30 октября 2015 12:22

Аргументы недели. Поволжье

Неделя рукотворных катастроф

Неделя рукотворных катастроф

Что пугало, радовало, восхищало и заботило саратовцев.

Прошедшие семь дней действительно выдались какими-то особенно богатыми на различные катастрофы — техногенного, гуманитарного и рукотворного характера. Правда, эмоции они вызывали самые разные.

Кошмары на улице Брянской

В Саратове рухнули лестничные пролёты в доме по улице Брянской в Заводском рай­оне. Строение было признано аварийным ещё в 2014 г., но в данное время по соответствующей программе расселяют дома, признанные аварийными до 2012 г. До остальных финансирование дойдёт не раньше чем через два года.
Но дома продолжают падать, не дожидаясь финансирования и судьбоносных решений в начальственных кабинетах. На Брянской дом затрещал в половине четвёртого ночи. Лестничный пролёт вместе с межэтажным перекрытием обвалился и запер десяток жильцов. Сотрудники МЧС, оперативно прибывшие на место происшествия, доставали их через окна. Никто из граждан не пострадал, собирались впопыхах, потому многие успели взять из квартир только документы. 
Дому 61 год, всего здесь 18 квартир. В подъезде, где произошло обрушение, проживало десять человек. Теперь эксперты должны дать прогнозы по дальнейшему использованию здания. Хотя даже неспециалисту ясно, что людей необходимо срочно расселять. Причём многие уже съехали. Кто-то поселился на даче, кто-то снял квартиру. Ну а кому ехать некуда дождались обрушения. Теперь всё равно придётся как-то устраиваться. После случившегося оставаться в доме ещё страшнее перспективы ночёвки на улице. 
Интересно, что в понедельник в правительстве области прошло совещание по вопросам реализации в регионе второго этапа программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Открывая встречу, губернатор Валерий Радаев отметил, что тема переселения граждан из аварийного жилья остаётся одной из главных на территории Саратовской области. В целом в рамках второго этапа планируется переселить 5523 человек из 2630 аварийных помещений общей площадью 87,5 тыс. кв. м. Стоимость второго этапа переселения составляет 2,3 млрд руб. 
И вот хорошо всё это звучит. Но только не для конкретного жильца, оставшегося ночью без крыши над головой.

Речка выпила нефти

А вот про экологическую катастрофу на реке Гусёлка-2, куда пролилось более шести центнеров нефти, на правительственном сайте ничего нет. Не говорится об этом и в новостной ленте профильного министерства. Не событие это для саратовских чиновников. Просто у них дач нет на Гусёлке.
Хотя поначалу засуетились-забегали. Спасатели приехали. Боновые заграждения установили, перекрыли Гусёлку-2 и заверили, что никакой опасности для экологии этот выброс не представляет. Ну а что — многие граждане вливают в себя жидкости искусственного происхождения, коих в природе не существует, и ничего. Ходят двумя ногами.
Министр природных ресурсов и экологии области Дмитрий Соколов сказал, что источником загрязнения стал недействующий нефтепровод, а потом и официально заявил:
— Виновные установлены. Нефтепровод принадлежал ОАО «Саратовнефтегаз». По результатам административного расследования будет составлен протокол. Нефть, попавшая в реку, уловлена ограждениями и нейтрализована. 
Ну и несколько слов о том, что теперь будет проводиться ликвидация загрязнения с участием сотрудников областной службы спасения и «Саратовнефтегаза».
Правда, нашлись недоверчивые читатели, которые узрели масляные пятна и в Волге. Ну да кто ж поверит неофициальным лицам.

Чудо в Малом Перекопном

Не оставляет создатель рабов своих в горестях и печалях. Нет-нет да сотворит истинное чудо, наподобие того, что случилось неделю назад в Балаковском районе близ села Малое Перекопное. Что там и в какой последовательности произошло, никого уже не волнует. Колесо ли у фуры лопнуло и загорелась крыша, иль в обратном порядке события развивались, а только известно, что грузовик, перевозивший многие тыщи бутылок водки из южных краёв нашего государства, остановился у села. Выскочил из кабины водитель, скрутил номера и дал стрекача.
А местные жители, конечно, бросились спасать имущество. Работали на завалах самоотверженно, вытаскивая целые бутылки и складывая их в мешки, случайно оказавшиеся в багажниках их авто.
Вопрос теперь в том, не потравится ли обрадовавшееся население. Ведь полиция сообщает, что акцизные марки на бутылках были поддельные, а качество перевозимой жидкости пока неизвестно. Хотя поведение водителя, рванувшего в бега и разыскиваемого теперь стражами порядка, наводит на очень нехорошие мысли…

По Симбирской с ветерком

Давно уж в Саратове по улице Симбирской не скатывалась фура без тормозов. Года три, наверное, не было серьёзных ДТП с человеческими жертвами и многими разрушениями. Потому что повесили на самом верху дорожный запрещающий знак и организовали стационарный пост ГИБДД. Сам неоднократно видел, как инспектор останавливает и заворачивает грузовик, намеревающийся прокатиться с ветерком.
Но со временем притупляется бдительность полицейских, а совести у водителей фур как не было, так и нет. Прут мерзавцы, не замечая знаков! Вот и очередной грузовик, на сей раз китайского производства, был остановлен не сотрудником ГИБДД, а законопослушным деревом, опора линии электропередачи ему в помощь.
22-летний водитель автомобиля с отказавшими тормозами пытался свернуть с улицы, выехал на аллею и врезался. С рваной раной ноги доставлен в больницу. Туда же угодил и его 36-летний спутник. Правда, видимых повреждений у него обнаружено не было.
Теперь опять гаишники станут не тонировку проверять в рамках очередной декады, а следить за соблюдением тех правил дорожного движения, от которых зависит жизнь человека. А то и не одного. 

Виноват телевизор

«В минувший понедельник, 26 октября, группа студентов Саратовского колледжа книжного бизнеса и информационных технологий вышла в качестве акции на крыльцо здания с просьбой перевести их из помещения, которое они считают небезопасным, в другое. Тогда выяснилось, что причиной случившегося стали трещины, которые появились на стенах сразу нескольких кабинетов.
Сам инцидент, после которого студенты взбунтовались, случился 22 октября во время лекции, которая проходила на втором этаже. Дети услышали скрип, после чего преподаватель вывел их из кабинета. В настоящий момент в колледже опечатаны две аудитории и библиотека. «Доступ туда есть у некоторых учителей, заходят цветы поливать. Вот смотрите, здесь даже на доске остались записи, учебники лежат на столах. В тот день педагог просто вывела детей, и кабинет мы закрыли», — рассказывает заместитель директора по учебной работе Ирина Левченко в аудитории № 40, где проводились занятия по русскому языку и литературе. Никакой трещины на стене в этом помещении нет, а вот в двух других её действительно можно увидеть невооружённым глазом.
Не такие грандиозные, какие описывали студенты, они всё же появились от пола до потолка в библиотеке. «Занятия у нас идут в штатном режиме. Мы в свою очередь обратились к учредителю, который направил экспертов. Согласно акту, решение будет принимать министерство образования, в частности о том, необходим ли ремонт и более глубокая экспертиза. Точно могу сказать одно: никаких угроз жизни и здоровью наших студентов нет», — рассказала замдиректора.
По мнению Ирины Левчен­ко, причиной такого ажиотажа подростков стало то, что сейчас по телевизору показывают очень много несчастных случаев, связанных с обрушениями, она вспомнила историю с трагедией под Омском, где рухнули казармы». Об этом с места событий передаёт портал saratovnews.ru. 

Всё больше и всё меньше

С рассказом о катастрофическом положении областного центра на прошедшем в Саратове выездном заседании Комитета Совета Федерации РФ по бюджету и финансовым рынкам выступил глава города Олег Грищенко. Он остановился на проблемах местного самоуправления, отметив, что именно местная власть является наиболее близкой к населению:
— Однако, несмотря на увеличивающееся количество вопросов местного значения, доля налогов, поступающая в бюджет города, год от года снижается. Так, если на момент принятия в 2003 году 131-го федерального закона об организации местного самоуправления в бюджет Саратова поступало 21,3 процента от суммы собираемых на территории города налогов, то в 2014 году только 6,3 процента. Происходит снижение и фактического объёма поступающих в местный бюджет средств. При этом отмечается стабильное увеличение общей суммы налоговых платежей, которые распределяются затем в разные уровни бюджета. То есть получается, что ежегодно город собирает налогов всё больше, а получает в результате распределения всё меньше. И это обусловлено изменениями федерального и областного законодательства…
Мы понимаем, что в настоящее время бюджеты всех уровней переживают сложный период, усугубляющийся финансовым кризисом, однако положение муниципальных образований близко к критическому… 
По словам Грищенко, в 2015 г. минимальная потребность на исполнение своих полномочий составляет для Саратова 19,8 млрд руб., а предусмотренные объёмы равны всего лишь 6,7 млрд, то есть 33,6% от необходимого. Нереализованные полномочия приводят к многочисленным судебным искам, по которым с муниципальной казны взыскиваются огромные суммы, что, в свою очередь, ещё уменьшает возможности бюджета и в итоге образует порочный круг. Попытки же городской  власти решить свои проблемы самостоятельно приводят к закредитованию и, как следствие, росту муниципального долга, который по состоянию на 1 января 
2016 г. будет практически предельным.
Олег Грищенко говорит об этом каждый год, выступая перед самыми разными аудиториями. Но пока почему-то становится всё хуже и хуже.
В английском языке термин «техногенная катастрофа» употребляется редко. На Западе порывы трубопроводов, транспортные происшествия, войны и теракты относят к рукотворным бедствиям. Вот то, что у нас делают с бюджетами органов местного самоуправления, тоже из этого ряда. Только никак не удаётся выяснить, чьих же рук это дело. Или знают, но не говорят.

Автор: Василий Кубриков