19 октября 2017 13:11

Saratovnews

О’кей, Гоголь!

О’кей, Гоголь!

Едет карета по расейским дорогам, но транспортное средство почти не трясется. Зато артисты Меньшиков и Петров, сидящие друг напротив друга, раскачиваются весьма активно. При этом Меньшиков очень аппетитно кушает вареное яичко, используя вместо соли красную икру. Я, кстати, тоже так пробовал. И это хорошо.

"Гоголь. Начало", 2017 год, Россия, режиссер Егор Баранов, продюсер Александр Цекало. В ролях: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Стычкин, Таисия Вилкова.

Ничего страшного в том, что заказчик – ТВ3. От ТВ3 тут только спецэффекты. А сама картинка прям вполне заграничная. Оттуда пришел мрачный "Парфюмер", а теперь и у нас научились – "Дуэлянт", например, снят в той же манере.

Это первый из четырех фильмов о похождениях писаря из третьего отделения Николая Гоголя. Остальные выйдут в следующем году.

В первой части задействованы русалки, утопленницы, ведьмы и таинственный Темный всадник. Не могу сказать, что создателям проекта удалось передать гоголевскую атмосферу. Скорее, получилось что-то среднее между "Ван Хельсингом" и "Братьями Гримм". Нечисти так много, что минут через пятнадцать воспринимаешь ее как массовку.

Вся фишка в том, что Николай Васильевич, оказываясь по долгу службы на месте преступлений, регулярно валится в обморок, где мельком что-то успевает разглядеть, а когда и записать. Эти отрывочные сведения помогают раскрывать самые дерзкие убийства.

Следователь Яков Петрович Гуро (Олег Меньшиков) разглядел в таланте Гоголя практическую пользу и взял с собой в Диканьку, где исчезают девушки, из которых кто-то высасывает кровь. У! Страшно?

Гуро (Угро?) – персонаж выдуманный. Но в фильме много реального. Кто-то после просмотра захочет погуглить, что само по себе неплохо. И слуга у Гоголя был по имени Яким, и поэму свою первую «Ганс Кюхельгартен» после негативных, насмешливых отзывов Николай Васильевич выкупил и сжег. Ну что успел. Оттого сегодня та книжица – большой раритет и немалых денег стоит.

Юмор своеобразный, временами черный. Особенно когда герой Меньшикова проводит вскрытие. Но местами довольно тонкий.

"- А я думал, что сжег все экземпляры.

- Никогда больше так не делайте. Вы лишь инструмент в руках господа, который говорит с нами через вас. Обещайте мне".

Николай Васильевич с улыбкой дает обещание девушке Лизе. Но, как мы знаем, обманет.

Вообще аллюзий полно. Ну вот, например, в один из моментов Гуро предлагает Гоголю:

- Послушайте, а не хлопнуть ли нам по рюмашке?

И сразу вспоминается Костик из "Покровских ворот", по-доброму тролливший Велюрова.

А вот еще про Гоголя.

- Забавный случай, - рассказывает Гуро, поедая мясо. – Один коллежский регистратор, у которого украли шинель, начал убивать и потрошить людей. И не просто чиновников, не ниже титулярного советника. Вспарывал животы, доставал какие-то органы, жарил и ел!

Евгений Стычкин тоже играет следователя – Александра Христофоровича Бинха. Очень колоритный. Правда, в своей треуголке больше похож на пирата или губернатора острова Борнео. Вообще-то Александром Христофоровичем звали Бенкендорфа, главу третьего отделения. А Бинх это… Ну погуглите про Бурматова. Мне кажется, это над ним простебалиссь.

Меньшиков опять творит свою магию. Одно его присутствие в кадре добавляет любому фильму вистов. Вроде и Петров хорош. Особенно когда передает пограничные состояния. Но Меньшиков в любых ситуациях органичен.

Да, еще девицы очень современные. По разговору. На мужиков смотрят хищнически. Ну и все-таки в XIX веке, наверное, губы еще не накачивали.

В сущности, представлена чисто конан-дойловская троица. Гуро – это, конечно, Холмс. Его смерть в середине фильма, а затем появление почти перед титрами напомнит зрителю, как Шерлок скрывался в скалах, когда расследовал дело собаки Баскервилей.

Бинх – это Лестрейд. Лишенный воображения и в этом качестве временами очень полезный. В конце концов, это он пристрелил ведьму, а потом и еще раз спас Гоголя.

Николай Васильевич в этой истории – Ватсон. Но наделенный необычным талантом. Об этом Гуро говорит Бинху так:

- Способности Николая Васильевича могут оказаться за пределами вашего понимания.

Как детектив кино и смотрится. (В серии про Вия, понятно, накрутят еще сильнее, и вурдалаков прибавится.) Но это никак не гоголевские "Вечера на хуторе близ Диканьки". Бадюк в роли Вакулы, хм, это какой-то трэш. Особенно когда Гоголь использует того в качестве… рисовальщика.

Дьявол, конечно, подкачал. Ну или кого там выводят под его личиной. Фигура в капюшоне и торчащими из спины щупальцами, которые даже не шевелятся, впечатления не производит совсем. И ведь поначалу ехал – мужик как мужик. Но увидал компанию злодеев, похитивших девушку, и выпустил щупальца. Главное – весь фильм по лесу мотается. Того и гляди этими самыми отростками за дерево зацепится и грохнется!

С другой стороны попробуйте придумать чудище, когда столько их разновидностей создал Голливуд. Тут надо было следовать заветам Хичкока. Не получился монстр – показывай его фрагментами. Только так и можно поддерживать напряжение.

А как только существо появляется в кадре в полный рост и начинает бегать с мечом, относиться к нему начинаешь, как к Гоголю.

Разумеется, много штампов вроде полной луны, воющих волков, всплывающих утопленников, секса с девицей, которая время от времени превращается в другую. Ну и герои, естественно, страсть как любят погулять по ночному лесу.

Довелось прочесть несколько рецензий, где "Гоголя" за это ругают. Но что еще должно быть в фильме ужасов? Уточки? Цветочки?

Вывод – вполне смотрибельное кино. Просто многого от него не ждите. Тогда и не разочаруетесь.

Валерий Кедров

Фото: static.kinoafisha.info