15 июля 2015 12:30

МК в Саратове

Квартирное замешательство

Квартирное замешательство

Федеральные власти неожиданно вспомнили о плачевном финансовом состоянии россиян, у которых не хватает средств на оплату «коммуналки». И предложили выдавать субсидию всем семьям, которые тратят на квартплату более 10% своего ежемесячного бюджета — сегодня этот порог равен 22%. Такие новшества содержатся в поправках в Жилищный кодекс РФ, которые были внесены на рассмотрение в Госдуму РФ. Однако саратовские эксперты считают, что высокий порог — это лишь малая часть жилищно-коммунального айсберга, о который разбиваются мечты и надежды граждан на государственную помощь. В Саратовской губернии лишь около 6% семей получают субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Выйти за порог

Новый законопроект предлагает снизить предельно допустимую долю расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг с установленных законом 22% до 10%. Авторы проекта напомнили, что с 1 июля этого года в очередной раз выросли тарифы на услуги ЖКУ, а по информации Национальной службы взыскания, долги российских граждан за «коммуналку» впервые превысили один триллион рублей, «что свидетельствует о непосильности существующих тарифов для многих граждан нашей страны» — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Помимо этого жильцы вынуждены платить за капитальный ремонт домов, в итоге сумма ежемесячных расходов на ЖКУ может в некоторых случаях вырасти на тысячу рублей.
Но вернее было бы сказать, в «некоторых регионах», поскольку есть ещё в нашей стране края, где губернаторы региональными законами снизили предельно допустимую долю на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи. К примеру, в Ростовской, Тверской областях и Якутии — до 15%, в Санкт-Петербурге — 14%, в Москве — 10%. Парламентарии посчитали такое положение несправедливым по отношению к жителям других российских регионов и предложили исправить ситуацию, снизив этот порог абсолютно для всех жителей страны.
Однако несколько лет назад в Саратовской губернии уже применялись параметры расчёта субсидий, которые позволяли малоимущим гражданам хоть как-то держаться на плаву. С 2006-го до 1 января 2013 г. в регионе действовали специальные параметры по расчёту субсидий для пенсионеров, инвалидов, студентов и других малообеспеченных категорий граждан. Но 1 января вступили в силу изменения к закону № 54-ЗСО «Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг», которые уравняли в правах все категории населения. Так, раньше для пенсионеров, инвалидов, имеющих 2 и 3-ю степень ограничения способности к трудовой деятельности, одиноких родителей (усыновителей) и проживающих с несовершеннолетними детьми и детьми — студентами очной формы обучения до 23 лет, порог составлял 15%. Для пенсионеров, которые не пользовались мерами социальной поддержки (единовременная денежная выплата на оплату жилых помещений и коммунальных услуг), — 10%. Изменения в региональном законе установили единую норму максимальной доли расходов на оплату ЖКУ для всех жителей области — 22%.
Не исключено, что в список должников по «коммуналке» сегодня попали те самые малоимущие категории саратовцев, которые раньше могли рассчитывать на субсидию, а в связи с изменениями в законе её лишились. Но, как считает депутат Саратовской областной думы Леонид ПИСНОЙ, чтобы это подтвердить или опровергнуть, нужно провести тщательный мониторинг.
— Прямой зависимости роста задолженности от размера максимально допустимой доли собственных расходов нет, — говорит Леонид Александрович. — Тем не менее на одном из ПДС в администрации города Саратова я попросил эту тему поднять и провести локальный мониторинг больших должников по ЖКУ, которые были выявлены в последние два года, на предмет статуса субсидентов, который они потеряли. Нужно посмотреть, чем вызваны долги у граждан. Ведь может быть так, что раньше люди получали субсидию, а теперь не смогли платить по счетам и оказались в должниках.
Нет сомнения, что подобный мониторинг нужен. Вот только будет ли толк, если выяснится, что часть саратовских семей перешла в категорию должников по ЖКУ после того, как максимальная доля оплаты стала составлять не 10-15%, а 22%. Ведь изменения в региональный закон были внесены не на пустом месте — всё дело в экономии бюджетных средств.

Вершки и корешки

Сегодня, согласно данным Саратовстата, субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получают 60 тыс. 214 жителей Саратовской губернии (по состоянию на 1 апреля этого года). Среднемесячный размер выплаты составляет 737,7 руб.
Получателей могло быть в разы больше, если бы не упомянутые выше изменения в региональный закон и «подводные камни», которые на первый взгляд не видны. Жители Саратовской губернии натыкаются на них лишь тогда, когда плата за ЖКУ становится непосильной и встаёт вопрос о возможности получить помощь от государства.

Комментарий эксперта
Александр ЖУРБИН, председатель саратовской общественной организации «Щит потребителя»:
— В реальности право на получение субсидий имеет лишь небольшая часть малоимущих граждан. Почему? Причин этого явления несколько. Субсидию на оплату ЖКУ невозможно получить, если у гражданина нет регистрации по месту жительства. Таких людей довольно много, и эта проблема никак не решается, несмотря на то, что действующее законодательство прямо указывает, что наличие или отсутствие регистрации граждан (по месту жительства либо по месту пребывания) не может служить основанием для реализации прав граждан либо отказа в осуществлении прав. И именно этот вопрос, на мой взгляд, нужно решать федеральным чиновникам, а не только менять параметры расчёта субсидий и снижения порога с 22 до 10%.

В практике правозащитника есть просто вопиющий случай с пропиской. Капитан полиции был зарегистрирован по месту жительства по адресу… РОВД Волжского района города Саратова. Как получилось? Да очень просто. С 1997 г. капитан проживает в общежитии СГУ с семьёй: женой и ребёнком. Семья имеет регистрацию где-то в области, он сам также был зарегистрирован у дальних родственников, поскольку СГУ своим жильцам регистрацию давал, мягко говоря, неохотно. Но тут капитана направили в командировку в Чечню, и в надежде, что теперь удастся зарегистрироваться по месту жительства, он выписывается от родственников и приходит в администрацию СГУ с официальной просьбой: зарегистрировать его там, где он живёт уже много лет. Но просьба услышана не была, и тогда капитан получил регистрацию по адресу: РОВД Волжского района, ибо для этого была служебная необходимость — командировка в Чечню не может состояться, если отсутствует официальный адрес для «груза 200». Эта история по сей день так и не разрешилась.
Александр Журбин указывает и на другие моменты, которые могут препятствовать получению субсидий.
— Немало людей получают «серую» и «чёрную» зарплату, и по этой причине человек не имеет возможности предоставить справку о доходе, хотя, возможно, действительно нуждается в помощи, — говорит правозащитник. — Опять же вспомним о том, что механизм выдачи субсидий идёт с советских времён, когда в одной квартире проживало два-три поколения. Сегодня ситуация изменилась, и часто бывает так, что у одного поколения по две квартиры, причём в пределах одного муниципального образования. Не значит, что эти люди — богачи, они могли получить жильё в наследство. Но существует жёсткое условие: проживаешь ли ты в квартире или нет, но за отопление и содержание жилья платить обязан. И как в этом случае получить субсидию? Никак.

Мимо кассы

— Ухудшение положения населения используется некоторыми политиками, как аргумент, хотя довольно часто ими движет вовсе не беспокойство о благосостоянии граждан, а приобретение политического веса, — считает саратовский  правозащитник Платон АРЛЯПОВ. — Сегодня доля оплаты услуг населением во многих субъектах РФ находится на уровне не ниже 80%. Забота о людях должна выражаться не в предоставлении им незначительных по размеру сумм, а в реальном повышении их доходов.

Комментарий эксперта
Платон АРЛЯПОВ, руководитель саратовской областной региональной общественной организации «Правозащитный центр «Юпитер»:
— Основной рост платежей за ЖКУ сейчас происходит за счёт повышения тарифов, поэтому необходимо создавать условия для их понижения, а не играть с субсидиями. Хотя, на мой взгляд, наиболее острой проблемой является механизм субсидирования: если человек имеет долги, значит, он лишён права на субсидию. Это дискриминация в чистом виде и вымогательство со стороны нерадивых управленцев: если ты обеднел и задолжал, то без признания тобой явно завышенных сумм ЖКУ ты не сможешь оформить помощь от государства и, соответственно, реализовать свои конституционные права на необходимый минимум для жизни человека в РФ. А то, что завышенные суммы вгоняют людей в долговую кабалу, мне известно из практики. Было немало случаев, когда у собственников, своевременно оплачивающих жилищно-коммунальные услуги, в квитанциях неожиданно появлялась задолженность, образование которой не смогли объяснить ни бухгалтерия УК и ТСЖ, ни жилищная инспекция, ни прокуратура. Доказать собственную правоту можно только через суд, но судебные тяжбы многим саратовцам просто не по карману. В результате человек оказывается совершенно беззащитным: тарифы на услуги завышаются незаконно, сама услуга оказывается некачественно, да ещё и на субсидию он не имеет права.

Почему-то проблемные темы получения субсидий, поднятые правозащитниками, не волнуют ни депутатов Госдумы, ни федеральных чиновников. А ведь они лежат на поверхности. Вероятно, для их решения требуется гораздо больше политической силы воли, чем для создания законопроекта о снижении максимального порога до 10% стоимостью  55,3 млрд руб. бюджетных денег. Именно такая сумма, по замыслу авторов документа, требуется для его воплощения в жизнь. Вот только неизвестно, кто должен её выделить: федеральный бюджет, который судорожно латает «дыры»? Регионы, урезающие социальные программы из-за нехватки средств?
Четыре года назад похожий законопроект был внесён депутатами фракции «Справедливая Россия». Его авторы довольно справедливо заметили, что в услуги ЖКУ не включены расходы за телефон, антенну (в некоторых случаях — кабельное телевидение и интернет), соответственно, в реальности многие граждане тратят на «коммуналку» более трети своего дохода. И было бы правильно снизить порог до 10%. Но Госдума РФ отклонила законопроект. Можно предположить, что похожая судьба ожидает и новый документ.

Ирина ЛИХОМАН