27 ноября 2017 17:59

Saratovnews

Жизнь на пике

Жизнь на пике

На фоне многочисленных сериалов медицинской тематики "Аритмия" не затерялась. Наверное, потому, что в новом фильме Бориса Хлебникова нет ничего стерильного и сериального. Картина завоевала Гран-при последнего "Кинотавра". И еще завоюет что-нибудь, можете не сомневаться.

"Аритмия", 2017 год, режиссер Борис Хлебников, в ролях: Александр Яценко, Ирина Горбачёва, Николай Шрайбер, Сергей Наседкин, Максим Лагашкин.

Критики захлебываются от восторга. Захлебнусь и я, ибо нечасто отечественная картина держит в напряжении от первого до последнего кадра. Отчасти обеспечивает это выбор темы – работа врачей скорой помощи. Их кредо – спасать жизни. Или не спасать, что тоже случается. Жить на пике возможностей – своих и чужих. Выплеснулся на дежурстве, но надо еще как-то устраивать свою собственную судьбу, общаться с людьми. А вот на это сил не остается. После пика всегда следует спад. Это же аритмия.

Александр Яценко играет врача Олега, который удивительно собран и решителен на дежурстве, когда раз за разом оказывается в экстремальных ситуациях. Но насколько он стремительно и без тени сомнений принимает решения, помогая больным, насколько принципиален в разговорах с начальством, настолько же беспомощен в личной жизни. Грубо говоря, горящий на работе тлеет в быту.

Жена Катя объявляет Олегу, что хочет развестись, но кроме рефлексии ничего в ответ не получает. Олег искренне не понимает, чего от него хотят. Максимум на что он способен – напиться после трудного дежурства. В компании друзей или без оных.

В "Аритмии" нет положительных или отрицательных героев, что является обязательным для сериалов. Олег все время пьяный и только на работе похож на человека, а Катя неизвестно чего хочет, любит же ее мужик. Будто про соседей кино.

Даже будучи припертым к стенке Олег не сильно сопротивляется. Спать на надувном матрасе на кухне? Да ради бога. Только осознав глубину возможной потери и поднявшись на пик своих чувств, Олег находит нужные слова и эмоции, чтобы удержать любимого человека. Печаль же в том, что после пика снова последует падение, и жизнь этих людей так и будет протекать в вечном недовольстве с одной стороны и депрессивном алкоголизме с другой.

И все же, проходя все перипетии вместе с персонажами фильма, ближе к финалу начинаешь сочувствовать и сопереживать всем без исключения. Даже главврачу.

Кстати, отдельная тема – бесконечные реформы и оптимизации нашего здравоохранения. Новый главврач (замечательная роль Максима Лагашкина) рассказывает работникам скорой о новых же регламентах, которые приводят бывалых медиков в ужас. Как же, мол, человеческий фактор? Ведь каждый больной – это совершенно отдельный случай, не укладывающийся ни в какие нормативы!

Но, по мнению авторов, и тут не все просто. Потому что вот случай, когда главный герой презрел требования диспетчера, и к следующему больному скорая приехала только, чтобы зафиксировать смерть. И получают тут врачи по полной программе – проклятия и обвинения в бездушии. Иногда в трамвае нахамят, едешь потом – переживаешь. А тут чуть не каждый день ругань и дикая ненависть. Да все мы через это проходили. Все же вызывали неотложку.

Работа скорых – притча во языцех во всех регионах страны. Кажется, везде карета скорой помощи едет дольше, чем нам того хотелось бы. И почему нельзя сделать так, чтоб экипажей скорой помощи было не столько, сколько положено там на тысячу или десять тысяч человек, а в 2-3 раза больше? Чтоб доезжали до каждого. Десять дней действующие бригады будут успевать везде, а на одиннадцатый возникнет ситуация, когда какому-то экипажу придется разорваться. Ибо надо будет выбирать между двумя больными.

Мы столько бюджетных денег тратим на ерунду вроде олимпиад и чемпионатов мира по футболу, на немыслимые зарплаты депутатов Госдумы и фонтаны, а самым необходимым себя обеспечить не можем. Кроим и оптимизируем до последнего. А потом получаем такие ситуации, которые описаны в фильме. Когда скорая, которая ближе к больному, вынуждена ехать к другому, более далекому, потому что это не тот район, не тот профиль и т.д.

В детстве я часто бывал во дворе пожарной части, что рядом с филармонией. Одноклассник мой жил в доме по соседству. Мы резались в карты и настольный теннис, висели на турнике, просто сидели и болтали. И почти всегда видели слоняющихся пожарных, которые время от времени играли в волейбол. Когда было нужно, они выскакивали, натягивая на ходу майки, и ехали на пожар. Вот и врачей скорой должно быть столько, чтоб не знали, чем себя занять, чтоб маялись от безделья. Но чтоб, когда стрясется беда, и надо будет ехать по двум десяткам адресов одновременно, не пришлось делить больных на важных и второстепенных. Потому что все мы – самые важные. Для своих близких.

… Хэппи-энда в таком фильме, понятно, быть не может. Это же не Голливуд. Намек на восстановление отношений между Олегом и Катей дан, хоть и казалось, что это невозможно. Тем самым Борис Хлебников словно оставляет надежду на то, что мы можем измениться. Жить и работать по-людски. Правда, и сомнения остаются.

Мы не хорошие и не плохие. В большинстве своем. Но лучшее, что в нас есть, проявляется преимущественно в экстремальных ситуациях. Хотим мы того или нет. Парня в горы тяни… Или дай ему скальпель и отправь на дежурство.