27 апреля 2016 13:37

МК в Саратове

Дань памяти

Дань памяти

В прошедшую субботу на федеральной дороге Р-22 «Каспий» на подъезде к Саратову состоялся субботник.

В тот день на южном выезде из Саратова сотни водителей стали свидетелями ТОГО, как люди в униформе дорожных мастеров трудились на благоустройстве и наводили порядок около памятника воинам-водителям, погибшим в боях в годы Великой Отечественной войны. Здесь собрались представители Федерального управления автомобильных дорог — «Черноземуправтодор», трудовых коллективов подрядных дорожных организаций ООО «Калининское ДРСУ» и ОАО «ДП-6». С раннего утра моросил дождь, но к началу субботника выглянуло солнце и порадовало всех апрельским теплом.

— Сегодня на многих участках трассы, подведомственной нашему управлению, идут плановые работы по содержанию и ремонту дорожных объектов, — пояснил заместитель начальника управления Сергей БОЙКО. — Мы же собрались около памятника воинам-водителям, чтобы привести в порядок прилегающую территорию и возложить венки и живые цветы героям Великой Победы. Память о подвиге отцов и дедов будет вечно жить в наших сердцах. Мы продолжаем добрую традицию и в этом году вдоль дорог, в местах отдыха на автодорогах готовимся высадить сотни деревьев в память о прошедшей войне. Совсем немного осталось в живых очевидцев тех лет, и наш долг, долг наших детей не забывать, какой ценой завоевана эта победа.

Кроме того, в ходе общероссийского субботника дорожники ликвидировали места несанкционированного размещения отходов на автодороге, очистили от мусора производственные площадки и полосы отвода.

 

Подвиг дорожников

В годы Великой Отечественной войны наряду с боевыми частями дорожники внесли неоценимый вклад в завоевание победы, проявляя храбрость на передовой и в тылу. Не жалея себя, ежедневно они под огнём врага возводили и восстанавливали переправы, дороги и мосты. Без этой великой самоотверженной работы были бы невозможны своевременная доставка воинских частей, техники, боеприпасов, продовольствия, успешные действия наших войск в целом. Статистика военных лет показывает, что дорожные войска в ходе боевых действий оказывались всё более и более востребованными. По мере развития наступательных операций Красной армии число воинов-дорожников постоянно росло: в 1942 г. их было 112 тыс., в 1943-м 179 тыс., в 1944 г. 198 тыс. человек. Из этих цифр видно, что путь наших армий на Запад прокладывался и с помощью дорожных войск. Дорожное обеспечение зимней кампании 1941/42 г., и особенно в ходе наступления под Москвой, было первым крупным испытанием для дорожных войск и органов управления дорожной службой. Условия работы тыла в тот период были чрезвычайно сложными. Отступавший противник всеми способами стремился задержать наступление наших войск, разрушая мосты, применяя завалы и массовое минирование дорог. Восстановление дорог приходилось вести в 30-градусные морозы и метели днём и ночью. Военные дорожники работали по 12-15 часов в сутки.

В конце осени 1941-го дорожные войска Западного фронта содержали 1190 км фронтовых и 990 км армейских военно-автомобильных дорог. За время битвы под Москвой военные дорожники Западного фронта построили и восстановили 264 автодорожных моста общей протяжённостью свыше 5 тыс. пог. м, обеспечили снегозащиту на протяжении 14,3 тыс. км дорог. В ходе наступления по военно-автомобильным дорогам этого фронта прошло 900 тыс. автомобилей, 850 тыс. из них были обеспечены горючим на заправочных пунктах и около 15 тыс. получили техническую помощь.

Исключительно тяжёлой была задача военных дорожников на Ленинградском фронте, когда транспортная связь с Ленинградом оказалась возможной только через Ладожское озеро. Построенная по решению ГКО и Военного совета Ленинградского фронта шестиполосная ладожская ледовая военно-автомобильная дорога протяжённостью около 30 км стала знаменитой Дорогой жизни.

Разветвлённую сеть военно-автомобильных дорог и переправы на них создали дорожные войска в битве под Сталинградом. Протяжённость дорог только Донского фронта составляла 1390 км, Сталинградского 1081 км, а к концу оборонительного сражения протяжённость военно-автомобильных дорог этого фронта увеличилась в два раза.

Большой объём работ по дорожному обеспечению войск был выполнен в битве под Курском. В подготовительный период (апрель-июнь 1943 г.) дорожные войска Западного, Брянского, Центрального, Воронежского и Степного фронтов содержали 7 тыс. км военно-автомобильных дорог, на которых было построено, восстановлено и усилено 1700 автодорожных мостов общей протяжённостью до 22 тыс. пог. м. При этом пришлось заново построить 325 км дорог с каменными покрытиями, улучшить и отремонтировать около 3 тыс. км.

В ходе наступательных операций только через Днепр было построено 45 мостов общей длиной 17 тыс. пог. м, в том числе мосты у Киева, Кременчуга и Днепропетровска длиной около километра каждый. В дорожном обеспечении войск и тыла в Берлинской операции, проведённой тремя фронтами, приняли участие 121 дорожный батальон, 12 управлений военно-автомобильных дорог с комендатурами, 4 военно-дорожных управления и другие части дорожных войск. В ходе этой операции ими было построено и восстановлено около 80 крупных мостов, 180 км дорог с твёрдым покрытием, разобрано много завалов на дорогах и городских улицах. Эти работы обеспечили наиболее высокую за всё время войны интенсивность движения войск и автотранспорта на военно-автомобильных дорогах. Так, на военно-автомобильной дороге Кюстрин (Костшин) — Берлин интенсивность движения превышала 20 тыс. автомобилей в сутки.

О масштабе работы, проделанной дорожными войсками в годы войны, можно судить по следующим данным. Общее протяжение военно-автомобильных дорог, обслуживавшихся ими, составило около 360 тыс. км. Воины-дорожники построили, восстановили, усилили и отремонтировали свыше 100 тыс. км дорог и более 1 млн пог. м автодорожных мостов.

…Трудно сегодня соизмерить подвиг воинов-водителей, воинов-дорожников с чем-то в мирной жизни. Может быть, и не надо. Ведь самое главное — не забыть этот подвиг и своим трудом, своими поступками сделать нашу Родину ещё сильнее, могущественнее — и более того — непобедимой.

 

Автор: Надежда Барсукова

фото автора