01 июня 2016 16:23

МК в Саратове

Детскии фильтр

Детскии фильтр

Включаем функцию «Родительский контроль».

Живём в эпоху постоянных угроз, причём возникают они буквально на ровном месте. Только привыкнешь к чему-нибудь хорошему, а оно уже протягивает свои крючковатые пальцы к нашей шее. Только научишься самовыражаться, полагая, что живёшь в свободной стране, как тебе показывают Уголовный кодекс и волокут к любознательному следователю.
Взять тот же интернет. Полезная штука, на первый взгляд. А на второй, по мнению наших законодателей, редкая дрянь. Ибо здесь плохому учат. Как бомбу собрать, где наркотики найти, как в экстремистскую организацию вступить. Женщину показывают целиком и фрагментами. Сплошной разврат и порнография.
И конечно, в первую очередь страдают дети. С их неопытностью легко угодить в сети терроризма, расизма и шовинизма. Уберечь подрастающее поколение от этого — прямая обязанность взрослых. Вырвем сорняки тлетворных идей с корнем! Начнём прополку с книжной полки. Потому что даже зачитанное до дыр подчас предстаёт в ужасном свете.

 

Бандиты и полицейские

Один из самых отъявленных специалистов по раскачиванию лодки, в которой все мы плывём, это детский писатель Николай НОСОВ. Вот что он пишет в своём нашумевшем триллере «Незнайка на Луне»: «Доставленные в полицейское управление грабители отрицали свою вину, утверждая, что никакого чемодана они не видели, никакого банка не грабили и не думали даже грабить. На вопрос полицейского комиссара Пшигля, зачем им понадобилось, в таком случае, стрелять по полицейским машинам, они сказали, будто не знали, что их преследуют полицейские, а наоборот, думали, что за ними гонятся бандиты.

Полицейский комиссар сказал, что всё это увёртки, так как отличить полицейского от бандита не так уж трудно. В ответ на это стрелявший из пистолета сказал, что теперешнего полицейского не отличишь от бандита, так как полицейские часто действуют заодно с бандитами, бандиты же переодеваются в полицейскую форму, чтоб удобнее было грабить. В результате честному коротышке уже совершенно безразлично, кто перед ним: бандит или полицейский».

Посмеяться и забыть? Так может рассуждать только очень легкомысленный человек. Ибо за шутками писателя явно прослеживается его стремление опорочить наши правоохранительные органы. Это раньше не бросалось в глаза, потому что полиция называлась милицией, а полицейские — милиционерами. А теперь аналогии стали прямыми и убедительными. То есть это я так… Якобы убедительными, разумеется. Потому что наших полицейских от бандитов отличить легко. Как? Ну… Мы об этом как-нибудь потом расскажем. 

 

Стрекоза и стрекозёл

Сюжет басни КРЫЛОВА известен всем. Популярная танцовщица и яркий представитель шоу-бизнеса остаётся без средств к существованию, голодная и замерзающая она приходит к своему старому знакомому с просьбой приютить её ненадолго. Но суровый пролетарий отказывает в крыше над головой и куске хлеба, издеваясь над незадачливой служительницей Терпсихоры.

Написанная двести лет назад басня не казалась современникам чудовищной, а фраза «Так поди же попляши!» — жестокой и унижающей человеческое достоинство. Но мир стал более многогранным. Нынче всякий труд почётен. Даже на сцене. Вот сейчас поедут наши футболисты на Евро, и наверняка с ними отправится кто-то из артистов. Чтобы в перерывах между тренировками поднимать хавбекам настроение. Так что не надо. 

Это ещё хорошо, что мы в России живём. В цивилизованной Европе муравья давно уже обвинили бы в сексизме и мужском шовинизме. И призвали к пущей толерантности к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, в чём стрекозу можно заподозрить, если попадётся смелый художник-иллюстратор.

Имеются и другие соображения. Немилосерден муравей. Обидчив и немилосерден. Неприкрытым жлобством пытается задавить в стрекозе её весёлую стрекозиную сущность. Хочет подавить в ней природные инстинкты, заставив стать такой же, как все. Это и сегодня происходит повсеместно. Все вопросы решаются большинством голосов. Потому и рулят бескрылые муравьи, а склонные к полёту страдают. 

Но если это имел в виду Иван Андреич, то, конечно, молодец и провидец. Однако сей критический текст ведёт к разрушению наших скреп и моральных устоев. Убрать бы его из школьной программы от греха. Вон про слона и Моську можно оставить. Тут сразу ясно, где мы, а где — тявкающий Евросоюз. А опытный педагог это ещё и подчеркнёт.

 

Не на чём сидеть

Наш земляк Лев КАССИЛЬ в своё время писал вещи правильные и занятные, но в обществе произошли перемены, и потому некоторые тексты писателя сегодня выглядят неоднозначными. Вот, например, пассаж из «Кондуита и Швамбрании»: «Семья у нас была почти безбожная. Папа говорил, что бог вряд ли есть, а мама говорила, что бог — это природа, но может наказать. Бог возник когда-то из ночных причитаний няньки, потом он вошёл в квартиру через неплотно закрытую дверь из кухни. Бог в нашем представлении состоял из лампадки, благовеста и аппетитного святого духа, который шёл от свежих куличей. А иногда он представлял какую-то далёкую и сердитую силу, которая гремела на небе и следила за тем, грешно или не грешно показывать язык маме. В книге «Моя первая священная история» была картинка: бог сидел на дыме и сотворял весь мир на первой странице. Но первая же книжка по естествознанию развеяла дым. Богу больше не на чем было сидеть».

Да, церковь у нас отделена от государства, но государство не отделено от церкви. Молитва в храме для иных чиновников — что партсобрание. Явка обязательна. Потому нужно больше такта и деликатности. Это очень тонкие вопросы. А тут — лампадка и благовест. За такое сегодня и партбилет можно на стол положить.

«Иногда к жителям Швамбрании приходил городовой, которому подносили на блюдце рюмку водки и серебряный рубль. Швамбранцы полагали, что за этот рубль городовой продавал свою честь. Он же говорил — честь имею. А потом отдавал честь. За рупь».

Вот совершенно голословные обвинения. Коррупция, несомненно, есть, но не в нашем ауле. И потом все заявления о взяточничестве необходимо подкреплять свидетельскими показаниями. В противном случае автор снова покушается на устои государства. Пусть серебряный рубль — это не много. Но кто видел? Кто готов выступить в суде? Вот если взял и это доказали, такая информация основы государственности не подрывает.

В кассилевской Швамбрании сразу всё было хорошо. Тут не ждали долгого развития сюжета, при котором в финале уставшее и героическое добро побеждало слегка расслабившееся зло. В чудесной стране зла не было вообще. И все сказки заканчивались счастливо. «Судомойки становились принцессами, спящие красавицы просыпались, ведьмы гибли, мнимые сироты обретали родителей... На последней странице играли свадьбу, на которой мёд и пиво по усам текли, но в рот не попадали».

И вот куда мы с этим текстом придём? Какое общество построим? Тут надо определяться: или мы берём курс на воспитание конкурентоспособной личности, или надеемся, что мёд с пивом сами в рот попадут. С кем вы, товарищ Кассиль?

 

Пикет имени Барто

Обрабатывать детвору начинают с младых ногтей. Когда, в какой момент всё пошло наперекосяк? Ответ мы найдём в наших любимых детских книжках. У той же Агнии Львовны.

«Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу».

Вот с какого возраста детям прививают жестокость. Уронить и оторвать. Главные принципы выживания в современном обществе. Иначе не выбиться в люди, не стать звездой. Это в пику Кассилю. Или чтобы его уравновесить.

А вот и безысходность.

«Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч».

Никто не бросается помочь Тане. Мяч упал, но ты одна в этом большом и страшном мире. Никто тебе не протянет руку помощи, не спасёт твою игрушку. Таню призывают замолчать и не сетовать на судьбу.

А в качестве лёгкого утешения — прогноз о том, что мячик не утонет. Хотя смотреть на то, как река медленно уносит мяч, — единственный и потому дорогой подарок от ветреного папки, возможно, ещё больнее. Тут или достать, или пусть тонет к чертям собачьим! Зачем же травмировать детскую психику?!

«Левой, правой!

Левой, правой!

На парад 

Идёт отряд».

А вот тут сразу море вопросов возникает. Согласован ли данный парад или митинг в администрации? На сколько человек? Какие лозунги будут? Не вызовет ли этот парад социальной напряжённости, не создаст ли помех движению общественного транспорта?

Впрочем, если это не просто стишок, а заявление в правоохранительные органы, то картина меняется. И это уже не праздное повествование, а проявление гражданской сознательности. А то ишь — «барабанит, барабанит полтора часа подряд!» Думает, мы на него управы не найдём!

 

И наше всё туда же

Наконец, даже ПУШКИН сочинял весьма неосторожные строчки. Ему и в своё время за это доставалось. Досталось бы и теперь.

Взять, к примеру, «Песнь о вещем Олеге». В каждой фразе исследователь из отдела по борьбе с экстремизмом найдёт что-то, что заставит насторожиться или схватиться за пистолет.

«Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам».

Вот почему не написать просто — «хазарам»? Зачем унижать малые народы подозрением в неразумии? Что это, если не разжигание межнациональной розни?

Сегодня в криминальных сводках рекомендуют не указывать национальность фигурантов. Все конфликты у нас бытовые. Выпили, повздорили, девушку не поделили, кого-то случайно бейсбольной битой забили насмерть. 

Во времена Олега (имена в пушкинской истории неплохо бы изменить) тоже бытовухи хватало. Словом, вполне можно несколько переиначить текст.

«Как ныне сбирается вещий Антон

Отмстить озорным россиянам».

Каждый автор должен помнить об ответственности за печатное слово. Даже тот, кого давно нет в живых.

«Из тёмного леса навстречу ему

Идёт вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному, 

Заветов грядущего вестник».

Слова «тёмного» и «вдохновенный» (напрашивается рифма «пенный») естественным образом наводят на мысль, что именно пил волхв (русский шаман) перед встречей. Как видим, раньше допивались не до чёртиков, а до кудесников. Понятно, что в таком состоянии нетрудно изображать покорство языческому богу, чьё имя автор из цензурных соображений облагородил пропуском одной буквы.

Далее следует неутешительный прогноз кудесника о будущем князя, после чего…

«Олег усмехнулся — однако чело

И взор омрачилися думой».

После этих слов даже бесхитростному читателю становится понятно, что Думы существовали уже в то время, и главная их функция была той же, что и теперь, — омрачать чело. И что — вот так накануне выборов в Госдуму взять и оставить всё как есть?! ПОЗНЕРА заставили извиниться, а чем Пушкин хуже? Я вам больше скажу — Пушкин лучше.

В общем, граждане родители, больше бдительности и внимания к тому, что читают наши дети! Хорошо хоть проходит это дикое увлечение книжками, детвору засасывает в мировую паутину. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

 

Автор: Павел Веденеев

Последние новости

  • загрузить еще