моде, люди бегут к врачу или в аптеку только когда сильно «припечет».
Панацея без срока годности
Нужно отметить, что рост продаж пищевых добавок идет главным образом за счет отечественной продукции. По данным аналитического отраслевого агентства «Фармэксперт», ведущие игроки в РФ на рынке БАД — компания «Эвалар», московский завод «Диод» и компания «Фора-Фарм», причем абсолютный лидер среди них — компания «Эвалар», которая держит долю рынка около 20%, что в пять раз больше, чем у ближайших конкурентов.
Однако и по количеству нарушений в области рекламы «Эвалар» также может дать фору других производителям добавок. За последние три года компания неоднократно привлекалась к ответственности за ненадлежащую рекламу довольно известных препаратов, таких как «Турбослим», «Гинкго-Билоба», «Звездная очанка», крем-гель «Эндокринол».
Одно из последних нарушений «Эвалара» — ненадлежащая реклама биологически активных добавок «А/Д Минус» и «Инулин Форте Эвалар», выявленная в конце декабря 2011 г. комиссией ФАС. Компания незаконно позиционировала эти БАД как лекарства. Рекламодателю — ЗАО «Эвалар» — выдали предписание прекратить распространять недостоверные сведения. К слову, жалобу подала Российская диабетическая ассоциация, поскольку эти пищевые добавки рекомендовались к применению при повышенном артериальном давлении, а также для снижения уровня сахара в крови, чтобы предотвратить сахарный диабет. Большинство врачей считают, что от БАДов больше вреда, нежели пользы.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Татьяна ИОНОВА, главный внештатный кардиолог Саратовской области:
— Прием БАД отвлекает пациентов от лечения, и в этом главное коварство добавок. Для людей, страдающих сердечно-сосудистыми патологиями, замена адекватного лечения биологически активным добавками чревата инфарктами, инсультами и иными проблемами со здоровьем. У нас же получается как: производители рекламируют БАДы, которые обещают вылечить аритмию, гипертонию, ишемическую болезнь сердца, «почистить» сосуды и прочее. Пациенты им верят, пьют пилюли и запускают заболевание, что в кардиологии может привести к самым опасным последствиям. Как кардиолог я могу сказать: БАДы не способны вылечить ни одно сердечно-сосудистое заболевание. Поэтому, конечно, с такой недостоверной рекламой нужно бороться.
Впрочем, еще одна версия популярности БАДов, которую высказала Татьяна Ионова, также имеет право на существование. По мнению кардиолога, иногда пациенты просто не в состоянии приобрести все назначенные лекарства из-за их дороговизны, а предпочитают купить добавку, обещающую «десять в одном», то есть излечение всех сердечных недугов.
По убеждению Михаила Гераськина, директора Центра контроля качества и сертификации лекарственных средств в Саратовской области, рекламу добавок нужно ужесточать, поскольку идет подмена понятий и потребитель, покупающий коробочку с БАД, пребывает в полной уверенности, что приобрел эффективное лекарство.
— Во-первых, биологически активные добавки не проходят клинические исследования, поэтому говорить о том, что они помогают при том или ином заболевании, бессмысленно, — считает Михаил Юрьевич. — Во-вторых, контроль качества и безопасности БАДов, как отечественных, так и импортных, гораздо слабее, чем лекарственных средств. Поэтому такое широкое распространение добавок, и особенно под видом лекарств, может быть опасно для здоровья пациентов.
Ах ты, бад ползучий!
Попытку обуздать рынок БАДов недавно сделала группа депутатов Госдумы, которые призвали запретить рекламу добавок в СМИ.
Российские производители «пилюль счастья» сразу же встали на дыбы, сообщив, что во всем мире формирование и развитие рынка БАДов напрямую зависит от рекламы (только не указали, что — достоверной) и что без рекламы потребителю будет трудно ориентироваться в большом разнообразии добавок. Некоммерческое партнерство производителей БАДов опасается значительного падения продаж добавок, указывая, что это «нанесет сокрушительный удар по здоровью потребителей и аптечному бизнесу». Сказать, что эксперты партнерства лукавят, — ничего не сказать. Во-первых, по данным фармацевтов, основным ходовым товаром в аптеках являются все же лекарственные препараты (от 83 до 86% продаж по различным оценкам), а во-вторых, «здоровье потребителя» невозможно сохранить при помощи добавок к пище.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Евгения ВЕРИЖНИКОВА, доктор медицинских наук, профессор, клинический фармаколог:
— БАДы не имеют никого отношения к лечению болезней и должны использоваться только в качестве профилактики. Причем для пожилых людей, которые и являются основными потребителями БАДов, биологически активные добавки бессмысленны, поскольку их действие направлено на предупреждение того или иного заболевания, но никак не на лечение имеющегося. А у нас практически каждый человек после 60-65 лет имеет целый букет хронических недугов. Ведь у добавок, в отличие от лекарств, нет показаний к назначению. Если лекарства мы назначаем конкретно, исходя из того, что есть диагноз, есть болезнь и ее нужно лечить, то у добавок этого нет, как их можно рекомендоваться всем подряд? Считаю, что за всем этим стоит только коммерция, и ничего более. Но инициатива антимонопольного комитета также, на мой взгляд, довольно безграмотная, поскольку 3 секунды предупреждения в получасовой рекламе — это смешно, никто на это даже внимания не обратит. Полностью запретить рекламу добавок тоже не выход из положения, поскольку в этом случае вырастет теневой рынок добавок, появятся запрещенные БАДы, которыми будут торговать из-под полы. Гораздо эффективнее контролировать те же рекламные тексты, которые идут по радио и ТВ, чем потом отлавливать нарушителей.
Но в целом, по мнению Евгении Верижниковой, бум лечения добавками имеет те же корни, что и самолечение. Люди не доверяют компетенции врачей, их не устраивают очереди в поликлиниках и условия в стационарах.
— Увеличение и расширение рынка БАДов — результат дефектной системы отечественного здравоохранения, — подводит итог профессор.
Но пока чиновникам проще применить запретительные меры, чем заняться серьезной организацией рынка добавок. Бодро отчитаться о сумме наложенных штрафов, пожурить через прессу компании-нарушители и на этом закончить очередной этап борьбы с неорганизованным рынком биологически активных добавок.
Последние новости
- 09:53 Лже-юристы обманули жителей Саратова и Кирова на 34 млн рублей
- 09:42
В Энгельсе произошла тройная авария: есть пострадавший
- 09:30 Саратовчанка стала уголовницей из-за чужих денег
09:21 Переполненные баки: саратовцы требуют сменить мусоровывозящую компанию- 09:00 В Россию из Узбекистана пытались провезти мёд без документов
- 08:30 В Энгельсе на нескольких улицах отключат электричество
- 08:11 На въезде в Саратов прорвало водопровод
- 06:00 В Саратовской области прогнозируется снег
вчера 19:04 В Энгельсе школьный автобус попал в ДТП- вчера 18:10 В Саратове осужден подросток-закладчик
- загрузить еще