МК в Саратове
Вклад в Великую Победу
Когда началась война, машинисту Ртищевской узловой станции Ивану Кудасову было 27 лет. В первый же день войны он отправился в военкомат, чтобы уйти добровольцем на фронт. Но тогда на всех машинистов распространялась бронь, предстояло активизировать работу железной дороги, по которой день и ночь шли эшелоны в сторону фронта.
Когда фронт приблизился к берегам Волги и разгорелись жаркие бои под Сталинградом, Ртищевский железнодорожный узел стал одним из важнейших опорных пунктов, через который шли воинские эшелоны. Десятки машинистов доставляли их к линии фронта, а многие работали непосредственно на фронтовой магистрали. Среди них — машинист Иван Фёдорович КУДАСОВ, чьё имя сегодня навечно вписано в историю Ртищевской железной дороги как пример большой работоспособности, умения и храбрости. Все военные годы он доставлял
вооружение, снаряжение и войска к линии фронта. А в тыл — санитарные поезда с ранеными.
Тогда, летом 1942-го под Сталинград стягивались одновременно силы Красной армии и немецких элитных частей для битвы, которая должна была стать решающей в Великой Отечественной войне. Увеличился поток эшелонов и через Ртищевский железнодорожный узел. Чаще всего Иван Кудасов водил поезда по направлению к станции Арчеда, что под Сталинградом. Как-то для танковых частей срочно потребовалось горючее. Эшелон с цистернами быстро был сформирован, и Кудасов со своими напарниками отправился в путь. Только выехали на перегон, как большая группа немецких самолётов набросилась на состав. Взрывной волной был убит кочегар ФОМАНЕНКО, сам Иван Фёдорович ранен, а тендер паровоза изрешечён пулями. Быстро заткнув пробоины деревянными пробками, Кудасов с помощником повели эшелон к фронту.
Поезда обычно водили ночью, без прожекторов, не зная, что ожидает впереди. Над топкой устанавливали брезентовый зонт во время забрасывания угля, чтобы не дать обнаружить себя вспышками пламени. Тогда все работали с большим напряжением, главной целью было как можно быстрее доставить груз к линии фронта.
Один из фронтовых корреспондентов писал в те дни лета 1942 г.: «Вчера 17 вражеских самолётов «хейнкель-111» в течение 40 минут бомбили Фролово. Сброшено до 100 авиабомб. Разрушены железнодорожное депо, электростанция и водопровод, сгорел пожарный поезд, убиты 50 и ранены 150 человек. Бомбардировки железнодорожного узла с каждым днём учащаются. Ожесточённой бомбардировке подверглись все станции Арчединского отделения дороги. Но под шквалом огня день и ночь ремонтировались железнодорожные пути, не прекращалось движение поездов — железнодорожники были на боевом посту».
Вот одно из сообщений ТАСС: «С 22 по 31 июля 1942 года на участке Арчединского отделения железной дороги вражеская авиация совершила 195 налётов, сбросив 1138 бомб».
Самое страшное — гибли люди, но это была война. Понимал это и Иван Кудасов, но вновь и вновь вёл свои составы к линии фронта, стараясь приблизить долгожданную Победу.
Несколько позже, в момент окружения фашистской группировки под Сталинградом, советское военное командование потребовало от Ртищевского отделения дороги в течение десяти часов решить вопрос о повышении скорости движения поездов и увеличении пропускной способности не менее чем в два раза на участках Ртищево — Балашов — Петров Вал. Требование военного командования было выполнено. На участке Балашов — Петров Вал поезда к Сталинграду пошли при помощи «живой» блокировки, то есть цепочки сигналистов, выставленных с правой стороны по ходу поезда через километр друг от друга. Больше половины поездов шли тяжеловесными, сдвоенными, литерными. Всё это позволило отправлять поезда и днём «караванами» с интервалом в 10-15 мин.
Ещё при жизни Иван Фёдорович вспоминал, что когда взяли в плен фашистского фельдмаршала ПАУЛЮСА, ему довелось везти его в Москву на своём поезде. Проходя мимо вагона, где находился Паулюс, Кудасов увидел в окне пленённого «доверенного человека ГИТЛЕРА». Их взгляды встретились. Победителя-машиниста и побеждённого фельдмаршала.
Самоотверженный труд ртищевских железнодорожников в годы войны был высоко отмечен партией и правительством страны. Коллективу депо вручено переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны, многие железнодорожники награждены орденами и медалями.
Машинист Иван Фёдорович Кудасов за годы войны был награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени и тремя боевыми медалями, одна из них — «За оборону Сталинграда».
После разгрома фашистов под Сталинградом советская армия начала активное наступление и работы у ртищевских железнодорожников не стало меньше. О трудовом подвиге коммуниста Ивана Кудасова и его товарищей часто писала районная газета «Путь Ленина», рассказывая об инициативах бригады Ивана Кудасова. Именно он стал первым машинистом, который в годы войны стал водить сотни тяжеловесных поездов, тем самым экономя десятки тонн дизельного топлива, перевыполняя нормы технической скорости на несколько километров.
В 1986 г. Ивана Фёдоровича Кудасова не стало. Ему было 72 года. Он прожил славную трудовую жизнь, заслужил уважение земляков и воспитал себе достойную смену.
— Для меня мой отец всегда был примером во всём, — вспоминая Ивана Фёдоровича, говорит его сын, руководитель ртищевского дорожного предприятия ООО «А-Скорпио» Александр КУДАСОВ. — Для нас, детей послевоенного поколения, которые помнят тех, кто не вернулся с той страшной войны, тех, кто трудился, не щадя своего здоровья в тылу, важно, чтобы память о войне оставалась в наших сердцах. Ещё долго праздник Великой Победы будет не только великой всенародной радостью, но и праздником со слезами на глазах.
Александр КУДАСОВ, генеральный директор ООО «А-Скорпио»:
Для всех россиян День Победы — это действительно праздник со слезами на глазах. Слёзы радости и гордости смешиваются в этот день со слезами горечи и потерь, особенно сегодня, когда всё меньше остаётся в живых свидетелей и участников Великой Отечественной войны, редеют ряды тружеников тыла, которые не жалея сил и здоровья работали, чтобы помочь фронту, чтобы приблизить Победу.
В каждой семье сохраняется память об этой страшной войне: старые фотографии, письма, документы военных лет. И слова реквиема «Это нужно не мертвым! Это надо живым!» передаются из поколения в поколение.
Низкий поклон вам, дорогие ветераны! Желаю всем крепкого здоровья и пожить подольше на радость близким. А всем землякам, жителям нашей области хочу пожелать главного: пусть над нашей страной всегда будет мирное небо! Счастья, добра и благополучия!
Последние новости
- 19:17 В Энгельсе рассмотрели формирование плана ямочного ремонта на год
- 14:00 Избран новый секретарь саратовского отделения «Единой России»
12:29 В Вольске затонувший земснаряд причинил ущерба экологии на 61 миллион рублей- 12:00 Молодых медиков поддержат увеличением соцвыплат
- 11:30 Энгельсские полицейские задержали нетрезвого водителя-рецидивиста
11:02 Саратовская область получит дополнительное финансирование на обеспечение жильём детей-сирот- 10:30 Жители более десятка улиц Энгельса остались без воды
10:07 Губернатор Саратовской области анонсировал запуск первого речного маршрута весной следующего года
09:06 Саратовская область вырастила более 25 тысяч тонн овощей и более 40 тысяч тонн зерна
06:24 Саратовцев ожидает пасмурная суббота
- загрузить еще