19 июня 2017 15:03

Saratovnews

В поисках виноватых

В поисках виноватых

Совершенно напрасно общественность проигнорировала предложение руководителя МЧС России Владимира Пучкова штрафовать синоптиков за несвоевременные или неправильные прогнозы. «Пора выработать алгоритм экономической ответственности территориальных подразделений Росгидромета за неподтвержденный прогноз погоды», - заявил высокий чин.

Введение экономических и каких-либо других санкций в отношении синоптиков весьма своевременно. На фоне холодной весны и удивительно дождливого лета. Кто-то же должен понести за это наказание! О происках американцев, которые испытывают на нас климатическое оружие, читали, но виноватый должен быть из числа досягаемых.

Мне этот Болтухин давно не нравится. Что ни случись, у него одно объяснение – аномалия. Зимой снег выпал, весной – половодье, летом – суховеи. Все как в первый раз.

И никакой ответственности. Синоптик – значит, отвечает за погоду. А у нас солнце выжигает хлеб – Болтухин не причем, дожди заливают Саратов – обратно не при делах.

Ну вот представьте себе ситуацию, когда главный саратовский полицейский Сергей Аренин выступал бы перед депутатами или членами областного правительства, рассказывал о росте преступности, но ссылался бы при этом на аномалию. Ясно же, что поругали бы человека. Сказали бы – ты чего говоришь, Сергей Петрович! Работать надо!

Шучу, конечно. Какой с Болтухина спрос за ливни и жару?! Но глава МЧС-то не шутил. И тем самым обозначил очень важный тренд. Нам важнее не решить проблему, а наказать или хотя бы назвать виновных.

Вспомните многострадальную вторую очередь саратовской набережной. Она проваливалась раз 7 или 8. Ровно столько раз укатывали бетонные шары от памятника Чернышевскому. Мало кому интересно, когда набережную отремонтируют так, чтобы не проваливалась, а шары укрепят так, чтоб не укатывались. А вот виновных подай. И чтоб непременно посадили!

Конечно, в большинстве случаев и это не лишнее. Я имею в виду Уголовный кодекс и все, что с ним связано. Но чаще в сознании нашего человека побеждает мысль, что достаточно найти и покарать виновного. Тогда как на первом месте должно быть исправление ситуации.

Ремонтируют дороги в Саратове. Каждый год. И каждый год по весне мы имеем ровно то, с чего начинался прошлогодний ремонт. Почему народ возмущается? Из-за ям, что ли? Да ладно. К ямам все давно привыкли. А вот то, что виновных не назначили, напрягает. Потому что если где-то или в чем-то плохо, нужно кого-то наказать. Или обвинить.

Федеральные телеканалы давно взяли сей тренд на вооружение. Не нужно людям говорить, когда они станут богаче и здоровее, достаточно сказать, кто виноват в том, что они бедны и больны. И на роль виноватого всяк сгодится. Хоть Навальный, хоть американский президент Обама-Трамп. Обругал заморского темнокожего дядьку, тот икнул по другую сторону Атлантики, и опять можно к станку. С чувством выполненного долга и с некоторым облегчением.

В свое время таким громоотводом был Чубайс. Чуть что – рыжий виноват. Персонажи потом сменяли один другого. Докатились, как говорится, и до мышей – до Сердюкова с Васильевой. Полюбуйтесь на них, кричала оппозиция! Вот из-за кого мы живем так ужасно!

При этом сам факт публичной экзекуции заметно снижает градус социального напряжения. А того, кого наказывают, даже в какой-то момент становится жалко. Человек, который еще пару минут назад негодовал, в душе желает наказуемому облегчения его участи. А, глядя на себя со стороны, растет в собственных глазах. Какой я все-таки добрый…

Вот взяли несколько месяцев назад Улюкаева. За каких-то два миллиона. Первое возмущение прошло. Взяточник, казнокрад, коррупция! Суд разберется. Ну или кто там за

товарищами в мантиях стоит. А самого немолодого человека жаль. Он, оказывается, стихи писал. Нормальный дядька. У него тоже папа-мама был. И главное – есть понимание, что они там все такие. А этому просто не повезло, кому-то перешел дорогу, оказался пешкой в чужой игре.

Потом хрясь – прошла информация о домашнем аресте, о том, что поэт пробежки по утрам совершает, и снова закипел возмущенный разум. Ах ты, ети твою душу, по два миллиона хапают, и на прогулку ходят из дома как ни в чем не бывало! А ложку из столовой свистнешь, обязательно в СИЗО окажешься.

Наш человек отличается от других тем, что легко ставит себя на место другого. Ему для этого не нужно делать никаких усилий. Представить, что кому-то хуже, чем ему – запросто! И внутренне желаешь тому бедолаге, чтобы сделалось хотя бы как у тебя. Правда, того же большинство непроизвольно желает и тем, кому многократно лучше. Насмотрится россиянин на чужие яхты и шубохранилища и в сердце его возникает справедливый посыл – да чтоб ты хотя бы годок на мою зарплату пожил!

То есть не наказывают – плохо. Наказывают – жалеем. Российское чиновничество действует по тому же принципу. Самое духоподъемное у нас (перед выборами особенно) – это совещания, на которых главный распекает второстепенных, объявляет им выговоры, грозит увольнением, обещает обратиться в правоохранительные органы, кричит – вы с ума тут сошли, что ли?!

И народ на следующий день:

- Ты смотрел (слушал)? Как он его!

- Да, молодец! А то совсем, понимаешь, распустились

- Хотя, конечно…

- Что?

- Да ну, тоже мне – нашли козла отпущения.

- Это точно. Обозначили крайнего. Там ведь каждый второй…

У силовиков то же. Засветился полицейский в каком-то неприглядном деле, нетрезвым в столб въехал или проворовался – первым делом его из органов выметают. Но таким образом вышестоящее начальство не справедливость восстанавливает, а демонстрирует, что не потерпит среди своих подчиненных выпивох и ворья.

То есть наказание – это проявление неравнодушия и заинтересованности в том, чтоб это больше не повторялось. Наказание больше говорит о наказывающем, чем о наказуемом. Хотя в большинстве случаев достаточно просто починить забор или закопать яму.

Так что правильно все, товарищ Пучков. Выговор этому Болтухину за дождь и сломанное дерево! Пусть знает, что за такие дела спуску ему не будет. И за урожай ответит, и за то, что ураган натворит!

Пучкову – пиар и улучшение позиций в рейтинге цитируемости, а Болтухину ничего. Он уже лет восемьдесят погоду предсказывает, не такого насмотрелся и наслушался.

Дмитрий Митрошин

Фото: playcast.ru