17 февраля 2018 11:47

Saratovnews

Легенда о Коловрате №…

Легенда о Коловрате №…

Ну действительно, черт его знает, сколько сложено легенд о Евпатии Коловрате. До сих пор идут споры о том, был ли в действительности такой персонаж. Большинство исследователей склоняются к мысли, что это собирательный образ. Герои, выходившие биться с ордой, есть в сборниках легенд многих городов. Не только Рязани. Он один, их тьма. Но совладать с ним не смогли. Только когда подло камнем из-за угла…

"Легенда о Коловрате", 2017, режиссеры Джаник Файзиев и Иван Шурховецкий, в ролях: Илья Малаков, Давид Мелконян, Александр Цой, Александр Ильин мл., Юлия Хлынина, Тимофей Трибунцев, Алексей Серебряков, Ольга Дроздова.

Авторы картины как бы сразу предупредили – на историческую достоверность не претендуем. Жанр обозначен как фэнтези, а, стало быть, претензии на то, что вооружение какое-то не такое, не принимаются. Что дали актерам, тем и игрались. Какие привезли катапульты, такие и пригодились.

Сюжет, однако, основывается на "Повести о разорении Рязани Батыем". Но дело в том, что документ сей и сам вызывает сомнения, поскольку повествуется в нем о событиях 1237 года, но написан он в конце XVI века. То есть спустя 350 лет. (Что бы мы сегодня сочинили про 1668 год, не будь Интернета?) Не случайно "Повесть…" изобилует фактическими ошибками и анахронизмами.

Впрочем, у каждого народа есть сага о богатыре, который один стоит тысячи. И эту тысячу непременно побивает, а сам героически погибает. Да так, что и от врагов заслуживает респект и уважуху. Чем же наш народ хуже прочих? И вот вам Евпатий.

Скажу коротко – снято красиво. Хотя взыскательный зритель снова попеняет российскому синематографу на довольно однообразные батальные сцены, где кровь брызжет как клюквенный сок. Наверняка снимали из расчета, что смотреть это будут, в том числе дети. Проблема в том, что наша ребятня такого уже насмотрелась, что и они скажут – слабо!

Понравилось нашим киношникам использовать прием "слоу муви". (Видимо, недорого.) И теперь в каждом фильме по полчаса замедленных съемок с путешествием камеры по оси абсцисс и ординат. И неважно – о спорте эта лента или про войну.

"300 спартанцев", "Аватар", "Властелин колец", "Гладиатор"… Много фильмов промелькнут в вашей памяти в связи с тем, что вы увидите на экране. И всем им "Легенда о Коловрате" предсказуемо уступит с крупным счетом.

По идее в фэнтези сценарные ходы могут быть какими угодно. Если Батый (Александр Цой, сын Виктора Цоя) непременно должен быть карикатурным и раскрашенным – ради бога. Но все равно хочется, чтобы логика действий персонажей присутствовала, равно как и мотивация поступков была понятной. А то коллизий много, но все они какие-то искусственные. Будто мы наблюдаем за действиями клинических идиотов.

Князь Юрий (удивительно блеклая роль Алексея Серебрякова) показан балбесом, который о приближении огромного войска орды узнает только, когда агрессор подходит к Рязани на расстояние двух верст. Не заметил. А потом – оп! Враг-то у ворот.

Наша дипломатическая миссия сбегает из лагеря монголов и попадает в жуткую метель. Такую жуткую, что сам Батый верит, что она-то русичей и прикончит. Меж тем в лагере нет и намека на вьюгу, хотя от него до Рязани, как мы помним, две версты. Аномалия, однако.

Финальная сцена, где наши играют в царя горы, совсем уж какая-то невероятная. Ордынцы поначалу лезут на почти отвесную стену, которая щедро полита водой. Там же притаилось бревно, которым обороняющиеся эффектно сбивают атакующих. После того, как Батый теряет множество своих воинов, включая лучшего бойца, военачальник, завоевавший половину мира, отдает команду приволочь катапульты, стреляющие камнями. Ими остатки ватаги Евпатия и побивают. Кстати, в строгом соответствии с "Повестью…" Почему нельзя было сразу начать (и закончить ими) с катапульт, непонятно.

Или вот. Пробираются наши сквозь метель. А навстречу еще и медведь размером со взрослого тиранозавра. Но следом бредет его дрессировщик, схимник Нестор, который кричит:

- Не боись! Потапыч русских не ломает!

Потапыч ревет, но действительно – не ломает. Ломает он ордынцев. Хотя как он определяет, где русич, а где инородец. Наверное, по запаху.

Но самое интересное, что перед лицом еще большего войска Батыя Нестор отпускает Потапыча. Не твоя, мол, это война. Вот как он определяет, когда мишке давить врага, а когда не надо?!

Общее место для наших картин – персонажи ходят в исторических одеяниях, но все они с иголочки. Этим зачастую грешат и современные фильмы о войне. Идет третий год побоища, а гимнастерки у всех новенькие.

Не знаю, как вас, а меня КВН-овские физиономии в пафосно-патриотическом кино раздражают. Они б еще пацанов с камеди-клаба позвали!

Но всё это если сильно придираться, чего по отношению к продукции отечественного синематографа лучше не делать. Настраиваться нужно на добро. Поэтому когда узнаете, что Евпатий Коловрат страдает от черепно-мозговой травмы и потому каждый день, просыпаясь, ничего не помнит, просто примите это.

Картинка местами очень приятная, хотя и лубочная. Виды Рязани XIII века – словно рождественские открытки. Лошади красивые. Мужики наши крепкие и остроумные, девки – редкие красотки.

Замечательный Тимофей Трибунцев, играющий знахаря Захара, заставил вспомнить монаха Ивана из фильма Николая Досталя "Монах и бес". Тот сыпал поговорками, и Захар не отстает. Даже на смертном одре.

"Все пошли – и я пошел.

Все нашли – и я нашел.

А сегодня поутру

Все помрут – и я помру…"

Есть, в общем, на что и на кого посмотреть. Не сомневайтесь.

Валерий Кедров

Фото: i.ytimg.com