08 июля 2015 13:31

МК в Саратове

Гнильё  моё

Гнильё моё

Весомый аргумент
По привычке, сформировавшейся в советские времена, покупатели привыкли считать упаковки килограммовыми, а пакеты молока — литровыми. То, что молоко давно разливают в тару объёмом 900 мл, далеко не секрет, как и 800-граммовые упаковки гречки, пшена или риса. Но страсть к экономии многих изготовителей просто удивляет: в продаже появились коробочки чая, в которых не 25, а 24 пакетика (производитель ООО «Юнилевер Русь»). Сметана в стаканчике имеет не привычные 200 граммов веса, а 180 (производитель ОАО «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН» и ОАО «Компания ЮНИМИЛК»). Кефир в пластиковых бутылках также перешёл на вес 835 граммов, как и молоко. Да что там говорить, даже пиво подверглось «усушке и утруске».  
В торговых сетях Саратова были обнаружены продукты пивоваренной компании «Балтика»: бутылки объёмом 0,44 л и 0,47. Примерно такой же объём — 0,46 л имеет хмельной напиток, изготовленный пивоваренным заводом «Вена», в спину ему дышат «Объединённые пивоварни Хайнекен» с крепким пивом, разлитым в жестяную банку 0,49 л.
Правозащитники рекомендуют покупателям, желающим сэкономить, внимательно читать ценники: на них указана информация по реальному объёму продукта.
В последнее время саратовцы столкнулись с неожиданным явлением: в магазинах стали выдавать «исчезающие» кассовые чеки. Фискальный документ превращается в белый листок бумаги буквально за неделю, на нём невозможно разобрать наименование и цену товара.
Как объясняют эксперты, сейчас чеки печатаются на термохимических лентах, и такая печать крайне недолговечна: символы легко исчезают при перепаде температур, выгорают на солнце за несколько часов и быстро стираются механическим путём. К слову, банковские квитанции также печатаются на термолентах, однако здесь совсем иная ситуация: история движения денежных средств хранится на сервере каждого банка и можно без проблем получить выписку со счёта. С магазинными чеками всё сложнее: с обычной белой бумагой, которая когда-то была первичным учётным документом, выданным потребителю, вернуть или обменять товар будет крайне проблематично.

Кстати, по поводу фотографирования ценников.
Одна из основных уловок, к которым прибегают торговые сети, — двойная цена.
Пожалуй, нет такого покупателя, который бы не столкнулся со следующей ситуацией: в магазине берёшь с витрины товар, запоминаешь его стоимость, а на кассе этот товар пробивается по другой цене, в основном завышенной. Кто-то из потребителей в этом случае просто возмущается, но забирает покупку, кто-то возвращает товар. Кассиры объясняют несоответствие цен на ценнике и на кассе тем, что якобы администратор не успел поменять ценник в зале, а в компьютере уже заложена новая стоимость. Как разрешить эту ситуацию?

Переоценка ценников
Согласно законодательству покупатель имеет право получить товар по той цене, которая на нём указана. Никакие оправдания, что продавец забыл поменять ценники, не действуют. Ведь в этом случае администрация магазина нарушает федеральный закон «О защите прав потребителей», где чёрным по белому указано: покупатель всегда платит за товар не больше того, что указано продавцом на ценнике. Согласно п. 1 ст. 10 закона продавец обязан своевременно предоставлять всю необходимую и достоверную информацию о товарах, давая клиенту возможность сделать обдуманный, правильный выбор. П. 2 ст. 10 уточняет: среди таких сведений должны быть точная цена в рублях вплоть до копейки и полные условия приобретения товара.
Правда, доказать, что на ценнике была указана именно та стоимость, по которой потребитель приобрёл товар, не всегда получается. Как только покупатель поднимает шум о двойной цене, продавцы немедленно убирают старый ценник с товара. Защитить свои права можно одним способом — сфотографировать ценник. Многие магазины знают об этом и «страхуются»: вешают при входе предупреждения о том, что фото- и видеосъёмка запрещены.
Но, как указывает Вячеслав Антонов, никто не вправе запретить покупателю делать фото товара.
— Фотосъёмку ценника потребитель используется для защиты своих прав, поэтому она не может являться нарушением, — указывает правозащитник. — Ни продавцы, ни охрана не могут препятствовать фотосъёмке. К слову, всегда нужно помнить, что у охранника нет прав на то, чтобы досматривать сумку покупателя, требовать предъявить паспорт или запретить фотографировать ценники и товар.
Интересно, что впервые о праве покупателя запечатлеть магазинный чек сообщил премьер-министр Дмитрий МЕДВЕДЕВ ещё в 2013 г. Он назвал действия людей, которые фотографируют продающиеся в магазинах товары или ценники, «абсолютно законными». «Если вы это используете не для коммерческих целей, если вы просто ценник фотографируете, то это абсолютно законно, соответствует правилам розничной торговли и законодательству», — сообщил премьер-министр. Такую фотофиксацию ценников и товаров он назвал «методом народного контроля».

Вам не жирно?
Продажа просроченных продуктов — главная «летняя» проблема, на которую жалуются саратовские покупатели, сообщили  в саратовском Центре защиты прав потребителей. Нарушения при транспортировке, нарушения условий хранения и жара приводят к тому, что потребители стали чаще травиться некачественным провиантом.
— В день нам звонят 150 человек, часть из которых сообщает о просроченных продуктах, — рассказывает Вячеслав Антонов. — Однако, как показывает практика, большинство саратовцев, увидев, что сыр, колбасная нарезка или молочный продукт не пригодны к использованию, просто его выкидывают. Некоторые, не обратившие особого внимания на внешний вид продукта, употреб­ляют его в пищу, и результатом становится пищевое отравление. Покупатели звонят нам и жалуются, хотя порядок действий в этом случае должен быть иным. Нужно либо возвратить продукт в магазин, либо обратиться в Роспотребнадзор, но лучше всего — в прокуратуру. Особенно актуально это при случае пищевого отравления, которое можно зафиксировать, взяв справку от врача или фельдшера скорой помощи. Работники прокуратуры проведут проверку, и чем больше заявлений от граждан принято, тем быстрее в наших торговых сетях будет наведён порядок.
Однако во время кризиса даже вполне съедобные продукты назвать качественными довольно сложно. Как рассказывают специалисты Саратовского областного общественного фонда защиты прав потребителей, наибольшее количество обращений по продуктам питания касается ухудшения качества.

Как указывает Алексей Антропов, бороться с некачественным продовольствием, где вместо молочной основы — растительные жиры, вместо мяса — водоросли, довольно сложно.
— В одной из крупных торговых сетей мы сняли с продажи сливочное масло нескольких российских производителей, поскольку экспертиза показала, что продукт содержал растительные жиры, а это является нарушением требований Технического регламента, — рассказывает правозащитник. — Такой продукт должен называться спредом, но никак не маслом. Но сейчас продукцию этих производителей (в основном самарских и пензенских) я вижу в других торговых сетях.
Магазины и производителей не смущает ничто: ни крупные штрафы (по 150-300 тыс. руб.), ни экспертиза, ни жалобы потребителей. Более того, производители не боятся даже Роспотребнадзора. Здесь уместно вспомнить историю с творогом одного из саратовских производителей. Весной
2014 г. воронежские общественники приняли обращение потребителя в отношении обез­жиренного творога. Провели экспертизу, которая выявила фальсификацию молочной продукции и сочла такой продукт некачественным и опасным для здоровья людей. Творог того же саратовского производителя в январе 2015 г. был признан растительным фальсификатом, о чём оповестило управление Роспотребнадзора по Нижегородской области. В мае 2015-го тот же самый продукт был признан фальсификатом из-за содержания в нём немолочных видов сырья, об этом сообщило Волгоградское управление Роспотребнадзора.
Конечно, всё это можно назвать «заговором» против чужого производителя, но из экспертизы слов не выкинешь: если молочную основу заменяют растительными жирами, то это уже не творог, а творожный продукт. О чём нужно уведомлять потребителя. Самое интересное, что в Саратове этот самый «творог» продаётся совершенно свободно в двух крупных торговых сетях. Кстати, саратовские эксперты советуют: хотите есть настоящий творог — берите зернённый, его пока ещё не научились подделывать. Правда, цена зернённого творога в два раза выше, чем обычного.
Кстати, по данным НИИ питания РАН, до 50% всех заболеваний в России связано с качеством продуктов и неправильной структурой питания. Если в ближайшие годы российские власти не примут жёстких мер по контролю за качеством продовольствия, статистика станет ещё печальнее.

Ирина ЛИХОМАН

Александр ЛЁГКИЙ