20 апреля 2017 09:42

Аргументы недели. Поволжье

Юрий Кравец:  «Здесь не прощают игры вполсилы»

Юрий Кравец: «Здесь не прощают игры вполсилы»

Известный театральный актёр, педагог и руководитель о гастролях МХТ им А. П. Чехова в Саратове, прошлом и будущем Старого ТЮЗа

23 апреля в Старый ТЮЗ на ул. Вольской, 85, придут школьники из Саратова и всей области. Здесь они встретятся с руководителями легендарной школы-студии МХТ им А. П. Чехова, которые будут давать им рекомендации и проводить отбор потенциальных студентов для своего учебного заведения. А уже с 24 по 27 апреля здесь же, в здании Старого ТЮЗа, пройдут гастроли МХТ. Будут показаны два спектакля: «Механика любви» и «Телефон доверия».

предстоящих событиях, о прошлом и будущем Старого ТЮЗа и его значении для культурной жизни Саратова «Московский комсомолец» в Саратове» беседует с Юрием Кравцом, в настоящее время занимающим посты первого заместителя художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова и директора Московской театральной школы Олега Табакова.

— Юрий Анатольевич, гастроли МХТ имени А. П. Чехова это, безусловно, яркое событие в культурной жизни Саратова. Скажите, пожалуйста, вы специально приехали к нам или это происходит в рамках гастрольного тура?

— Саратов — это по-настоящему театральный город. Здесь особенная публика, которая хорошо разбирается и в классических постановках, и в новых веяниях. Говорю это со знанием дела, без какого-то желания понравиться. Это действительно так. Неоднократно был свидетелем того, как зритель просто уходил со слабых антреприз. Здесь не прощают игры вполсилы. В то же время настоящий талант, мастер, тот, кто искренне отдаётся игре, всегда получает признание, таких часами не отпускают со сцены, всегда отдают им должное. Саратовская публика — это тот привередливый и искушённый критик, после которого можно с большой уверенностью делать окончательный вывод, насколько удалась постановка.

Поэтому Олег Павлович Табаков всегда ищет и, как правило, находит возможность привезти в Саратов спектакли, постановкой которых он руководит. Особенно если речь идёт о новых спектаклях. Наверное, не проходит года, чтобы здесь не представляли свои новинки либо МХТ имени А. П. Чехова, либо «Табакерка». В этом году это будут две интересные постановки: «Механика любви» и «Телефон доверия». Оба сюжета, как всегда, актуальны, созвучны тому, что волнует каждого, попытка дать современные ответы на извечные житейские вопросы. 

Но нынешний визит МХТ в Саратов — это не только четыре дня, когда мы будем играть спектакли. Наша работа начнётся на день раньше. 23 апреля мы будем проводить просмотр ребят-девятиклассников, которые решили попробовать силы в изучении театрального актёрского мастерства и хотят поступить в нашу театральную школу. Этот просмотр тоже состоится в зале Старого ТЮЗа.

— Почему для проведения гастролей выбрана сцена именно Старого ТЮЗа? Ведь в Саратове есть залы посолиднее, способные вместить значительно больше желающих посмотреть спектакли такого признанного флагмана театрального мира, как МХТ им. А. П. Чехова?

— В выборе площадки именно Старого ТЮЗа, разумеется, есть особый смысл. Те, кто знакомы с Олегом Павловичем Табаковым, знают его отношение к Саратову, к театральным традициям родного города — для них это решение понятно и логично. Старый ТЮЗ для Олега Павловича — это особое пространство. Здесь началась его любовь к театру, который стал его судьбой, его жизнью. Он, конечно же, был очень рад узнать, что старое здание восстановили и в нём возобновляется этот очень таинственный и значимый процесс, когда дети, молодёжь приобщаются к миру театра, к тем бескрайним возможностям, которые он даёт каждому для развития личности, способностей, мировоззрения. Он, как и многие, считает, что Старый ТЮЗ прежде всего традиция, которую нужно возродить.

Безусловно, огромная благодарность от всех без исключения неравнодушных людей губернатору Валерию Васильевичу Радаеву за энергию, с которой были решены все оперативные вопросы по восстановлению театра. И, конечно же, поправить последствия пожара, чуть не уничтожившего один из самых значимых театров города, было бы невозможно без особого внимания и усилий Вячеслава Викторовича Володина.

Разумеется, у нас сразу возникло желание как-то поддержать восстановленный театр, дать возможность зрителям снова прийти в этот зал. Так и родилась идея провести просмотр и сыграть несколько спектаклей на сцене Старого ТЮЗа. 

Вы правы в том, что экономически это не может быть выгодно. К счастью, нашлись люди, которые откликнулись на нашу идею и поддержали начинание. Следует сказать, что этих людей привлекла не столько возможность увидеть спектакли нашего театра, а то особое отношение, которое многие наши земляки испытывают к Старому ТЮЗу. Именно идея возродить театр, чтобы он снова играл ту же роль в культурной жизни региона, что и десятилетиями ранее, нашла поддержку. Наверное, будет правильно назвать этих людей. Это Ефим Кац и Григорий Гейфман, руководители производственной фирмы «Мария». Это Николай Бушуев, возглавляющий НПП «Алмаз», и Эдуард Арзуманян, директор гостиницы «Словакия».

— Вы упомянули о том, что будете отбирать студентов для обучения театральному мастерству в Москве. Наверняка эта тема способна вызвать большой интерес у молодёжи. Можете поделиться подробностями?

— Это действительно очень интересная тема. Только неправильно называть то, что мы делаем, отбором. Прослушивание потенциальных кандидатов — такая формулировка звучит правильнее. Мы, действительно, уже много лет ищем талантливых ребят. Ищем по всей стране. И мне очень приятно сообщить, что к Саратову у Олега Павловича Табакова, и не только у него — особое отношение. Только сюда мы приезжаем встречаться с юными соискателями практически ежегодно. 

И это даёт результаты: у нас на всех курсах учатся перспективные саратовские ребята, и можно утверждать, что многих ждёт большое будущее. 

— Можете привести пример успешного дебюта?

— Пожалуйста. Юлиана Греббе из Энгельса. Она совсем недавно окончила курс и уже играет главные роли. Если не ошибаюсь, уже в четырёх спектаклях театра-студии под руководством Олега Табакова. Прекрасное начало творческой карьеры, по моему мнению. 

— И много таких путёвок в жизнь получают те, кто приходит на такие прослушивания в МХТ?

— Обычно мы отсматриваем каждый год 80-120 человек. Это то количество, которое получает шанс заявить о себе. Примерно пятеро из этого числа получают приглашение приехать сдавать экзамены в Москву. Где-то двое, как правило, поступают.

— А как же быть с остальными? 

— Интересный вопрос. Действительно, отбор студентов в театральную школу — это очень субъективный сюжет. Юноша или девушка могут быть очевидно талантливы, но представлять, например, не тот типаж, который ищет мастер. Должна возникнуть определённая «химия», взаимопонимание, чтобы был успех. Или бывает так, что приходит очевидно талантливый, перспективный претендент. Но мы видим, что ему ещё просто рано. Мы же работаем исключительно с девятиклассниками. 

А в этом возрасте полгода — огромный срок. Бывает так, что молодой человек, которого мы весной прослушали, нас привлёк и мы его пригласили — он приезжает через полгода и мы его не узнаем, это уже другой человек. В этом возрасте люди очень быстро развиваются, меняются.

— И как же быть?

— Есть идея работать с теми, кому интересно попробовать себя, развить свои таланты здесь в Саратове. Например, в течение сезона с осени до весны готовить их к прослушиванию, к возможности проявить себя. Такие подготовительные курсы можно и нужно организовать именно в Старом ТЮЗе, в том месте, в котором долгие годы дети и молодёжь приобщались к театру.

Когда-то у саратовских театров имел место своеобразный актив из школьников, которые не только учились азам театрального искусства. Они просто проводили здесь много времени, развивались духовно, эстетически. Вспомним нашего замечательного театрального педагога Наталью Иосифовну Сухостав. Она воспитала большое количество детей, начиная с самого Олега Павловича и заканчивая вашим покорным слугой. Вдумайтесь, из её воспитанников выросло 177 актёров, а всего через её наставничество прошло на порядок больше будущих личностей. Могу судить по своим однокашникам — далеко не все стали актёрами. Есть врач, водитель троллейбуса, представители многих других профессий. Но вот такой, например, нюанс — в тюрьму не сел никто!

Так и в нашем случае. Единицы смогут попасть в школу-студию к Олегу Табакову. Но кто-то сможет найти себя в других, не менее уважаемых театральных школах. Кто-то поступит в наш саратовский театральный институт или в других городах. Кто-то пойдёт в консерваторию, кто-то в художественное училище. Актёрская подготовка, на самом деле, способна помочь во многих профессиях: и адвокату, и политику, и журналисту — перечислять можно долго.

— В чём может заключаться такая подготовка?

— Чтобы человек смог состояться на сцене, его прежде всего надо раскрепостить, помочь справиться со страхами, подготовить к тому, чтобы он раскрыл свой потенциал. Это работа преимущественно в области психологии. Здесь не надо ставить каких-то суперзадач. Важной составляющей является возможность просто общаться с мастерами, приобщаться к театральной среде. Вспоминая собственный опыт, та же Наталья Иосифовна Сухостав всегда стремилась к тому, чтобы у нас были контакты с людьми театра. Мы работали и с литчастью ТЮЗа, и к нам приходили артисты, например Владимир Александрович Краснов. Нам это многое дало.

— А чтобы попасть в класс именно к Олегу Табакову, в чём должен проявить себя будущий студент?

— Отбор, как я уже сказал, весьма субъективен. Олег Павлович должен почувствовать человека, понять, что они как бы «одной крови». Но можно сказать, что он придаёт большое значение тому, чтобы ребята много читали, старались развиваться как личности, понимая, что происходит и внутри и вокруг себя. Чтобы переживали и сопереживали. А свои переживания высказывали. Причём высказывать именно творчески — не в соцсетях умели делиться своим мировосприятием и своим отношением к происходящему вокруг.

Это, конечно, непросто. И поэтому так важно «не прохлопать» человека. Этому как раз могут помочь те подготовительные курсы, о которых мы говорили. Позволю себе пример. У нас учится уже на 3-м курсе перспективный саратовский юноша Максим Полянский. Он подаёт надежды, развивается. Надеюсь, мы все о нём услышим в будущем. Однако перед поступлением он был, что называется, «сырым», и вместе с тем чувствовалось, что есть в нём что-то. К счастью, с ним несколько месяцев позанимался известный саратовский мастер Илья Володарский из ТЮЗа имени Ю. П. Киселёва и на поступление Максим приехал совсем другим.

В этом и состоит идея подготовительных курсов — чтобы признанные мастера из разных саратовских театров работали с ребятами, передавали им необходимые знания, уверенность в себе.

— А вы готовы стать куратором этого проекта?

— Да, конечно. Иначе такая идея не возникла бы. Это было бы интересно и полезно во многих отношениях.

— И в заключение можете дать совет: в каком направлении стоит развиваться Старому ТЮЗу как театру?

— Думаю, было бы неправильно делать это публично. К судьбе этого театра неравнодушны многие и внутри театрального мира Саратовской области, и среди широкой зрительской аудитории. Полагаю, что жизнь всё расставит по своим местам. Скажу только одно. По моему мнению, Саратову не нужна вторая драма, второй ТЮЗ или другой аналог уже имеющегося формата. Необходимы новые формы, и все мы, люди, выросшие на саратовских театральных подмостках, готовы в этом деле оказать любую помощь.

 

Автор: Роман Юрьевич