26 ноября 2013 18:48

МК в Саратове

Пленительный кавардак

Пленительный кавардак

Рецепт таланта и быловства от АТХ

Они всегда были праздником. Карнавалом. Путешествием в другую реальность. «Незаживающим раем», который тревожил и тревожит наши души. Поводом для того, чтобы мы, вовлекаясь в эту упоительную игру, стали почти детьми и сбросили с себя путы условности и стереотипов, суетности и амбизиозности. Они всегда говорили с нами предельно честно. И дерзко вплетали трагическое в веселое, и разбавляли драматизм буффонадой и гротеском.

Они остались верны себе. 21 и 22 ноября актеры Академии театральных художеств, широко известные своим поклонникам под веселой и звонкой аббревиатурой АТХ, дали в студенческом клубе СГУ два спектакля. Два спектакля, приуроченных к 25-летию театра, основанного 20 ноября 1988 г. Оба показа благотворительные — в помощь приемной семье из села Рыбушки Саратовской области бывшей актрисы театра Евгении КАЛИНИНСКОЙ. Впрочем, я, кажется, сморозила непозволительную глупость, потому как бывших актеров АТХ не бывает. Они настоящие. Были. Есть. И, не сомневаюсь, будут впредь. Поэтому два спектакля и превратились в событие для города. Событие, которого мы все ждали и немного боялись. Потому что… столько лет прошло. Терзали сомнения: как они будут играть? как партнировать друг другу и соответствовать запросам своего худрука?

Вот уже десять лет нет в Саратове работающего ныне в Москве основателя и художественного руководителя АТХ Ивана ВЕРХОВЫХ. Вот уже десять лет нет в Саратове и самого театра. Хотя по городу упорно, вполне в духе ХАРМСА, шуршат слухи, что театр этот есть и даже где-то кто-то видел его спектакли. Подобная версия, полагаю, могла бы позабавить самих АТХовцев. Потому что легендами и эпосом обрастает только по-настоящему значимое дело.

Все артисты АТХ востребованы, хотя и работают в разных местах. В Саратовской драме на радость поклонникам их дара служат Елена БЛОХИНА и Юрий КУДИНОВ. В Москве работает большая часть птенцов гнезда Ивана Ивановича. Все в разных местах. Собрать компанию воедино было, полагаю, непросто. Ведь у каждого человека свой жизненный ритм, свои задачи, свои идеи, своя жизнь. Но кроме своей личной, частной жизни, у каждого из этих людей есть свое особое, сокровенное бытие в стиле АТХ. И они остались верны этому бытию. И не просто звонко, мастерски и весело тряхнули стариной, не просто устроили ностальгическое путешествие в нашу (и свою!) юность. Они дали, не побоюсь этого слова, выдающийся мастер-класс по искусству жить, а не уныло тлеть, мрачно выживать или законопослушно функционировать, не включая мозги и воображение.

АТХ щедро поделилась с саратовцами — и своими верными, старыми друзьями, и совсем юными людьми, которые никогда не видели АТХ прежде, но слышали про него от родителей, рецептом… счастья и гармоничного быловства.

Итак:

1. Если вы хотите добиться в жизни чего-то яркого, интересного, нетривиального, помните: надо, совсем как актеры этого удивительного сообщества, научиться сигать через крепостную стену реализма. И не бояться сломать ребра, ноги, а также ободрать о грубость кирпичей свои спины, коленки и, конечно, души. Куда же без них, невидимых, легоньких, но так мучительно болящих!

2. Если вы хотите уметь смеяться, когда хочется плакать, то есть смысл и необходимость выращивать и совершенствовать свою душу — в духе замечательной актрисы Елены Блохиной: ее Ежик из грустной сказки для взрослых Сергея КОЗЛОВА «Правда, мы будем всегда?» заставляет глаза увлажняться слезами и сейчас. Ну а ее пластическое и драматическое мастерство в фантазии по Хармсу выше всяких похвал.

3. Если натура ваша жаждет соприкосновения с глубинами философии, понаблюдайте за игрой Юрия Кудинова. Это — магия и высокоинтеллектуальная игра одновременно. Иногда он молчит на сцене, а ты глохнешь от… неистового крика его молчания.

4. Если ваше сердце открыто гротеску и буффонаде, если хотите научиться говорить о самом сложном без слов, если вам близка вселенная метаморфоз, возьмите уроки у Виталия СКОРОДУМОВА, Сергея ГАНИНА и Дмитрия ЧЕРНЫХ. Их игра в показанном зрителю фрагменте из фантазии по Даниилу Хармсу «Почему я лучше всех?» есть феерический коктейль из мастерства мимов и клоунов, трагиков и комиков в одном лице. Это тот самый случай, когда даже… пятки актеров превращалась в премьеров! Шедевральный Хармс отмечен настолько вкусными и точно выверенными пропорциями смешного и грустного, что блюдо получилось такое, что у зрителя текли слезы от остроты подобной театральной кулинарии. Плакали и смеялись одновременно.

5. Если для вас важно чувствовать и знать поэзию, если ощущаете силы и внутренний потенциал открыть ее для себя, поучитесь этой «поэтической волне», поэтической проникновенности у Инги МОНАЕНКОВОЙ — ее страстное и проникновенное чтение Федерико Гарсиа ЛОРКИ создало особую, возвышенную атмосферу в зале. Актриса не просто прочитала, погрузилась в эти волшебные, страстные образы, но своей актерской волей погрузила в них весь зал, потому что аура Лорки, музыка его стиха пропитали зал.

6. Если вы хотите стать свободным человеком, человеком, решительно отторгающим любые виды рабства, непременно добавьте в список обязательного чтения Евгения ПОПОВА, Сергея КОЗЛОВА, Владимира КАЗАКОВА и, конечно, Даниила Хармса — любимых авторов этого талантливого театра.

7. Если вы прочитали все это, то, конечно, уяснили: истинная правда, что Даниил Хармс и компания под названием АТХ были всегда. В самые хмурые, неулыбчивые и не склонные к альтернативности мышления времена.

Были… Какое грустное слово. Покидая после спектакля зал, театралы обменивались впечатлениями, и слова «счастье» и «грусть» звучали в уличной какофонии чаще других. Счастье, что этот театр был у города. Грустно, что его уже нет и этот ноябрьский микс из нескольких спектаклей принес радость Встречи и одновременно безжалостное понимание: город С., отмеченный рождением коллектива, где оказалось сконцентрировано столько ярких индивидуальностей, утратил театральное чудо. «Академики» устали бороться с бездомностью, безденежьем. Они ведь все не только волшебники, но и просто люди. Люди, у которых есть семьи, проблемы, надобности.

Они вновь проявили волшебство, убив одновременно двух зайцев: отметив двумя этими спектаклями собственный, общий день рождения и оказав помощь детям. Финал спектакля, когда каждому актеру, выходящему на поклон, вручалось по цветному воздушному шарику, а художественный руководитель полуреально, полусимволически омывал своим любимым актерам ноги, был вообще фееричен. К тому же актеры ведь не просто выходили на поклон — они произносили некую особую, блескучую, переливчатую, искрометную фразу.

— А может, это и хорошо, что АТХ уже нет? — высказала совершенно еретическую, на мой взгляд, мысль близкая подруга, старая театралка.

— Ты сошла с ума? — разъярилась я.

Подруга философски завершила свою мысль:

— А ты вообрази, если бы они жили-были до сих пор в той же бездомности и неприкаянности. Этот оплот самоотверженности и альтруизма не мог ведь продолжаться вечно. Люди в конечном итоге обозлились бы, раздосадовались, разочаровались. Утратили бы лучшую часть самих себя — ту, что сейчас позволила им сотворить такой праздник. Они не позволили себе тлеть и агонизировать. Только и всего.

Они исчезли, чтобы… остаться, — подумалось мне. Так просто. Так сложно. Так невообразимо. Теплым ноябрьским вечером они «как беззаконная комета в кругу расчисленном светил» ворвались в театральную жизнь Саратова и устроили пленительный кавардак в наших мыслях и желаниях. Они поселили в нас тоску по какой-то другой, высшей, более совершенной жизни. Волшебник Верховых знает, как сотворить ключ к двери в эту жизнь. Вы видели его глаза? Он очень многое знает, о многом догадывается, а кое о чем даже рассказывает нам.

Мой восьмилетний сын прошел проверку, посетив этот спектакль. Он громко кричал «Браво!», а потом сказал мне, что этот спектакль для детей, которые не хотят становиться взрослыми, и для взрослых, не забывших, каково это жить детьми. Тоже в своем роде лаконичная рецензия.

Зрители толклись на улице, многие фотографировались на память о вечере на фоне университетского памятника. Доносились обрывки фраз:

— Иван Иванович не меняется. Красавец, черт! Чертовски талантливый тип и не стареет ни шута.

— А Волков, Волков-то хорош. Саркастичен и шевелюры роскошной не растерял…

— Женя Калининская — умница и особую стать приобрела. Дети, должно быть, в нее эту одухотворенность добавили… Она раньше на сцене так не светилась

— А Виталик Скородумов что творил! Ну-у, я просто умирал над ним. Он всегда был хорош, но ТАКИМ я его еще не видывал!

Кто-то из зрителей закрепил на деревце билет АТХ. Билет трепетал на легком ветерке, и ветер читал выведенную на нем сакраментальную фразу: «Добра пожалуйте!» И это было не просто игрой слов, не просто намеком на меценатский взнос. Это озвучивало мировоззрение: художественный руководитель АТХ и актеры этого удивительного сообщества жалуют в мир добро и призывают нас к подобному. Давайте постараемся их не разочаровать.

Джиномания от «Самоката»

Трагикомедия Дональда Ли КОБУРНА «Игра в джин», которую взял в свой репертуар театр магии и фокусов «Самокат», — это, я вам скажу, серьезный и красивый фокус. Грустно и смешно. Подчас гротесково, подчас трогательно до слез. Но на протяжении всего спектакля неизменно захватывающе.

Спектакль двух актеров — это всегда обязывающе. Двое актеров — Сергей и Маргарита ЩУКИНЫ возводят на сцене целый мир. Мир не просто двух пожилых, одиноких, а значит, явно не очень счастливых людей, оказавшихся на казенном пансионе под закат своей жизни. Нет, это прежде всего Вселенная мужчины и женщины, обретающих или, точнее, пытающихся обрести смысл жизни в общении друг с другом. Их диалог, обрамленный карточной игрой, это и флирт, и спор, и противостояние, и робкое стремление понять другого человека, и еще более острое желание быть понятым и услышанным… А за всем этим и юмор — подчас очень хлесткий, и агрессия на себя и на всех окружающих, посмевших поступить с ними вот так, и робкая надежда, что все образуется, и самообман, и последний аккорд — отсутствие каких-либо иллюзий.

«Игра в джин» патриархальный и современный спектакль одновременно. Он, в сущности, вне времени и пространства. И хотя герои носят английские имена, все эти диалоги вполне можно представить в условиях российского быта. Режиссеру спектакля заслуженному артисту России Сергею Щукину удалось не пересластить и не пересолить действо, состоящее преимущественно не из событий — из слов. Из слов-признаний и слов-обвинений, слов-сетований и слов азарта. Но то, как вяжутся эти слова, какими жестами, мимикой, пластикой они сопровождаются, завораживает. Спектакль деликатно выстроен. Актеры, супруги, всю жизнь работающие вместе, идеально взаимодействуют друг с другом. В результате умного, сбалансированного понимания и родилась на сцене их театра тонкая, настроенческая постановка, которая может оказаться одинаково интересна и тем, кому 17, и тем, чей возраст определяет эта же самая цифра, если переставить единичку и семерку местами.

На программке спектакля режиссер поместил стихотворение Александра Сергеевича ПУШКИНА. То самое, что заканчивается строчками «И может быть — на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной». Это стихотворение — своего рода мудрый и сокровенный камертон всего спектакля. В прочтении актеров есть если и не светозарная вера, то робкая надежда на лучший удел для людей, оказавшихся в столь грустных интерьерах старости. И гуманистичность этого подхода озаряет постановку, очищает ее от уныния и депрессии. Это спектакль о людях, желающих любить. Несмотря ни на что! Даже разучась любить, желающих, жаждущих вновь обрести этот священный дар! Ведь все мы люди ровно настолько, насколько нам дано любить, сострадать и принимать другого.

Материалы полосы Светланы Микулиной