26 мая 2017 17:59

Saratovnews

Как изменить будущее

Как изменить будущее

В кино, как и в литературе, почти не осталось белых пятен. Новых сюжетов не ждешь. Все уже было. Теперь искусство – не что, а как. Даже в техническом плане, кажется, все уже перепробовали – снимать в монохроме, мобильником, делать кино немым, добавлять в него мультипликацию. Дальнейший прогресс возможен только в спецэффектах. Ну когда персонажи будут не на экране бегать, а по залу. Хотя это тоже есть. Театр называется.

"Разбуди меня", 2016 год, режиссер Гийом Проценко, в ролях: Ирина Вербицкая, Кирилл Пирогов, Александра Ребенок, Евгений Гришковец, Илья Древнов.

Фабула незамысловата. Женя (Ирина Вербицкая) работает в службе пограничного контроля столичного аэропорта. Больше года назад исчез её возлюбленный Андрей (Илья Древнов). Женя копается в прошлом, а ей начинают сниться сны о будущем. О коллегах, работе и коррупционных схемах наркотрафика. С удивлением она обнаруживает, что не только видит будущее, но и способна менять его, предотвращая трагедии. Правда, все трагедии связаны с другими людьми.

Выясняется, что девушка невольно стала частью криминального механизма, в котором задействованы практически все важные для нее люди – ее бывший, новая любовь Стас (Кирилл Пирогов), коллеги по работе.

Коктейль из флэшбэков, снов и реальности получился терпким, а послевкусие приятным. Нечасто в современном российском кино ты чувствуешь, что люди старались. Гийом Проценко очень старался. Это его первая полнометражная лента, можно сказать, дебют. И он получился. Такого кино в России очень мало.

Для Ирины Вербицкой это тоже первая большая роль. В некоторых ракурсах она похожа на Амели. Именно так, не на Одри Тоту, а на Амели. Уверен, аллюзии тут не случайны. Ведь в "Амели" тоже многое происходило на грани реального и выдуманного.

Лавроненко и Гришковец достойны друг друга. Антиподы по сценарию в действительности имеют гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. А вот Пирогов… Понятно, что амплуа у него по фильму – не герой-любовник, но все же с такими мешками под глазами гораздо органичнее он смотрелся бы в эпизодической роли какого-нибудь забулдыги.

Двойные-тройные смыслы легли красиво. Москва показана как из зазеркалья – либо в отражениях стекол машин, либо в витринах магазинов, либо в окнах небоскребов. Есть просто завораживающие кадры. Наложение отражений в одном из моментов получилось таким, что Женя зажгла свет в своей квартире, а он будто включился в многоэтажке напротив.

Причем знаете – вот это как раз хорошо показывать человеку, страдающему бессонницей. Мелькание отблесков тусклого света, искривленные линии, плывущие вертикали и горизонтали… Оператору (Джон Крейн) огромный респект. Сцена прощания Жени и Андрея, снятая в широченной плоскости, напомнит вам японскую живопись. Или даже театр теней.

Сон по Проценко – это не только то, что мы видим, когда засыпаем. Сном может стать и занудная работа, когда ты проводишь часы в стеклянной клетке, и однообразная жизнь, и личные отношения, которые не разорвать. Трудные жизненные ситуации тоже возникают помимо нашей воли. И действуем мы под тяжестью обстоятельств как во сне. Кажется, еще немного и все закончится, но возникают новые препятствия. Точно так же в ночном кошмаре не убежать от преследующего чудовища. Потому что во сне мы бежим от своего же подсознания и персональных страхов.

Собственно предметом углубленного изучения в фильме "Разбуди меня" как раз и стали переходные состояния. В более широком смысле, а не только от сна к реальности и обратно. Преступая закон, ты поневоле оказываешься по другую сторону обычной жизни. Переходы от мордобоя и убийств к повседневной чашке кофе также контрастируют, как сон и явь.

Открытый финал понравится не всем. Последний выстрел прозвучал, но кто его сделал – Андрей или Стас, неизвестно. В каком-то смысле Андрей и Стас тоже ведь олицетворяют прошлое и будущее, сон и явь. То, что хочется забыть, и то, что хочется удержать в руках. Но невозможно ни то, ни другое. Потому как в каждом из нас присутствует темная и светлая сторона. И в разные моменты жизни побеждает только одна из этих сторон.

Жене на какой-то момент показалось, что она способна контролировать свое будущее. Но в финале она понимает, что и это невозможно. Даже если ты знаешь, что случится. Потому что во сне, как и в жизни, ты видишь не всю картину. Стремление прыгнуть в машину и умчаться куда-то – то же желание проснуться. По-моему тут все было к месту.

Фильм "Разбуди меня" многослойный, в чем-то философский. Кто-то вспомнит мистику Дэвида Линча. Жанровое кино, у которого есть определенные рамки. Триллер должен держать зрителя в напряжении от первого кадра до последнего. Авторам это удается. Но действительно художественным произведением лента становится, когда режиссеру в рамках обязательной программы удается сказать нечто большее. И тогда, зная – что, ты пересматриваешь фильм, потому что тебе интересно – как.

Отдельно следует отметить саундтрек, за который "Разбуди меня" получил награду на прошлогоднем Кинотавре. Музыку к фильму написали Джорджо Джампа и Игорь Вдовин. Обязательно найду и отправлю в свою коллекцию.

А изменить будущее все-таки можно. Но для этого нужно, по меньшей мере, проснуться.

Валерий Кедров

Фото: imperiafilm.ru

Последние новости

  • загрузить еще