17 февраля 2017 17:41

Saratovnews

"Манчестер у моря" и другие "Ограды"

"Манчестер у моря" и другие "Ограды"

А мы продолжаем обсуждать претендентов на получение "Оскара" в номинации "Лучший фильм". Напомню, победителей мы узнаем 26 февраля. Предлагаем еще три фильма из списка номинантов.

"Ограды", 2016, режиссер Дензел Вашингтон

В данном случае пьесу перенесли на экран. Дензел Вашингтон снял фильм и себя в главной роли Троя Максона – сурового темнокожего мусорщика.

Бедная семья афроамериканцев перебивается от получки до получки. У них свой двухэтажный дом (лачуга в их понимании, просто крыша над головой), обставленный хорошей, хоть и подержанной мебелью, у них крутая для 50-х годов кухня. Прям приличная. В современной России у большинства населения такой и близко нет.

И это все потому, что брат главного героя воевал, был ранен, в его голове теперь металлическая пластина, и государство выплатило фронтовику три тысячи долларов, на которые и было куплено жилище. Но все же свой дворик с диванчиками и креслами. На земле плитка. Собственно, чтобы огородить дворик, Трой и строит ограду. Чтоб какой-нибудь прощелыга не стащил белье, которое сушится на веревке.

На самом деле Трой всю жизнь пытается огородить свою семью от невзгод. И постепенно доводит себя до исступления, отгоняя от своего загона сыновей, старого друга. А потом ему и самому становится тошно, и он заводит интрижку на стороне. В качестве отдушины.

Нам, конечно, не понять многие американские коды, мы далеки от страданий неюного Дензела. Голливудская классика, например, фильмы о войне у наших ветеранов тоже вызовут улыбку. Как, например, "Мост через реку Квай", где японский начальник лагеря для военнопленных отказывается от намерения пристрелить одного из офицеров английской армии, когда другой английский солдат говорит, что свидетелями бесчеловечной расправы станут больные из лазарета, и полковнику Сайто не поздоровится…

С "Оградами" то же самое. Когда раздается очередной крик о том, как тяжело достаются деньги Трою, в их доме звенит телефон. 54-й год прошлого века, а у бедных негров собственный телефон. И ты думаешь, черт возьми, тоже мне драма!

Самая страшная проблема: сын хочет играть в футбол и просит купить телевизор. На что отец говорит, что лучше работать, чем пытаться пробиться в спорте. А двести долларов он потратит на ремонт крыши.

По атмосфере это далеко не "Гроздья гнева" Стейнбека. Но играть тут есть, что. Внутреннее перерождение Троя, превращающегося из опоры семьи и веселого балагура в заносчивого деспота и зануду, потрясает. Хорош и дуэт Вашингтона с Виолой Дэвис. Но почему-то не покидает ощущение, что на театральных подмостках, где обстановка еще более искренняя, пьеса была убедительней.

"Манчестер у моря", 2016, режиссер Кеннет Лонерган

Тяжелая драма о жизни американского пролетариата. После просмотра наверняка захочется напиться. Сначала показывают рефлексирующего главного героя Ли (Кейси Аффлек), который дерзит клиентам и распускает руки в баре. Потом рассказывают, почему он таким стал. Но выясняется, что таким он и был. Иначе бы не стал причиной смерти на пожаре троих своих детей. Ему проще подраться, чем что-то сказать.

Потом умирает его старший брат, и Ли становится опекуном 16-летнего племянника. Далее к тоске Ли добавляются совершенно несмешные эпизоды из жизни по своему переживающего смерть отца племянника, который встречается сразу с двумя девушками, играет в хоккей и на гитаре. Банально это – открывать миру глаза на то, что несмотря на все потрясения и катаклизмы – внешние и внутренние – жизнь продолжается. Неужели никто не терял близких? Зачем же столько пафоса?

Постоянно коробила классическая музыка, которая должна была, видимо, свидетельствовать о душевных переживаниях главных героев. Без музыки показать эти переживания было трудно. Персонаж Кейси Аффлека весь фильм талантливо мычит.

В какой-то момент ловишь себя на мысли, что совершенно не сопереживаешь героям. Наблюдаешь за ними, как за муравьями. Такая же отстраненная картинка, как в "Елене" Звягинцева. Даже сцена с пожаром под слащавое и затертое адажио Альбинони вызвала неоднозначные чувства. Ни смотреть, ни слушать это не хочется.

Один рецензент провел параллель с библейским Иовом. Об испытаниях, выпадающих на нашу долю. Но одно дело внезапный паралич конечностей после полученной травмы, а другое – когда по пьяной лавочке забываешь закрыть заслонку камина. Это не бог послал испытание, а ты сам себе устроил ад на земле!

Если режиссер пытался шокировать зрителя, то с западным контингентом, думаю, у него проблем не возникло. Вот и академики впечатлились – у фильма аж 6 номинаций. Но россиян Лонергану не достать. У нас лента новостей любого СМИ страшнее.

"Лев", 2016, режиссер Гарт Дэвис

Читавший "Шантарам" и "Тень горы" вполне может считать себя специалистом по Индии. И, увы, большого интереса "Лев" Гарта Дэвиса у него не вызовет.

Вроде бы изначально у авторов фильма был беспроигрышный сценарий, основанный на реальных событиях. В концовке наверняка ревели все зрители без исключения. И кому-то вспомнилась добрая советская передача "От всей души", выдавливавшая слезу с силой соковыжималки. Давно потерявшиеся люди встречаются спустя десятилетия – это всегда трогательно. Но должно же быть что-то еще. А этого в картине Гарта Дэвиса не оказалось. Тут есть Николь Кидман и Руни Мара. Исполнитель главной роли Дев Патель несколько лет назад сыграл Джамаля из оскароносного "Миллионера из трущоб". Но эта лента скучна.

Полфильма потерявшийся мальчик бегает по Калькутте, куда укатил против собственной воли. Вторую половину взрослый Сару, усыновленный парой из Австралии и перевезенный на Тасманию, изучает гостиничный бизнес, сидит перед компьютером и рекламирует один из спутниковых сервисов Гугла, который и помогает ему отыскать отчий дом. Находит, подрывается, извиняется перед приемными родителями и уезжает на встречу с настоящей матерью и сестрой. Всё можно было бы уложить минут в двадцать.

Финальная композиция в исполнении австралийской певицы Сиа – маленький бонус за потерянное время.

… Чем больше смотрю фильмов-соискателей награды, тем больше прихожу к мысли, что в 2017 году впервые за всю историю премии "Оскар" главный приз в номинации "Лучший фильм" не будет присужден никому. Этого, конечно, не произойдет, но явного претендента на победу среди соискателей не видно.

Валерий Кедров

Фото: images-na.ssl-images-amazon.com