07 ноября 2017 10:12

Saratovnews

Все могут короли…

Все могут короли…

Вообще Алла Пугачева скандальную историю, рассказанную Учителем, давно уже спела. И у нее как-то веселее получилось, без конкретных имен и оскорбления чувств верующих, без прокурорско-депутатского мракобесия и ритуального сожжения автомобилей. Всё могут короли, но жениться по любви – шиш! Мировой синематограф разработал эту золотую жилу капитально. К числу старателей примкнул и Алексей Учитель.

"Матильда", 2017, режиссер Алексей Учитель, в ролях: Михалина Ольшаньская, Ларс Айдингер, Луиза Вольфрам, Данила Козловский, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш, Евгений Миронов.

Кино часто больше своего хронометража. Как боксерский бой за чемпионский пояс всегда больше просто мордобоя, который порой длится несколько секунд. Это и предматчевые заявления и обещания уничтожить соперника. И взвешивания. И гляделки, когда противники пытаются испепелить друг друга взглядом. Тут тоже много интересного происходит. Причем, зная, что сами бои иногда не задаются, происходящее до схватки освещается с неменьшим размахом. Потому все время кто-то кого-то задирает, плюется. А недавно в женском боксе во время тех же гляделок одна из соперниц внезапно поцеловала оппонентку.

Промоушен Натальи Поклонской беспрецедентен. Комментировать находящееся за пределами здравого смысла трудно, почти невозможно. Но втянуты оказались все. Потому что, наверное, не найдется на территории страны человека, не осведомленного о том, как причитала бывшая прокурорша. И теперь даже тот, кто никогда не ходит в кино, оказался по какую-то из сторон баррикад. Потому что население поделилось на поддерживающих эту лапулю с пугающим блеском в глазах и крутящих пальцем у виска. А среди крутящих он оказался участником фракции не смотревших "Матильду" (секция "А пошли они все…")

Кто-то посмотрел и ему понравилось. Кто-то посмотрел, и ему не понравилось. Кому-то не понравилось без всяких просмотров. Но любое действие или бездействие в подогретой среде можно расценивать как проявление гражданской позиции. То есть по "Матильде" сегодня судят о человеке.

Следует признать, что после Крыма желание размежеваться в обществе усилилось многократно. Вроде бы объединительный и духоподъемный был референдум, но сколько народу из-за этого расплевалось навсегда. Долой толерантность! Думающие окончательно разошлись с голосующим за стабильность большинством. Да и среди интеллигенции образовалось немало кружков по интересам. Оно и всегда так было, но теперь каждый кружок обозначил границы. И границы эти на замке.

Да! Надо же пару слов и о самой картине сказать. Картинка красивая. Все-таки костюмированная и псевдоисторическая мелодрама. Но сценарий… Такое ощущение, что он был написан на спор – за 20 минут. Надергали каких-то неоднозначных фактов из Википедии и нанизали их на любовную историю – некий стандарт для фильмов о царственных особах. Любит одну, а жениться заставляют на другой. Во имя государственных интересов. Добавили какого-то странного врача, тужащегося Козловского в аквариуме (несколько долгих сцен с задержкой дыхания). Это за то, что его герой врезал Николаю по челюсти, после чего Козловского отдали в поликлинику, для опытов.

Одержимых Матильдой в фильме целый табун. Так и бьют копытом. Будто и не было других фемин, хотя вот же – целый выпуск балетной школы! Увлекся даже оператор, который так снимал балерину, будто тоже хотел залезть под пачку. Хоть одним глазком.

Ни Гармаш не вывозит, ни эмоциональный Кищенко, ни Ингеборга, к которой трудно не питать нежных чувств. Играть тут нечего. Знай бегай весь фильм и кричи: "Ники, где ты?"

А Ники все время с Матильдой, общество которой предпочитает всякому другому. Странно, что ни разу в этом водевиле не запел арию из "Иоланты". Ну если вы понимаете, о чем я.

Навскидку не назову ни одной проходной роли Евгения Миронова. Кажется, что и не было таких. Везде он великолепен и фееричен. И вот такая роль появилась. Директор императорских театров Иван Карлович. Разговаривает полушепотом, подглядывает за Матильдой и Ники. Зачем вообще здесь этот персонаж? Хотя такой вопрос можно задать тут о каждом втором.

Про Ларса Айдингера пишут, что он великолепно сыграл нерешительного Ники, передал его страсть. Ну не знаю. Выражение лица актера на протяжении всего фильма не изменилось ни разу. С какой физиономией он изучает тело балерины, с такой же стоит пред алтарем.

Сюжет сумбурен, каждые пять минут оказываешься в другом году. Почти как у Тарантино, только куски не переставлены. Спасибо, как говорится, и на том. Но ералаш все равно получился изрядный.

Ясно, что фильм не является историческим. Это самостоятельное произведение, и если история нашей страны тут присутствует, то, скорее, как альтернативный ее вариант. Вот где, кстати, простор для мысли. Предпочти Ники Матильду, женись он на ней, а не на Аликс, может, и не было бы никаких революций и войн. А самое главное – не было бы Поклонской и ее беснований.

Почему у талантливого человека, снявшего "Дневник его жены", "Космос как предчувствие", "Прогулку", получилось… ну… вот это? Да причины-то могут быть какими угодно. Мы же не знаем всех жизненных обстоятельств Учителя. Может, позвонили, сказали, что надо срочно освоить энную сумму вот на таком сюжете. Сюжет так себе, но сумма… 25 миллионов. Долларов. И какие еще после этого могут быть вопросы?

Теперь кто-то скажет – автору не понравилось. Да я просто не смотрю такое. Ибо зачем? Это для любителей костюмированных сериалов на Первом или России-1. И обратите внимание – то, что сопутствовало "Матильде", то как это было срежиссировано и доведено до абсурда, намного превзошло собственно объект обсуждения и презентации. Кажется, с этим согласились все стороны.

Валерий Кедров

Фото: sova.ponominalu.ru