28 октября 2015 14:22

МК в Саратове

Шедевры без вершины

Шедевры без вершины

Дмитрий Астрахан: «Наше время проигрывает советскому в творческом плане».

Этого лауреата премии «Ника», заслуженного деятеля искусств мы знаем как кинорежиссёра, автора фильмов «Ты у меня одна», «Зал ожидания», «Перекрёсток»… А в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» Дмитрий АСТРАХАН неожиданно выступил в роли актёра. И вот — его новая актёрская работа в фильме «Конец прекрасной эпохи», который на днях был и в саратовском прокате. 

— Вы только что снялись в фильме Станислава ГОВОРУХИНА «Конец прекрасной эпохи», где создали образ очень колоритного журналиста. Близок ли этот образ вам?
— Мне близка та эпоха, я понимал, о чём говорю. Знаю, что такое компромисс, что такое идеологические требования, ситуации, в которых надо было приспособиться, — всё это я помню. Потому что в то время  сам начинал работать. То, о чём говорят герои фильма, мне понятно не понаслышке. Мне не надо было долго объяснять, что это значит, когда герой говорит, например, «Времена настали не очень либеральные. Погуляли по буфету и хватит». Или когда герою говорят: «Ты не можешь писать о евреях в своей заметке». Я знаю, что так и было. Знаю, что такое цензура и её требования. Помню, как люди пытались крутиться, не ссориться с властью и сохранять при этом своё лицо. По себе знаю, что это такое, и поэтому играть было легко.
— На мой взгляд, это очень удачный фильм. Но мне кажется, он привлекает к себе сравнительно немного зрителей. Чем вы это можете объяснить?
— Вопрос в том, когда он вышел на экраны, как он поставлен по времени, насколько серьёзно он рекламировался. Отзывы, которые слышал, в том числе и от молодых ребят, моих студентов, были хорошими.
— Советское время с долей иронии названо прекрасной эпохой. А вам лично было комфортнее существовать в советские времена или сейчас?
— Советские времена были по-своему хорошими временами. Сейчас времена настолько другие, что их нельзя сравнивать. «Комфортнее?» — сложный вопрос. Я тогда был молод. А когда ты молод, у тебя одно восприятие жизни. Когда ты человек зрелый — восприятие жизни другое. Да, сейчас всё свободнее, но появились другие проблемы. Рынок капитализма диктует иные трудности.
Советское время  при всей строгости цензурных властей породило много прекрасных работ во всех областях. Писатели, художники, кино, театр — всё это было на очень высоком уровне. Та власть занималась искусством очень серьёзно, не жалела на это времени и денег. И были большие победы. Сейчас эти вещи отданы на откуп рынку. В этой свободе есть свои прелести, но и свои проблемы: когда профессиональные критерии уходят, образуется порой просто какая-то каша.
— Известный философ, публицист, писатель Александр ЗИНОВЬЕВ назвал советский период вершиной российской истории. Что вы скажете по этому поводу?
— Я не могу разделить это мнение, когда миллионы сидели в лагерях при СТАЛИНЕ. Для тех, кто сидел, для их родственников вряд ли тогда был расцвет государства. Нет, я не считаю его вершиной советской истории, но то, что были шедевры мирового искусства во всех областях, это очевидно. Наше время пока проигрывает советскому в творческом плане. 
— Специалисты Института психологии Российской академии наук свидетельствуют: «За последние 20 лет нравственный облик россиян заметно деградировал». Если это действительно так, чем вы можете это объяснить?
—  Материальные блага стали во главе угла. И об успешности человека говорит его материальное положение. Это плохо. Это деградация. Я помню, по нашему телевидению выступал какой-то западный человек. И говорит: «Раньше мы Россию знали как российский балет, кино, как великих учёных, которые делали открытия, как писателей, которые были всеми читаемы. Россия славилась талантливыми людьми, которых знал весь мир. А сейчас русские больше мелькают в таком ключе: у кого сколько акций, кто сколько заработал, у кого какая яхта, дворец, самолёт…» Россия превращается в такую Саудовскую Аравию, страну шейхов. Это хорошо? По-моему, не очень. Хотелось бы славиться другим. Мы славились ДОСТОЕВСКИМ, ТОЛСТЫМИ, ЧЕХОВЫМ, БУЛГАКОВЫМ, ШОЛОХОВЫМ, ПАСТЕРНАКОМ, ПЛИСЕЦКОЙ… Хочется славиться талантом, а не капиталом, не считать, кто сколько зарабатывает. Когда всё поглощено деньгами, тогда и начинается деградация.
— Отсутствие идеалов в современном обществе, смещение жизненных приоритетов в область материальных ценностей. Как вы считаете, не повинно ли в этом искусство, в том числе кино и телевидение?
— Искусство лишь отражает действительность. Оно не может быть ни в чём повинно. А телевидение — это не искусство, а средство информации, некий инструмент. Деньги становятся главным в жизни общества, в ценностях людей, в их интересах. 
Про смену эпох в нашей стране мы с Олегом ДАНИЛОВЫМ снимали фильм «Зал ожидания». Любая смена строя кого-то делает несчастным. Капитализм пришёл в нашем обществе на смену социализму. Да, он такой, на первом этапе — он звериный. Поэтому главные идеалы — это деньги, это урвать. Всё стало товаром: талант — товар, красота — товар, всё товар. Женщины стали товаром, потому что они могут себя предлагать на этом рынке. Мужчины стали товаром, потому что они могут продать свой талант. Сила — деньги.  Искусство лишь отражает ценности людей. Пропагандирует? Отчасти. Сейчас нет никаких устоев: одни рухнули, другие не появились.
— Люди творческих профессий теперь не имеют былого веса в обществе. Вы на себе это ощущаете?
— Вы правы на сто процентов. Профессия режиссёра была престижной. В советское время режиссёр, закончив институт, получал зарплату 175 рублей, а зарплата начинающего инженера была 110 рублей. Почему режиссёры получали больше? Потому что они были идеологическими работниками. И они поощрялись, потому что были проводниками идеологии. Именно режиссёры, как, впрочем, писатели, поэты, драматурги, были вершителями дум, это были очень престижные профессии.
Но сейчас ситуация изменилась. Сейчас юный мальчик в банке зарабатывает в несколько десятков раз больше, чем начинающий артист, сценарист. Или трейдер на нефтяном рынке получает такие деньги, которые и не снились театральному режиссёру. В этой шкале ценностей трейдер и клерк занимают более престижное место. А творческий работник стал не нужен, так как идеологии больше нет. Теперь появился рынок, который пока ещё не работает. Когда он заработает и кино начнёт приносить большие деньги, то артист и режиссёр будут высокооплачиваемыми профессиями.
— Что за среда, люди, которые сформировали вас как личность? О ком или о чём вы чаще всего вспоминаете?
— Прежде всего мои родители. Я родился в семье настоящей ленинградской интеллигенции. Родители закончили исторический факультет Ленинградского университета. Я с детства смотрел на то, как они разговаривали, как общались, как обсуждали что-то с друзьями. Мне очень помогли четыре старших брата, которые советовали: что смотреть, что читать, на что обратить внимание. Всё просеивалось для меня и отбиралось, как через фильтр, как через решето. В результате я читал хорошие книги, слушал хорошие песни.
Потом был спорт. Я попал к прекрасному тренеру — Борису Васильевичу ДОРОФЕЕВУ, который воспитал много прекрасных борцов. Он создавал такую особую атмосферу в коллективе, что многие занимались только потому, что там было интересно. Это был хороший учитель.
А потом появились театральные увлечения. Я попал в студию Владимира Яновича БРОДЯНСКОГО. Это был очень хороший режиссёр, человек экстремальных убеждений, он ставил очень интересные спектакли. Именно у него я сыграл свою первую роль. И именно он позволил мне поставить свой первый спектакль («Вини-Пух») в детской студии. Мне тогда было всего 18 лет. Он как-то увидел во мне режиссёрские способности и поддержал. 
Мне везло в жизни. Я попадал к прекрасным профессионалам. Потом была встреча со сценаристом и драматургом Олегом Даниловым, с которым я сотрудничаю до сих пор.
— В каком ещё новом фильме мы вас скоро увидим?
— Снимаюсь в нескольких картинах. Мне интересны любые роли — самых разных жанров, и комедийные, и хулиганские. Для меня актёрство — это некая отдушина, приятный досуг. Потому что основное моё дело, конечно, это режиссура.
— Что вы как режиссёр сами снимаете?
— Сейчас у меня выходит новая картина. Её рабочее название «На том берегу». Сценарий Олега Данилова. Это очень необычная история, одновременно и весёлая, и грустная, о взаимоотношениях мужчины и женщины. Олег так очень по-новому развернул тему семейных отношений, что её аналога в кино не знаю. Мне очень нравится, как в этой картине играют Витя ВАСИЛЬЕВ, Аня ГОРШКОВА, Аня НАЗАРОВА.
— Очень хорошо помню фильм, который вы показывали в Саратове в 2012 году — о подростках, о справедливости. Но мне кажется, что он так и не вышел на широкие экраны. Так ли это?
— Да, он не вышел большим экраном. Но лежит в интернете, в свободном доступе, называется «Деточки». У него уже миллионная аудитория. В интернете на него масса отзывов. 
Я приехал как-то на съёмки в Ярославль. Меня гримирует 20-летняя девочка. И вдруг говорит: «Ой, я же знаю вашу фамилию! Знаю, кто вы!» Я про себя думаю, наверное, она смотрела «Всё будет хорошо!» или «Перекрёсток» или что-то ещё. А она неожиданно говорит: «Я с мамой смотрела «Деточек»». «А почему вы его смотрели?» «Мне в интернете сначала понравился постер в твиттере. Поэтому я стала смотреть фильм, и была им потрясена. Позвала маму. Мы посмотрели фильм вместе. Я рассказала о нём всем родственникам, всем друзьям. Все смотрят. Какой фильм!» «А вы видели раньше моё кино?» «Нет, не видела, но теперь начинаю смотреть. Уже посмотрела  «Всё будет хорошо!». И это для нас большой успех — когда зрители юного поколения смотрят, и оказывается, то, что мы делаем, их волнует. 
— Это очень приятно. Но может быть, вам обидно, что фильм «Деточки» не вышел на большой экран?
— Мы понимали, что фильм очень острый. Что он на грани. И мы заранее предполагали, что такой вариант возможен. Фильм может пугать. Верю, что этот фильм никому вреда не сделал, а только породил благородные светлые чувства. Но понимаю тех, кто с опаской отнёсся к прокату. При этом сами прокатчики смотрели с большим интересом. Впрочем, как и на фестивалях. 
— Будь на то ваша воля, кого из классиков вам хотелось бы экранизировать?
— Наверное, Достоевского. Он мне близок.
— Если принять фильм за реальность, в каком бы фильме и в роли какого персонажа вам бы понравилось?
— Понимаете, в мечтах, конечно, хотелось бы совершать благородные поступки, как многие герои, которые делают что-то хорошее ради людей, спасают их. Но в любом хорошем фильме финал обычно грустный или трагический. Вот этого лучше бы избежать.

Автор: Татьяна Лисина

фото автора