14 августа 2015 16:00

МК в Саратове

Векторы лидерства на территории развития

Векторы лидерства на территории развития

рубрика «Мозговой штурм»

Знаете, чего мы не дождались этим летом? Очередного обращения губернатора по поводу планов на ближайшую перспективу. Дружного осмысления настоящего, публичного разговора о проблемах региона и путях их решения. Доброжелательного обсуждения и последующего воодушевления. Ну и ладно, тогда мы сами.

Богата Саратовская область на природные красоты, полезные ископаемые, а самое главное – на талантливых людей. Нет края, лучше подходящего для вложения денег. Земли у нас в достатке, Волга под боком, степи ковыльные, богатый урожай раз в три года. О чем еще мечтать? Чего нам не хватает для полного счастья?

Начнем с того, что Саратов – едва ли не единственный город на Волге, где нет своего крупного пивоваренного завода. Можно сколько угодно рассуждать о вытрезвлении нации и курсе на здоровый образ жизни, но факт остается фактом – саратовцы пьют преимущественно привозное пиво, а это налоги в бюджеты других регионов. Был бы свой завод, деньги оставались в области и шли на решение социальных вопросов – от строительства новых детских садов до переселения граждан из аварийного жилфонда.

Самара гордится своим пивоваренным заводом, которому более сотни лет. Во время автобусной экскурсии гид рассказывает об истории пивзавода и предлагает туристам побывать на «дне», как называется место, где можно отведать свежего жигулевского пива, прямо с завода. Автобус останавливается, и заинтересованные мужики, улыбаясь, бегут за полторашкой разливного. Кого-то радует магнитик на холодильник, а кого-то – кружечка холодненького пива. В Самаре из этого сделали статью дохода, а мы? Воды мало? Ячмень не растет?

Саратовский пивзавод «Родник» в свое время производил немало сортов пива и лимонада. Почему это стало не выгодно? И как такое вообще может быть? Верните Саратову пиво! Министра Пожарова командировать в Маркс, где местный пивзавод выпускают недурную продукцию. Пусть посмотрит, как это делается.

Коллеги, возразили, заявив о том, что в Саратове полно маленьких пивоварен. Это так, но их продукцию можно встретить далеко не во всяком саратовском магазине, не говоря уже о поставках в другие регионы. И потом ни одна современная маленькая пивоварня не позиционирует свое пиво, как саратовское. «Родник» же в прежние годы производил сорта «Емельян Пугачев», «Желтая гора», «Саратовский арбат»…

Что стало с производством саратовской водки – вопрос отдельный и тоже весьма болезненный. В регионе было около десятка заводов, выпускавший главный национальный напиток. Остались слезы. Только не говорите, что производство водки в России убыточно.

Тот же Пожаров не так давно нахваливал местную водку «Родная» и «Косолаповка», а спикер Общественной палаты Александр Ландо постоянно интересуется, где продукция местного происхождения, у владельцев сетевых магазинов, которые привычно врут, что все распродали. Не хочу ничего говорить о качестве нынешней саратовской водки, просто хочется большего выбора. Да и объемы нынешнего производства несравнимы с теми, что были у «Ликсара», «Бализа» или энгельсского «Спиритуса». Еще лет пятнадцать назад в Саратове было полно специализированных ликсаровских магазинов. Фирменную водку с перцем я не раз дарил столичным приятелям, после чего выслушивал просьбы привезти еще.

В России давно нет государственной монополии на производство водки, но в Саратовской области и частники не на коне. Удобный момент занять нишу, создать сеть государственных магазинов, доверия к которым будет больше из-за предполагаемого лучшего контроля за качеством реализуемой продукции. Кто за? Единогласно.

Помните историю, как губернатор Аяцков позвал президента Ельцина половить рыбку? Я слышал, тогда к приезду главы государства даже комаров всех повывели. А Борис Николаевич не приехал. (Говорят, наведался позже, уже не будучи президентом.)

Время от времени просачиваются в прессу слухи о высокопоставленных браконьерах. Все время фигурируют какие-то прокуроры и подстреленные лоси. В результате, оказывается, что лось сам виноват, поскольку откровенно нарывался и грубил.

Сколько в Саратовской области охотников, рыболовов, грибников? Десятки тысяч. Сколько их по всей стране? Миллионы. И почему же мы в состоянии, не имея гор, организовать горнолыжные трассы, а, имея Волгу и нехилые леса, не можем устроить настоящие сафари и крутые рыбалки для любителей? Давайте делать упор на дикую природу, кабанов и сомов. Только опять же – пусть это будет не частная лавочка (пруд, лесок), а государственная. Чтоб человек точно знал, что приедет и возьмет лося или наберет пару ведер маслят. И что деньги, которые он за это заплатит, пойдут не в чей-то глубокий карман, а в бюджет региона.

Почему всё, чем выгодно заниматься частному бизнесу на территории Саратовской области, почти полностью игнорируется государством? Музеям и библиотекам велят зарабатывать, дворцы культуры вынуждены сдавать свои помещения в аренду шуботорговцам, а власть лишь советует. Надо зарабатывать, так давайте!

Летом у нас жарко, Волга, как в гимне Саратова пера Газманова, по-прежнему «плещет волной», народ ломится на турбазы и с готовностью отстегивает за скромный домик по 2-3-4 тысячи в сутки, а за нескромный – до десяти тысяч. Но почему-то все берега усеяны исключительно частными хибарами. Поставьте хотя бы два десятка государственных турбаз и зарабатывайте сиротам на квартиры!

Возьмем еще шире, вспомним о конкурентоспособности во всех отраслях, к чему призывает руководство страны, и поругаем областную власть за инертность. Принцип простой: смотрим, чем охотнее всего занимается частный бизнес, и… нет, не выжимаем его с рынка, а начинаем конкурировать. Что там самое ходовое? Общепит, такси, сетевые магазины, строительство.

Простой пример. Напротив проходной областного правительства, буквально через дорогу была забегаловка. После очередного совещания с раздачей почетных грамот дядьки из районов спешили сюда, чтоб обмыть награды. То есть облправительство дает людям повод для радости, а возможность эту радость конвертировать в звонкую монету представляет частный бизнес. Кто-то неплохо зарабатывает на этом. И не только на этом.

Дело не в отсутствующих забегаловках «У Шинчука», а в принципе. То есть в нежелании власти зарабатывать и тратить эти деньги на реализацию социальных программ. Есть, скажем, муниципальный общественный транспорт, но у него самые невыгодные маршруты, на которых не заработать никогда. Все вкусное и денежное у бизнеса. Почему? Ответ вы знаете. Потому что за каждым бизнесменом, который занимается частным извозом, общепитом или строительством, стоит кто-то из нынешних чиновников-депутатов. У них и так уже все хорошо, так зачем совершать лишние телодвижения?

Теперь о том, что нужно сделать, чтоб перестать людей смешить. Надо прекратить разговоры о необходимости построить по области скотобойни. Потому что когда о чем-то говорят больше десяти лет, и ничего не меняется, у населения создается негативное мнение о власти.

То же касается мусороперерабатывающих заводов, предприятий переработки нашей сельхозпродукции и сельского туризма. Не едут к нам инвесторы с деньгами, чтобы все это построить. Не едут туристы, чтобы оставить деньги. Утес Степана Разина – это не самое интересное в этом мире. И мне трудно представить человека, который предпочтет поездке на море визит в нашу глухомань, чтобы посмотреть, как доят корову. Это только наши чиновники думают, что нет ничего прекраснее сна на сеновале. И едут при этом отдыхать в Египет.

В общем, пора перестать заниматься ерундой. Ну и как там было... Цели наши ясны, задачи определены. За работу, товарищи!

Дмитрий Митрошин