29 января 2014 12:27

МК в Саратове

Счетчик по нужде

Счетчик по нужде

Установка общедомовых счетчиков не облегчила жизнь саратовцев, но показала почти нулевую защищенность их от произвола управляющих

Возможно, краски сгущены. Однако приходится судить по письмам и обращениям читателей. А в них, увы, проглядывается одна проблема — незащищенность потребителей коммунальных услуг. При наличии, можно сказать, стада надзирающих тот, которого обязаны защитить, практически затоптан в грязь, то бишь жилищно-коммунальную муть и жижу. Ну не сам потребитель, а его права.

Характерный пример нашего читателя, его поиска защиты своих прав. Якову Корниловичу БЕЛУГИНУ, между прочим, 80 лет. Он уже не в первый раз к нам обращается. И даже как-то удалось с нашей помощью решить одну бытовую проблему.

Нынешняя проблема, увы, получила широкое распространение. Если коротко, то имя ее — воровство коммунальной услуги в угоду какого-либо лица. Чаще юридического. Кто-то берет электро- или теплоэнергию, а платят за нее жильцы дома. А в старые времена, когда граждане платили лишь 20-30% от себестоимости услуг, расплачивался бюджет. Когда пропагандировали установку общедомовых счетчиков, убеждали, что благодаря этим приборам всем все станет ясно, кто и за что платит, отчего жить станет и легче и веселей. Но ныне многим жильцам не до смеха. А все по причине общедомовой нужды, которую они вынуждены оплачивать. Оказалось, что общая нужда — дорогое удовольствие. Иногда за общий свет платят больше, чем за свой. Та же картина и с общими водой, теплом и так далее.

По предположению Якова Корниловича, жильцы дома платят за теплоэнергию, которую потребляет и магазин «Пятерочка», расположенный на первом этаже. А дом-то всего восьмиквартирный. Вроде бы нет ничего проще: смотри, сколько накрутил общий счетчик, дели на метры площади, умножай на тариф и бери плату за отопление. Как только был установлен прибор учета тепла, резко возросла плата за отопление в этом доме. Потому-то и вкралось в душу Якова Корниловича подозрение, что только с жильцов берут за тепло. Иными словами, показания домового счетчика делят только на площадь жилых помещений, а магазин как бы ни при чем. И он стал звонить, писать, ходить по всем инстанциям. Бить в колокола или по кумполу компетентных органов.

В апреле 2010 г. Белугин получил ответ от управляющей организации, которая обслуживала их дом, — ООО «Стройкомплект», в котором с завидной наивностью сообщалось, что «в жилом доме № 205 по улице Огородной первый этаж занимает магазин «Пятерочка». Специалистами по эксплуатации жилого фонда… составлен акт о том, что система теплоснабжения в магазине централизованная, имеются трубопроводы для подачи теплоносителя, а также стояки с радиаторами. В настоящий (так в официальном ответе. — Авт.) им выдано предписание о понуждении заключения договора на теплоснабжение».

Почему им, а не ему, то есть магазину? И кому «им»? Стоякам с радиаторами? Все было бы смешно, когда бы не было столь грустно — до отвращения. Ведь в том же письме сообщается, что месячный объем тепловой энергии (в доме, где нет горячего водоснабжения!) составил 12,7 Гкал! И почему-то 5 тонн теплоносителя. И это в восьмиквартирном доме! А плата за один кв. м в месяц составляла 94 руб. Смешно?

Ясно, что такая плата получилась по причине, что магазин, видимо, не платил, его же еще не понудили к заключению договора на теплоснабжение? А ведь это не жилье. И владельцев «понудить» до начала отопительного сезона было просто — отказав в подаче горячей воды в «их» трубы. Прибежали бы как миленькие! И тут возникает еще одно мнение: уж не брали ли с магазина плату за отопление без всяких договоров, при этом обязав официально и по закону платить за обогрев этой немалой жилой площади жильцов?

Чтобы не возникало никаких подозрений, сомнений и мнений, нужно немногое. Всего лишь показать жильцам расчеты, какой объем учитывается и на какую площадь делится.

Но этого-то и невозможно получить. Вот ответ от «Стройкомплекта», полученный Белугиным 3 марта 2011 г. (как видите, спустя год): «…с магазином «Пятерочка»... имеется заключенный договор на снабжение тепловой энергией, по которому ежемесячно оплачивается потребленная тепловая энергия». А где расчеты? Опять неясность.

Впрочем, по утверждению Якова Корниловича, в последние годы к плате за отопление у него нет претензий. Хотя и восторга не вызывает. Но Белугин бьется именно за тот период, когда драли-скребли нещадно с жильцов за тепло, а именно зима-весна
2010 г. Увы, бьется рыбой об лед равнодушия чиновников.

Федеральная служба с многообещающим названием «Служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» оказалась неспособной помочь, так как, согласно ее ответу, не имеет на то полномочий. Иными словами, благополучие человека совершенно не страдает, когда его, как козу дерут, обдирают. В общем, назначают грабительские цены за комуслуги. Все-таки платить за отопление почти 100 руб. за метр — тут даже у козы способность к блеянью исчезнет напрочь. Служба порекомендовала обычную процедуру — обратиться в суд. Все так советуют. И если все решать через суды, зачем держать в государстве надзирателей за нашим благополучием?

Прокуратура Заводского района занималась разбирательством обращений Белугина. Но почти безрезультатно. Денег по переплате за тепло за период январь-апрель 2010 г. жильцы так и не получили. А отвечали  из райпрокуратуры в общем-то туманно.

Например, в ответе от 18 марта 2012 г. читаем, что «в связи с выявленными нарушениями… внесено представление с требованием произвести соответствующий перерасчет, а также с постановкой вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности».

Привлекли? До сих пор неизвестно. Но главное, что переплату за вышеуказанный период жильцы фактически не получили.

В ответе от 23 июля 2012 г. удивило следующее утверждение: «расчеты с нежилым помещением по теплу и горячему водоснабжению ведутся отдельно от жилых помещений и на расчетах жильцов не отражаются».

Вообще-то жильцы не зеркала, чтобы в них магазин отражался. И в доме нет централизованного горячего водоснабжения. Горячая вода — от газовых колонок. И при чем тут плата за теплоэнергию? И главное, при общем счетчике отражается, а точнее, учитывается все. И жилые, и нежилые метражи. Зато из этого ответа мы узнаем, что площадь дома без учета магазина — 143 кв. м, а площадь магазина — 139. Так вот откуда такая «горячая» ставка за тепло зимой 2010 г. — 94 руб.! При средней 45 руб. за метр. Площадь магазина почти равна всей площади, которой пользуются жильцы. Не учли магазин, и в платежках отразилась двойная цена за метр в квартирах несчастных жильцов. В ответе от 12 ноября 2012 г. первый заместитель прокурора Заводского района А.А. ТРИШЕВ заверил Белугина, что «в результате технической ошибки (?! — Авт.)… не был учтен объем тепловой энергии, выставленной в адрес нежилого помещения… будет произведен перерасчет (снятие) за отопление излишне начисленного объема… будет отражено в платежных квитанциях за ноябрь 2012 г. Указанный вопрос взят прокуратурой района на контроль…»

Взят, да, видимо, потерян. По словам Белугина, перерасчет за «спорный период» в платежках так и не отразился. Он опять обратился в прокуратуру. Та перенаправила в жилищную инспекцию, которая получила полномочия на контроль за правильностью начисления платы за ЖКУ только с сентября 2012 г. А значит, проверить правильность начисления 94 руб. за кв. метр в месяц за тепло в январе-марте 2010 г. инспекция не может. В райпрокуратуре об этом не знали? Удивительно? Пожалуй, показательно. Это пример того, как потребители остаются беззащитны перед… счетчиками, накручивающими на их бедность чью-то нужду.