23 июня 2016 15:17

Аргументы недели. Поволжье

Солнечным утром 22 июня

Солнечным утром 22 июня

Ровно 75 лет назад лётчик-бомбардировщик, держа в руках своё новенькое фото, услышал о вероломном нападении на СССР

В квартире пенсионера Николая Васильевича Кондаурова много старых предметов: монеты, поблекшие газеты, фотографии, документы, медали, рисунки. Это — домашний музей. Николай Васильевич — всегда — с интересом рассматривает каждый экспонат. Охотно комментирует, поясняет, уточняет, что к чему. Все экспонаты давнишние, относятся к периоду, который охватывает предвоенные и годы войны — Великой Отечественной. 

— Вот газета небольшого формата. Называется «Коммунист». Издавалась в городе Аткарске. Орган райкома компартии, райисполкома и горсовета. На первой странице «Коммуниста» дата: 23 февраля 1939 г. Номер посвящен XXI годовщине РККА — Рабоче-крестьянской Красной армии, — говорит Николай Васильевич. — Обратите внимание. 

На этой же первой странице рисунок: у портрета Владимира Ильича Ленина лицом к лицу Иосиф Виссарионович Сталин и Климент Ефремович Ворошилов. Сталин — в штатском, Ворошилов — в военной форме. На воротнике — петлицы с большими красными звёздами. Он — народный комиссар обороны СССР. 

В этой же газете в передовой статье говорится: «Каждый, кто осмелится напасть на страну социализма, будет разгромлен на его же собственной территории. Бойцы и командиры нашей Красной армии и нашего Военно-морского флота помнят слова великого вождя и учителя трудящихся товарища Сталина: «Ни одной пяди чужой земли мы не хотим. Но и своей земли, ни одного вершка своей земли мы не отдадим никому».  

Сделав небольшую паузу, мой собеседник продолжает: 

— На второй, внутренней странице газетного номера — фото паренька с очень серьёзным взглядом, немного настороженного. Это… Это я, Мне тогда было 16 лет. Я учился в родном Аткарске, в планёрной школе. Рядом с фото напечатана заметка, которую я написал. Она называется «Буду советским лётчиком». Вот её текст: «Авиамоделизмом я стал заниматься давно, всё время мечтал стать лётчиком. Когда в Аткарске организовалась школа планеристов, я с большой радостью поступил в неё. 

Я поставил перед собой задачу — летать на планёре лучше остальных курсантов, и этого добился. 

Я имею до 45 самостоятельных полётов. Теорию планёрного дела сдал на «отлично». Так же думаю сдать и практику. Буду ещё с большей энергией заниматься в школе планеризма. Буду учиться и учиться, чтобы стать советским лётчиком». 

Здесь же, на этой странице статья инструктора школы планеристов Другаля. 

«Планёр — путь в  авиацию. Дисциплина и желание самих курсантов освоить технику планёрного дела дали замечательные результаты. Мы совершенно не имели плохих оценок, а главным образом отличные и хорошие». 

В 1940 г. к нам в Аткарск приехали из Саратова руководители областного аэроклуба. Меня туда взяли. Я учился там целый год. Изучал теорию, потом самостоятельно летал на самолёте У-2. Начальником клуба был майор Губарев. Этот клуб — тот самый, в котором позднее, в 50-х гг., учился Юрий Гагарин. В апреле 1941 г. меня направили в город Энгельс в авиационное училище. Его аббревиатура ЭВАУП. Расшифровка — Энгельсское военное авиационное училище пилотов. В клубе самолёты У-2. Две эскадрильи. Среди инструкторов была и женщина Валентина Кравченко. 

О нашем быте, досуге всегда заботились. В училище богатая библиотека, в ней и техническая, и художественная литература. В авиационном городке — дом культуры с большим концертным залом. Работали разные секции, кружки. Здесь же и фотоателье. 

Жили мы в казарме. Тщательно следили, чтобы всегда было чисто, опрятно. Меня назначили командиром классного отделения. Дали звание. С 1941 г. я младший сержант. У меня много друзей. Особенно  я подружился с лейтенантом Макеевым. 

Хорошо помню 22 июня 1941 г. Было воскресенье. День выдался тёплый, солнечный. Рано утром, после зарядки я поспешил в дом культуры. Сфотографировался. Через два часа получил снимок. На нём я — в форме курсанта, в пилотке с красной звездой, в гимнастёрке с петлицами. На обратной стороне снимка я надписал: «На память моим дорогим родителям от сына. Энгельс. Авиационная школа. 1941 г., 22 июня. Коля». 

Со снимком в руках я вышел на балкон клуба. Здесь-то и застало меня прозвучавшее из репродуктора сообщение о том, что началась война. С обращением к советскому народу от имени правительства выступил народный комиссар иностранных дел Вячеслав Михайлович Молотов. Он за­явил, что фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на СССР. Свою речь нарком закончил словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». 

Известие о начале войны было для многих неожиданным. Ведь незадолго до 22 июня было опубликовано сообщение ТАСС, что не надо верить всяким слухам о нападении Германии на Советский Союз, что это — провокационные слухи. И вот — война. Вскоре в нашем училище состоялся митинг. Первым взял слово заместитель начальника училища по политчасти, полковой комиссар, он говорил горячо, взволнованно. Фамилию его не помню. Он призвал нас, курсантов, улучшить боевую подготовку. Выступали и другие инструкторы, курсанты. И все говорили о скорой победе над фашистами. 

У всех — вера в Победу. Скорую. Мы думали, мы были уверены — воевать будем только на территории врага. Ведь мы часто пели: «От Москвы до британских морей Красная армия всех сильней». У нас у всех было одно желание — немедленно на фронт. Но командир училища охладил наш пыл. Сказал, что мы ещё не доучились. Придётся повременить. 

В октябре 1941 г.  к нам в Энгельс приехала Марина Михайловна Раскова. Цель приезда — формирование женских авиационных полков. Мы очень обрадовались. Раскова — наш кумир, мы столько слышали о ней. Она в качестве штурмана участвовала в установлении мировых авиационных рекордов дальности. 

24-25 сентября 1938 г. на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир Валентина Сергеевна Гризодубова, второй пилот Полина Осипенко, штурман Марина Раскова) был совершён беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км. При вынужденной посадке Марина Раскова выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. В ходе этого перелёта (он длился 26 час. 29 мин.) лётчицы установили женский мировой авиационный рекорд дальности полёта. За выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Марине Михайловне было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. 

И вот эта женщина у нас, в Энгельсе. Она стала формировать женские авиационные полки на базе нашего училища. 

Мне посчастливилось видеться с ней. Она жила в доме культуры на третьем этаже в большой светлой комнате. Однажды я, старшина классного отделения, обратился к ней с просьбой встретиться с нашим отделением. Она была в лётной куртке с петлицами майора. 

Узнав, что курсанты собрались в доме культуры, она прошла в концертный зал, где стояло пианино. Мы — за ней. Она сняла куртку, села за пианино, сыграла концерт Чайковского. 

Мы аплодировали ей долго-долго. Кричали: «Спасибо, Марина Михайловна!» Позднее мы узнали, что она училась в Московской консерватории, очень любила музыку. 

Марина Михайловна сформировала три женских авиаполка. Тренировались лётчицы на базе нашего училища. В войны они (немцы их называли «ночные ведьмы») героически сражались с фашистами. Среди них — несколько женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза. 

Раскова в 1942 г. была назначена командиром 87-го женского БАП — бомбардировочного авиационного полка. 

4 января 1943 г. майор Раскова, при перелёте на фронт, погибла близ Саратова в сложных метеоусловиях. 

Урну с её прахом отвозил в Москву преподаватель нашего училища лейтенант Погодин и один из наших курсантов. Эта урна в Москве — у Кремлёвской стены на Красной площади. 

Теперь коротко о судьбе Николая Васильевича Кондаурова. Он участник Великой Отечественной войны, лётчик- бомбардировщик. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалью «За боевые заслуги». 

В бою под городом Бреславлем был тяжело ранен, попал в госпиталь, долго лечился. Вернулся в родной Аткарск инвалидом. Без правой руки. Решил поступить в юридическую школу, блестяще окончил её, потом — заочно — Саратовский юридический институт. Работал в Балакове, Хвалынске. Позднее — заведующим юридической консультацией Ленинского района г. Саратова. На этой должности он 45 лет. 

Николай Васильевич по праву считается одним из лучших в стране специалистов по делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями. Он и сам отличный шофёр прекрасно управляет машиной левой рукой. Говорит, что в этом ему помогает опыт управления самолётом. 

Не так давно в нашей стране была учреждена премия имени Плевако. Её первым лауреатом стал Николай Васильевич Кондауров. На его счету 50 оправдательных приговоров. Кондауров удостоен диплома и бронзового бюста Плевако за выдающийся вклад в российскую адвокатуру. 

Когда Кондаурову исполнилось 90 лет, его, участника Великой Отечественной войны и видного юриста горячо поздравил Президент России Владимир Путин. 

Жена Николая Васильевича Алевтина Степановна, участница Великой Отечественной войны, также получила высшее юридическое образование в Саратове. И дочь их Валерия окончила Саратовский юридический институт. 

А вот внук Роман — компьютерщик. Николай Васильевич уже прадедушка. В этом году ему исполнится 94 года.

 

Автор: Юлий ПЕСИКОВ