30 сентября 2017 14:10

Saratovnews

Киношок от Сахавуда

Киношок от Сахавуда

Велик соблазн написать, что я специально поехал в Анапу на XXVI кинофестиваль "Киношок". Но нет, фестиваль совпал с семейным отдыхом. Всю неделю в начале сентября на центральной площади крутили кино прежних лет, а 9-го показали фильм-победитель.

Интересно все проходило. На открытии расстелили красную дорожку, по которой прошли Аркадий Инин, Сергей Шакуров, Светлана Тома.

В финале жюри заседало на Летней эстраде, а в полукилометре от этого места на площади рассаживались зрители, пришедшие за час-полтора до сеанса. Я предпочел погулять перед демонстрацией картины, зато потом весь сеанс пришлось стоять.

Вообще-то было известно заранее, что кинофестиваль в этом году поменяет формат. Ранее он позиционировался как открытый фестиваль стран СНГ и Балтии, теперь упор делают на региональное кино. То бишь картина должна быть снята в одном из регионов России, и уж точно не Москве или Питере.

Потому победителем объявили якутскую мелодраму "Кэрэл – невидимая красота". Главный приз фестиваля, "Золотую лозу" получили режиссёры Илья Портнягин и Валентин Макаров. Причем если Портнягина ведущий назвал, то вторую фамилию запамятовал.

Сахавуд, как называют, киноиндустрию Якутии, явление достаточно любопытное. Как-нибудь мы остановимся на нем подробнее. Сейчас же скажу только, что каждый год в регионе, который по численности населения в 2,5 раза меньше Саратовской области и значительно превосходит ее по площади (Якутия больше Аргентины – восьмой по размеру страны мира), снимается 10-20 полнометражных картин. Согласитесь, впечатляет.

"Кэрэл – невидимая красота" – фильм о юной певице. Восходящая звезда с очень приличным голосом вот-вот должна отправиться на конкурс, который откроет перед ней ворота в шоу-бизнес. Но тут выясняется, что она запустила учебу в вузе, и ее готовы отчислить.

Продюсер быстро договаривается о том, чтобы "хвосты" Кэрэл простили, но за это она должна на три недели отправиться в глубинку и поработать там преподавателем музыки.

Приехав в деревню, Кэрэл встречает слепого парня по имени Айтал. Он работает в школе и сочиняет музыку. Зрение потерял в детстве, по глупости. Кидали с мальчишками в костер какие-то баллончики. Один из них взорвался…

Кэрэл практически сразу влюбляется в него. Айтал помогает ей, подыгрывая на уроках на синтезаторе. Дети от обоих без ума.

Далее все как-то схематично и сказочно. Гуляния под ручку. Дразнилки от приятеля – "Жених и невеста, тили-тили-тесто!" Совместный поход в театр, где (бог ты мой!) главный герой едва не подрался.

Затем совместная рыбалка. Поклевка. Это окунь. Потом ощупывание лица Кэрэл. Красивая.

- Зачем ты взял с собой гитару, Айтал?

- Я сочинил для тебя песню.

Поет. Потом начинается дождь, Айтал и Кэрэл убегают в заброшенный домик. Два раза целуются, после чего зрителю становится понятно, что между ними все произошло. В момент прощального поцелуя появляется продюсер, который укоряет Кэрэл за то, что она совершенно перестала думать о карьере певицы.

Невольно напрашиваются параллели с "Безымянной звездой", но якутский фильм для зрителей, остановившихся в литературном развитии классе в пятом.

Уверен, когда организаторы решили сделать крен в сторону регионов, то наверняка рассчитывали на местный колорит. Удивительно, но в якутском фильме очень мало природы, которая могла стать вполне самостоятельным персонажем. Вспомните "Как я

провел этим летом". Ведь глаз было не оторвать от картинки. Тут глаз отрывался легко. И болтался на ниточке. Шутка.

Аутентичность фильма держалась исключительно на диалогах. И все же смотреть якутское кино было интересно. Хотя бы потому, что видишь других по воспитанию людей. Немного напомнило корейские фильмы, с вот этим вот "да, господин", складыванием ладошек и бесконечными поклонами.

Современным молодым людям из центральной части России будет странно смотреть на то, как красотка, которой прочат карьеру звезды, скромно тупит очи и робко смеется на деревенской посиделке, когда один из местных парней в шутку предлагает ей спеть дуэтом. Впрочем, до массового зрителя картина, конечно, не дойдет.

Слабый фильм, но добрый и наивный. Почти без внутренних конфликтов. Переживания соперницы Кэрэл обозначены нервным перемыванием посуды и битьем чашки. Ну драма, чего уж.

- Кэрэл? Что за странное имя?! – восклицает в какой-то момент эта самая соперница с типичным якутским именем Диана.

Если вы думаете, что после приезда продюсера Кэрэл сразу забывает Айтала, то глубоко заблуждаетесь. Девушка зовет возлюбленного поехать с ней в город. Но тот отказывается – что я там буду делать?

Кэрэл в слезах уезжает. В слезах же она на местном фестивале типа якутской песни года исполняет композицию Айтала Иванова «Невидимая красота». Вполне духоподъемная песня.

Ну и хэппи-энд. Поскольку за кулисами девушку ждет с большим букетом сам автор композиции. На нем костюм и улыбка. А за ним стоит строгий отец. Обнимашки. Чуть не плачет от счастья продюсер и еще какие-то молодые парни.

… Для кинофестиваля, где победителями в разные годы становились вполне приличные ленты, например, "Шапито-шоу" (2011 год), награждение якутской картины выглядит несомненным шагом назад.

Но черт его знает, почему я простоял почти два часа и не ушел, пока по экрану не поползли титры!

Валерий Кедров