13 августа 2013 19:10

МК в Саратове

Выход в от(к)рытое пространство

Выход в от(к)рытое пространство

Один взмах лопаты может поставить историю с ног на голову, полагает «МК» в Саратове» в День археолога

Со школьной скамьи Золотая Орда для большинства из нас была символом если не абсо­лютного зла, то начала определенно негативного и остро враждебного Руси. Однако известно, сколь субъективны и пристрастны могут быть письменные источники, на которых в значительной степени строится наше представление о былых эпохах. Есть такая профессия — родину расчищать, отделять зерна от плевел и устранять белые пятна в истории, в буквальном смысле откапывая новое. 15 августа те, кто этим занимается, отмечают свой профессиональ­ный праздник — День археолога.

Какие тайны скрывает знаменитое Укекское городище и правомерно ли считать, что Саратов аж на четыре столетия старше, чем принято полагать, нашему изданию рассказал сотрудник областного краеведческого музея Дмитрий Кубанкин, не первый год руководящий раскопками древнего архитектурного памятника.

Разрыв ордынского шаблона

«Русскому человеку, всю жизнь защищавшему татар от клеветы», — начертано на памятнике, установленном в Казани великому историку Льву Гумилёву, основоположнику знаменитой пассионарной теории этногенеза. Кто до сих пор не знает, один из частных выводов данной доктрины гласит: никакого татаро-монгольского ига не было, а имел место симбиоз, взаимодействие этносов и культур, равно выгодных обеим сторонам — Древней Руси и Великой Степи. Так ли это? В последнее время наметилась неприятная (лично для меня) тенденция к возрастанию количества критиков концепции Гумилёва. Однако мы, жители Саратова, имеем источник информации, с помощью которого можно найти уникальные ответы на многие вопросы отечественной истории. В том числе и те, что подняты Львом Николаевичем. Этот источник в буквальном смысле у нас под ногами: речь, конечно, о «волжских Помпеях» — о таинственном Укеке, третьем по величине и значению городе Золотой Орды.

Команда Дмитрия Кубанкина продолжает раскопки в центральной части городища, которые были начаты на 2010 г. и уже дали сенсационный материал для дальнейшего исследования и осмысления. В 2010-2011 гг. на участке одного из местных жителей было раскопано здание православного храма, который является самым древним в Нижнем Поволжье. Церковь существовала в Укеке в период с 1280-го по 1290 г. «Фресковая роспись, черепичная кровля, подвал довольно интересный, с припасами со всех концов света, — кратко характеризует найденное специалист. — В этом году мы расширили площадь раскопок и перебрались на соседний с обнаруженным храмом участок, территорию, где располагался русский квартал». Археологи неоспоримо установили: в XIII веке здесь, в Укеке, проживало русское православное население, и, как оказывается, довольно небедное. «Численность его оценивать пока затруднительно, потому что раскопана еще относительно небольшая площадь», — отмечает Дмитрий Кубанкин. Но результаты уже налицо: по итогам раскопок впервые за всю историю изучения Увекского городища сделаны графические реконструкции лиц местных жителей образца XIV века, мужчины и женщины. Спокойные, вполне европейские лица без какой-либо примеси пресловутой «дикой азиатчины». По исследованиям партии Кубанкина специалисты Института археологии РАН в Москве установили и рацион питания жителей Укека. Так вот, более 40% его составляли белуга, стерлядь и севрюга! Что и говорить, вкусно ели наши предшественники.

Помимо рыбы, питались мясом — преимущественно бараниной, чуть меньше говядиной, куда меньше свининой. Все мясо было с рынка: это видно по разделке туш, в археологическом ракурсе — по разрубленным костям и проткнутым бараньим лопаткам. Картина меняется разительным образом: угнетенные татаро-монгольским игом древнерусские рабы, живущие и нищете и забвении, уступают место вполне благополучным русским жителям ордынского города, которые занимаются ремеслами и торговлей, возводят собственный храм, питаются белугой и купленным на рынке мясом не последнего разбора.

Заманчиво «русский» Укек

Согласно последним исследованиям, русское население появилось в этих местах в 60-70-х гг. XIII века, то есть практически сразу же после основания Укека. Первоначально ареалом их обитания стала ремесленная окраина городка, где стояли металлические горны и шла выплавка железа. Город набирал экономическую мощь, помалу росло благосостояние его жителей, в том числе и древнерусской диаспоры: в 1280 г. началось строительство православного храма на каменном фундаменте. В 1290-х гг. произошел сильный пожар и храм выгорел. «На том участке, на котором работаем сейчас, мы раскопали апсиду (полукруглый выступ здания, который в свое время был перекрыт полукуполом или сомкнутым полусводом. — Авт.), то есть алтарную часть храма», — рассказал Дмитрий Кубанкин. По его словам, в храмовом комплексе найдено такое богатство керамического материала, которого ни разу не находили на территории исконных русских земель. Одна эта находка характеризует, насколько централизованной была торговля средневекового Укека, сколько нитей сходилось в один узел в этом месте. В находках аккумулировалась огромная география контактов: на археологическом материале можно отследить активные торговые связи города Золотой Орды с Италией, Византией, Китаем, Ираном, Прибалтикой...

Есть очень интересный и важный для нас, современных обитателей Саратова, нюанс: процент русского населения в Укеке как нигде велик. «Это явствует из найденной керамики. У русских была специфическая посуда, ее ни с чем нельзя спутать, и русские горшки составляют порядка 10% от всей посуды», — объясняет Дмитрий Кубанкин. Это очень много: так, на Царевском городище (памятник археологии в Волгоградской области, где расположены развалины Сарай-Берке, или Нового Сарая, «второй столицы» Золотой Орды. — Авт.) соответствующий показатель составляет менее 0,1%. Кроме того, вдоль Укека был разбросан целый ряд древнерусских поселений — это также явствует из находок. В городе фиксировалось многонациональное население, которое умело сосуществовать мирно, и русские являлись довольно состоятельными жителями, занимались торговлей, промыслами, ремеслами и являли собой яркую и интересную страницу в «новых летописях» Укека.

Наиболее интересно то, как все это тут уживалось. Что давало эту стабильность. Причина, скорее всего, одна — сильная власть хана, которая обеспечивала закон и порядок. До 1360-х гг. эта власть была незыб­лема. Укекский мир и согласие интересно соотнести с современностью и, в частности, с последними событиями в Пугачеве. Не мешало бы и подучиться, но чтобы извлечь уроки, нужно получше узнать историю этого города и этих людей. А пока перед нами есть факты: многонациональное население более века жило мирно. Однако стоило ханской власти ослабнуть в результате двух эпидемий чумы, прокатившихся через Укек во второй половине XIV века, стоило болезни «расщепить» ядро государства, которым являлся этот город, начались разброд и шатание, 20-летняя гражданская война — и все, конец. «Железный хромец» Тамерлан добил город, обладавший столь ярко выраженным русским сегментом.

«Должно прийти понимание, что история Золотой Орды — это наша, российская история, не надо говорить, что это история татар. Русь входила в состав Золотой Орды. Можно спорить о бедствиях, принесенных появлением монголов в русских землях. Но история не терпит сослагательного наклонения: еще неизвестно, что было бы, не будь у нас Золотой Орды», — ярко формулирует Кубанкин.

Недостающие звенья в цепи

В свете всего вышесказанного очень привлекательно продлить историю нашего города в глубь веков, «состарить» Саратов как ареал непрерывного обитания культурного городского населения — едва ли не до тысячи лет. Проще говоря, отодвинуть дату основания Саратова (1590 г.) до даты основания Укека (первое упоминание, сделанное великим путешественником Марко ПОЛО, — 1262 г.). Такие попытки были. Правда, сами археологи считают их сугубо политическими декларациями. Имеющийся на данный момент материал не позволяет сделать такие выводы. Нужно четко разделять ордынский город Укек и русскую крепость Саратов. Два столетия разрыва между ними — между 1395 г., который принято считать годом конца Укека, и основанием Саратова — пока невосполнимы. Должна быть археологически зафиксирована преемственность культур, выстроена непрерывная цепь событий из XIV через XV и XVI век. Чтобы сделать возраст Саратова более солидным, нужно заполнить громадный исторический вакуум протяженностью в двести лет. Пока ничего подобного нет — и не предвидится. «Мы вырабатываем очень неплохой бренд — Укек, делаем его научным, с тем чтобы было не стыдно на мировом уровне показать. А вот такими резкими и необдуманными заявлениями о «тысячелетнем» Саратове его можно мгновенно дискредитировать и уничтожить», — предостерегают археологи.

Интересно другое: а куда же делись те русские, которые обитали на берегах Волги в таком количестве, после разрушения государства? Дмитрий Кубанкин не верит, что все они погибли от чумы, от нашествия Тамерлана, от иных бедствий. Впереди громадные исследования, которые, по мнению историка, измеряются даже не годами, а поколениями археологов: по-хорошему Увекское городище потребует усилий минимум двух таких поколений, полагает он. В научной среде долгое время бытовало мнение, что Увекское городище не имеет научного потенциала, поскольку полностью уничтожено современной застройкой. Археологическая партия Дмитрия Кубанкина доказала обратное. Более того, если среднестатистический культурный слой для ордынского города — это 60-80 см, а полтора метра — уже очень хороший, то этот слой для Увекского городища попросту колоссален — четыре (!) метра. Что это обещает, что сулит?

Мы имеем возможность убедиться, что работа археологов в корне меняет и процитированное выше, и иные, еще недавно канонические, представления. Достает из-под земли новые исторические тайны. Формулирует новые задачи, которые, быть может, покажут нам всю отечественную историю в принципиально новом свете.

Сокровища у нас под ногами. Иди и копай.

Антон Краснов