05 сентября 2018 14:32

Saratovnews

Саратовские школьники не смогут пережить запрет на гаджеты

Саратовские школьники не смогут пережить запрет на гаджеты

Соцсети подняли вой по поводу предложения зампреда комитета Госдумы по образованию и науке Бориса Чернышова запретить школьникам приносить в учебные заведения гаджеты дороже пяти тысяч рублей для подавления социального неравенства. Подростки (а также их родители) наперебой заговорили об ущемлении прав на самовыражение и свободный доступ к информации. Людям также не совсем понятно, кто в будет отлавливать учеников, отнимать у них гаджеты и определять их актуальную стоимость. Неужели этим заставят заниматься классных руководителей? А может в школы начнут запускать казаков, или откроют там специализированные центры, проводящие ценовую экспертизу?

В перечень запрещенных дорогостоящих гаджетов Чернышов занес телефоны, умные часы и планшеты. По его мнению, в случае законодательного утверждения инициативы школьники начнут меряться умом, сообразительностью и чувством юмора, а не кошельками родителей.

Ранее у нас предлагали напрочь запретить в учебных заведениях любые средства связи. Во Франции, Германии и Японии соответствующий запрет установлен в начальных и средних классах. Слава богу, что против этого категорически высказалась министр просвещения, выступающая за изъятие телефонов исключительно на время урока. По подобной схеме в настоящее время действуют лишь немногие российские школы, предлагающие детям класть телефоны в специальное место на время контрольных, тестов и т.п. Тем не менее, это не помогает справиться с учениками, имеющими на подобный случай полнофункциональный секретный гаджет, который можно заказать из Китая за 3000 рублей.

Имеют ли право на жизнь столь популистские инициативы с полным отсутствием проработки, SaratovNews попытался разобраться вместе с членом СПЧ, директором Московского бюро по правам человека Александром Бродом:

– Когда слышишь о чем-либо подобном, не можешь отделаться от ощущения абсурдности происходящего. Неужели у нашей школы нет других проблем, кроме как приводить к одному знаменателю мобильники учеников? А как же очевидное снижение общего качества образования? А практически поголовная неграмотность школьников? А недостаток патриотического воспитания? Да десятки их.

От новых гаджетов, как от показателей научно-технического прогресса, сегодня никуда не денешься. И естественно, что родители всегда будут стараться дать своему чаду все самое лучшее, в том числе и мобильный телефон. Вот и будет ребенок на парте держать казарменный мобильник с кнопками, а под партой тайком подсматривать в айфон – ведь там и интернет, и игры, и многое другое. Так что можно сколько угодно фантазировать на эту тему, но свести всех к одному знаменателю все равно не получится. Нельзя же, к примеру, всех обязать ходить в одинаковых ботинках или с одинаковыми портфелями одного артикула. Так что мне эта инициатива кажется абсолютно нежизнеспособной, и более того – уводящей от реальных проблем и свидетельствующей о творческом бессилии наших законодателей.

Не лучше ли вместо этого подумать о том, что реально тревожит наших детей, причем тревожит настолько, что они порой оказываются буквально на грани жизни и смерти. Помните, сколько было историй о подростках, которые оказались жертвами манипуляторов, склоняющих их к суициду? Вот о чем нам надо беспокоиться – о том, как сформировать у ребенка устойчивое мировоззрение, увести его из-под опасного влияния. Но сделать это подобными посконными методами, как мне кажется, невозможно.

Что касается запрета на гаджеты, то он оправдан лишь в определенных ситуациях. К примеру, на время экзамена, когда школьник должен оставаться один на один с экзаменатором для того, чтобы показать ему объективный уровень своих знаний. В таких ситуациях, как правило, просто устанавливаются «глушилки» Сети. Конечно, полностью изолироваться при этом невозможно – всегда найдутся приемы и против «глушилок». Но на то и существует экзаменатор, его педагогический опыт и такие формы проявления этого опыта, как дополнительные вопросы и тому подобное. Для опытного педагога не останется тайной, насколько хорошо ученик знает материал и прибегал ли он к списыванию.

В общем, полностью оградить школьников от современных технологий – мобильного телефона, интернета, компьютерных игр – невозможно. Плюс к этому, родители отнесутся к этому негативно – они увидят в этом ограничение права своих детей на свободный доступ к информации. И я считаю, что педагоги должны не избавляться от гаджетов, а конкурировать с ними – быть альтернативными источниками информации, быть интереснее, креативнее. Конечно, это непросто и требует коренного изменения всей образовательной системы, но только тогда, когда школьник будет слушать учителя с открытым ртом, можно говорить об успехе обучения. Иными словами, не надо превращать школу в казарму. В школе основной фигурой должен быть не охранник, а учитель. Конечно, это предъявляет дополнительные требования к качеству их подготовки, но, тем не менее, без этого нельзя обойтись.

 

Павел Плотников

Павел Плотников