22 марта 2018 09:17

Saratovnews

Театр абсурда на детской сцене

Театр абсурда на детской сцене

Интрига вокруг "Детского театрально-концертного учреждения", расположенного в здании Старого ТЮЗа на улице Вольской в Саратове, набирает обороты и становится всё более загадочной. В немалой степени этому способствует небывалая активность ряда местных СМИ и телеграм-каналов (анонимных, что характерно), публикующих "сенсационные" материалы по теме. Правда, главные "сенсации" вскоре опровергаются, но это, видимо, только подливает масла в огонь.

"Обряд унижения"

Напомним, что в начале нынешней недели, 19 марта, директор ДТКУ Татьяна Никонова написала заявление об увольнении, которое было принято в министерстве культуры области так, будто это событие давно ожидалось. Сразу же и нового и.о. директора назначили – Наталию Аксёнову. Получается, ситуация развивается без сюрпризов, похоже, даже по заранее продуманному плану – вот только чьему? Руководители многочисленных творческих коллективов, занимающихся в Старом ТЮЗе, признались корреспонденту нашего агентства, что они теперь пребывают в полном неведении о своей дальнейшей судьбе. А значит, и о судьбе намеченных на ближайшее время премьер, и, главное, о судьбе своих воспитанников, детей и подростков, которых в ДТКУ насчитывается не меньше двух с половиной сотен. Что же произошло?

Главная "бомба" взорвалась в середине прошлой недели, 14 марта. Тогда появились сообщения на телеграм-канале "Театр взрослого зрителя", подхваченные другими интернет-ресурсами, о том, что в Старом ТЮЗе какой-то небывалый скандал с явно уголовным подтекстом. Якобы "один из руководителей" устроил такой разнос сотрудникам, что сразу три женщины были доставлены на машине "скорой помощи" в 1-ю городскую больницу прямо из здания учреждения. В медийных сообщениях присутствовали пафосные слова об "издевательстве" и "обряде унижения", которым подвергли сотрудниц, указывалось, что над ними "изгалялись".

Прямо какие-то ужасы творятся в старом здании любимого всеми саратовцами детского театра! Первая мысль, которая возникает при таком известии – может быть, к потерпевшим было применено физическое воздействие? Ничего подобного – через пару дней на упомянутом телеграм-канале публикуется невесть откуда взявшаяся переписка министра культуры региона с директором ДТКУ Татьяной Никоновой, что вообще-то говоря, является обнародованием внутренней, служебной документации "культурного" ведомства. Там речь идёт о "психологическом давлении", выразившемся в "оценке работы" и "кадровых решениях" - проще говоря, несчастным женщинам, судя по всему, объявили об увольнении, предварительно указав на нерадивость. Выходит, именно Никонова и была тем самым "одним из руководителей"? Татьяна Владимировна, в свою очередь, заявляет, что её на тот момент в здании театра вовсе не было, она находилась на деловой встрече, чему есть конкретные свидетели – так же, как и тому, что она срочно прибыла на место работы, когда ей сообщили о вызове туда "скорой помощи". Сотрудниц же – сразу трёх! - госпитализировали с повышенным давлением, видимо, ставшим следствием перенесённого стресса, вызванного чем угодно, только не общением с директором.

Дальнейшая канва событий известна. 19 марта Никонова пишет заявление об уходе с должности (хотя, по её словам, она была вызвана в региональный Минкульт и увидела там уже готовый приказ о своём увольнении). 20 марта ОБЭП городского Управления МВД начинает проверку финансовой деятельности ДТКУ – при этом Никонова заявляет, что не боится никаких проверок, поскольку нарушений не допускала. Тогда же, 20 марта, и.о. директора Наталия Аксёнова подтверждает нашему информагентству, что во время госпитализации трёх сотрудниц директора Никоновой в театре не было, так что её отставка связана с какими-то другими причинами. В свете новых подробностей вопрос – что же случилось? – обрёл ещё большую остроту.

Эпидемия повышенного давления

Наша попытка выяснить что-либо у новоиспечённого и.о. директора Аксёновой успехом не увенчалась – судя по всему, Наталия Владимировна пожалела о своей недавней откровенности и заявила, что больше ничего и никому комментировать не будет. Следующий звонок мы адресовали бывшему заместителю Никоновой по творческой части Алексею Голицыну – ему тоже предложено уволиться из учреждения, вопрос об этом, кстати, будет решаться сегодня. Алексей уже выступал в СМИ по поводу сложившейся странной ситуации и нам сообщил следующее:

- Около 11 часов мне сказали, что у входа в здание стоит машина "скорой помощи" - её вызвал кто-то из бухгалтерии. Не на шутку встревожившись, я бросился в бухгалтерию, узнавать, что случилось. Со мной были начальник монтажного цеха Григорий Вольвич, специалист по звуковому оборудованию Валерий Зайчиков и ещё несколько работников ДТКУ. В бухгалтерии мы увидели специалиста по закупкам Елену Вдовенко и сидевшую за соседним столом начальника отдела кадров и по совместительству секретаря Екатерину Тарасову. Вид у обеих был вполне здоровый, никаких признаков перенесённого стресса не наблюдалось. В этот момент в бухгалтерию зашли двое работников "скорой помощи" и сразу же стали измерять у женщин давление. Мы решили, что наше присутствие неуместно, и вышли. Снизу по лестнице бегом поднималась ещё одна наша сотрудница – София Маркова. Она сказала, что тоже нуждается в срочной медицинской помощи и вбежала в помещение бухгалтерии. Минут через 15-20 вся эта троица – Тарасова, Вдовенко и Маркова - в сопровождении работников "скорой помощи" прошла к выходу и погрузилась в машину с красным крестом. Все шли нормальным шагом, без чьей-либо помощи спустились с третьего этажа.

Мы стали размышлять – что это было, откуда взялась эпидемия повышенного давления? Вскоре мне позвонили и сказали, что на телеграм-канале "Театр взрослого зрителя" появилась информация об ужасных событиях в нашем ДТКУ, о госпитализации трёх сотрудниц после разноса, устроенного Никоновой! Оперативность канала поразила. Между тем, Никонова появилась в театре, когда "потерпевшие" уже выходили из бухгалтерии и садились в машину – ей позвонили и сказали о приезде "скорой", она, как и мы, не могла ничего понять.

Алексей Голицын сказал также, что, по его мнению, провокации против директора учреждения и откровенный саботаж практически всех её указаний со стороны кадровой службы и бухгалтерии начались примерно с ноября прошлого 2017 года. Людям не платили зарплату под какими-то смехотворными предлогами, не выделялись средства на закупку необходимого реквизита и костюмов, и тому подобное. По его словам, внутри ДТКУ образовалась своеобразная "группа дискредитации директора" перед учредителем – областным министерством культуры.

Чей интерес главнее?

Негатив в отношении Татьяны Никоновой стал появляться в СМИ довольно давно. То сообщалось о её "коррупционном преступлении", выразившемся в приёме на должность вахтера бывшего судебного пристава без уведомления по его прошлому месту работу. В связи с этим прокуратура наложила на директора и учреждение штраф. Однако, по мнению Голицына, причина была в том, что начальник отдела кадров не провела необходимую проверку при приёме работника и, судя по всему, скрыла уведомление из прокуратуры, что и стало причиной инцидента.

Было и выступление группы "молодых талантливых саратовских актёров" в сентябре 2017 года, заявивших, что Никонова не пускает их в Старый ТЮЗ под предлогом того, что громкой музыкой они мешают проводить спектакли. Тем самым нарушается их право на реализацию творческих возможностей – при этом особенно подчёркивалось, что министерство культуры полностью поддерживает "молодых и талантливых".

Руководители студий ДТКУ, с которыми нам удалось побеседовать, также подтвердили, что их удивляла позиция некоторых представителей кадровых и финансовых служб учреждения. При приёме на работу последние им говорили, что с Никоновой невозможно иметь дело и не советовали связываться с учреждением, в котором сами же и работали! Об этом, в частности, сказали Елена Караваева (студия "Рукавичка"), Елена Лысенко (студия "Кубик"), Анна Шимкевич (студия "Орфика"), Юрий Кудинов (студия "Мастерская"). Юлий Ридель (студия "Феникс"). Подтвердили они и факты явного саботажа со стороны ряда работников учреждения при подготовке премьер.

Всё это звучит странным диссонансом с утверждениями абсолютно всех перечисленных театральных педагогов о том, что с директором Татьяной Никоновой у них установилось полное взаимопонимание, всеми своими успехами за прошедший год они обязаны в первую очередь ей и удаление этого руководителя из театра может привести к самым неприятным последствиям для студий, где занимаются десятки юных актёров. Их родители, кстати, тоже выражают беспокойство по поводу сложившейся ситуации и даже предлагают свою помощь в восстановлении прежнего статуса. События же вокруг увольнения Никоновой все, с кем довелось поговорить, дружно называют очень похожими на провокацию.

Кому же выгодно то, что происходит в Старом ТЮЗе? Пока можно только предполагать. Ведь его здание находится в самом центре Саратова, с ним связана многолетняя история первого в мире детского театра, это любимое место жителей нашего города. Может быть, кто-то хочет использовать его в своих корыстных интересах, устроить здесь заведение, приносящее материальную выгоду?

Как тут не вспомнить, что когда 75 лет назад, в 1943 году легендарный режиссёр Юрий Киселёв прибыл в прифронтовой Саратов создавать детский театр, то столкнулся с сопротивлением власти, несмотря на имеющийся у него "высокий мандат". В здании клуба НКВД на улице Вольской в тот момент располагался бродячий театр оперетты, который, по сути, выполнял функции борделя для тыловых начальников и военных, прибывавших в отпуск. Неужели история повторяется? Тогда удалось отстоять детский театр. А теперь?