21 марта 2013 10:20

Аргументы недели. Поволжье

Золото Лысенко

Золото Лысенко

Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение по делу экс-главы Энгельсского района

В связи с передачей в суд уголовного дела в отношении Михаила Лысенко Следственный комитет РФ опубликовал основную фабулу обвинительного заключения. При этом сказано, что расследование уголовного дела завершено «в условиях организованного противодействия заинтересованных лиц».

Итак, Михаил Лысенко обвиняется в создании устойчивой вооружённой группы (банды) в целях нападения на граждан, организации убийства, совершённого членами банды, незаконном обороте оружия, совершённого организованной группой, похищении человека, организации преступления в отношении защитника в связи с производством предварительного расследования, связанного с причинением вреда здоровью, вымогательстве и получении взятки в крупном размере, легализации имущества, добытого преступным путём. Соучастники Лысенко обвиняются в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью с применением огнестрельного оружия, грабежах, вымогательстве и хулиганстве с применением огнестрельного оружия, сопряжённом с нанесением телесных повреждений.

По версии следствия, Лысенко с целью физического устранения возможных конкурентов при осуществлении предпринимательской, а в последующем политической деятельности в 1998 г. совместно с криминальным авторитетом Нефёдовым организовал устойчивую вооружённую группу (банду), противоправная деятельность которой осуществлялась на территории Саратовской области более 10 лет. Всего к уголовной ответственности привлечены одиннадцать участников банды, на счету которых двенадцать тяжких и особо тяжких преступлений.

Установлено, что в 2007 г. Лысенко, являясь главой Энгельсского района, получил взятку в сумме свыше 92 млн руб. за оказание содействия представителям коммерческой организации в выделении необходимого им земельного участка. Следователям удалось отыскать и наложить арест на часть принадлежащих Лысенко денежных средств, полученных незаконным путем, в сумме более одного миллиона долларов США, 42 золотых слитка, движимое и недвижимое имущество (плавающая дача, автомобиль премиум-класса, один из коттеджей в элитном районе города Энгельса и др.) на общую сумму более сорока миллионов рублей. При этом отмечается, что ежемесячная заработная плата Лысенко в должности главы муниципального района составляла не более 90 тыс. руб.

В рамках расследования уголовного дела установлен факт истязания в 2008 г. в учреждении УФСИН России по Саратовской области заключенного Нефёдова. Истязатели требовали от него сознаться в организации им единолично в 1998 г. убийства Николая Балашова. Только после принятия уголовного дела к производству Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации следователи вместе с Нефёдовым привлекли к уголовной ответственности за организацию убийства Балашова и Михаила Лысенко.

1 марта 2013 г. начальник СИЗО № 1 города Саратова Александр Ананьев за превышение должностных полномочий, пособничество в истязании Нефёдова вместе с осужденными Прохоровым и Черкасовым осуждены к длительным срокам лишения свободы. Организатор истязания, бывший сотрудник УФСБ России по Саратовской области Николай Мазюк скрылся от следствия и объявлен в международный розыск.

Также сообщается о том, что в процессе расследования уголовного дела в отношении экс-главы Энгельсского района и по его завершении «заинтересованные лица с привлечением представителей выборных органов власти путём распространения сообщений в сети Интернет и средствах массовой информации до настоящего времени ведут активную пропаганду невиновности Лысенко, распространяя ложные сведения о методах, результатах расследования, имеющихся доказательствах». Выявлены даже факты распространения подобных обращений от имени граждан России, проживающих на территории Саратовской области, непричастных к их авторству, в которых содержатся «не соответствующие действительности сведения о якобы неправомерных действиях следователей Следственного комитета Российской Федерации».

Следователи полагают, что действия в поддержку Лысенко направлены прежде всего на граждан, проживающих на территории региона, то есть потенциальных присяжных заседателей, с целью оказания на них давления и формирования у них ложного убеждения о невиновности Лысенко в преступлениях, в совершении которых он обвиняется. Однако «следствием собрано достаточно доказательств, в связи с чем уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено 19 марта 2013 г. в суд для рассмотрения по существу».

Василий Кубриков