21 июля 2017 17:58

Saratovnews

"Примы долбанные"

"Примы долбанные"

Если хотите посмотреть отечественный фильм, от которого невозможно оторваться, то специально для вас новая работа Валерия Тодоровского "Большой". После "Стиляг" режиссер снимал только для ТВ. Почти десять лет прошло, и вот новый шедевр, который никого не оставит равнодушным. Это, как минимум.

"Большой", 2017 год, режиссер Валерий Тодоровский, в ролях: Алиса Фрейндлих, Валентина Теличкина, Александр Домогаров, Николя Ле Риш, Маргарита Симонова, Екатерина Самуйлина.

Это очередная история о золушке. Трудный подросток из провинциального Шахтинска Юлия Ольшанская (Ольха) благодаря стечению обстоятельств вытаскивает счастливый билет и оказывается в Москве, в балетной академии. Собственно весь фильм о шансах, которые предоставляет нам судьба, о том, как мы ими распоряжаемся. И даже о том, что порой не способны понять: вот он – счастливый случай!

Каждый из нас многократно оказывался в ситуациях, когда нужно было сделать выбор, определяющий дальнейшую судьбу. И каждый помнит, как это было трудно сделать. В "Большом" все герои проходят через это. Прыгнуть или не прыгнуть с крыши на крышу, взять деньги за роль Авроры или не взять, предать подругу или не делать этого. В ленте Тодоровского тема судьбы проходит красной нитью.

Порадовало, что Тодоровский не стал снимать отечественный вариант "Черного лебедя". "Большой" не о соперничестве на пути к вершине, противостояние Юлии Ольшанской и Карины Курниковой не выходит за рамки благоразумия. Впрочем, искорки и тут летят. Фразу, вынесенную в заголовок, произносит еще одна героиня Таня Ефремова, которая сошла с дистанции, уйдя из академии, и стала простой костюмершей. И с которой довольно грубо обходятся две ее недавние подруги по академии. Девушки, спорящие за право быть примой, попросту не замечают ее.

Настоящее наслаждение – наблюдать за работой Алисы Фрейндлих. Она исполняет роль выходящей из ума преподавательницы и бывшей примы Галины Белецкой, чей портрет когда-то написал сам Пикассо. У нее то и дело случаются провалы в памяти, ей все труднее запомнить имена своих же учениц. Безжалостная старость берет свое, и, кажется, служение искусству – единственное, что не дает окончательно погрузиться в маразм.

Когда Белецкая занимается с ученицами, она в своей среде, в своей тарелке. Шаг за пределы академии, и она плывет. Даже в собственном доме у нее путается сознание, и она забывает, где находится, ей нужна помощь.

Как Алиса Бруновна играет... Это можно пересматривать и пересматривать. Ее героиня остроумна, тверда, беспомощна, наивна, лукава, подчас жуликовата. Каждая сцена с ее участием в фильме является определяющей. Галина Белецкая словно сама судьба. Помните, в римской мифологии были парки (в древнегреческой – мойры), которые плели нити человеческих судеб? Вот Галина Михайловна – одна из них. Особенно остро это чувствуешь в сцене отчисления девочек из академии. Да и во всех остальных. Так получалось, что именно ее слово оказывалось решающим в жизни Юли.

Вообще фильм из числа шаттлов. То есть его можно смотреть много раз и с любого места. Валерий Тодоровский владеет этим волшебством – создавать фильм не на один вечер. В вечность он плюет очень метко.

Кстати, сам режиссер признался, что наснимал материала на три с лишним часа. Потом пришлось резать по-живому. И это, кстати, чувствуется. Несмотря на то, что фильм идет более двух часов, не хватает каких-то деталей для более точного схватывания образов. Но грядет еще и четырехсерийный сериал, где не будет бесконечных флешбэков. Тодоровский пообещал, что в полной версии сюжет будет развиваться линейно. Интересно будет посмотреть. Обешано, например, что в сериале более полно будет представлена линия Потоцкого (Домогаров) – спившегося солиста Большого, который и привел в балет Юлию Ольшанскую.

Антуан Дюваль, которого в фильме играет Николя Ле Риш, в отличие от Белецкой поднимает тему возраста с несколько иной стороны. Молодые балерины мечтают о сольных партиях. А угасающая звезда осознает, что его прыжок каждый день, как шагреневая кожа, сокращается на миллиметр. Уже близок тот день, когда он выйдет в тираж. И ему смешны страдания "третьего лебедя", которого исполняет Юля.

Некоторым критикам не хватило в фильме собственно балета. Отчасти соглашусь, но то, что присутствует в "Большом", просто блеск. Даже если вы никогда не считали себя поклонниками этого вида искусства, несколько раз во время просмотра фильма поймаете себя на мысли, что не слышите своего дыхания. Потому что в восторге его затаили.

Тодоровский работал над сценарием 4 года. Материалом проникся основательно, придя к мысли, что "балет — это сочетание всего. Это абсолютная, какая-то химически чистая красота. Просто смотришь на сцену и понимаешь, что это красота, которую сохранили люди за последние 300 лет".

Прекрасен финальный эпизод выхода главной героини из гримерки на сцену. В этом есть что-то галлюциногенное. И замечательно, что происходящее мы видим глазами Юлии. Она проходит сквозь ряды коллег и встречается взглядом с другими балетными, занятыми в спектакле. Сколько людей, столько эмоций написано на их лицах.

Мне это напомнило картину Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Там каждый казак смеется по-своему. А тут не только улыбки, тут зависть, гнев, презрение, искреннее восхищение, равнодушие, злоба, желание провала и пр. Вся гамма чувств. И, наверное, это возможно только в балете.

Ну пока Тодоровский не снял фильма об опере.

Валерий Кедров

Фото: classicalmusicnews.ru