24 сентября 2018 17:24

Saratovnews

Крым за три дня. Авантюра как она есть

Крым за три дня. Авантюра как она есть

Это ни в коем случае не инструкция к применению. Это, скорее, текст о том, как не надо планировать путешествия. Хотя… Плохое наверняка с годами забудется, а хорошее останется. Память всегда цепляется за позитив, оттого и «что прошло, то сердцу мило». Впрочем, льщу себя надеждой, что кому-то наш опыт покажется небезынтересным.

…Третий год подряд в сентябре отдыхали с семьей в Анапе. Знакомые ругались – езжайте дальше, в Европу, там дешевле и море чище! Но надо знать некоторые особенности нашего ребенка, массу других обстоятельств. В общем, пока альтернативы для нас нет, но расширить горизонты все-таки хотелось, и мы еще с зимы размечтались о краткосрочном визите из Анапы в Крым, благо жена там не была много лет, а мы с дочерью – никогда. Окончание строительства моста тоже стало вызовом. Когда, если не теперь?

Нашли наиболее приемлемый вариант – такси-минивэн, который все три дня (две ночи) будет при нас. Дорого, но и удобно. Второй ряд можно разложить и ехать лежа, чем мы и пользовались по очереди. Рискую навлечь справедливые замечания скептиков и путешествующих с одним рюкзачком на семью, но у нас только сумка с лекарствами занимает отдельное и приличное по объему багажное место. А всего этих мест было пять, включая здоровенный чемодан на колесиках. Скажу только, что в итоге вышло почти вдвое дешевле, чем предложил один анапский таксист.

Стартовали в 7.30. Раньше не раскачались. Довольно долго выезжали из Анапы. Наш водитель, общительный 60-летний Сергей, бывший военный, как заправский экскурсовод рассказывает об окрестностях. В частности, о лиманах, которые мы проезжаем. Интерес к ним рыбацкий, но рыбы тут почти нет, да и глубина – от силы 1,5-2 метра. На дне и на берегу ил. Купаться нельзя. В этой связи совершенно непонятно, почему поблизости много домов и домишек, навроде дачных.

– А как же «лиманские раки»? – вспоминаю крики разносчиков пищи на анапском пляже.

– Раки есть, – подтверждает Сергей.

На подъезде к мосту проезжаем еще более странный водоем.

– Тут не растет ничего, и даже птицы не садятся, – рассказывает водитель. – Здесь рядом военная часть располагается. Что они тут нахимичили, не знаю...

Перед самым мостом заправка, народу много. Все заливают полные баки, оно и понятно – в Крыму бензин дороже рубля на три.

– Сейчас красиво будет, – говорит жена, обращаясь к дочери, когда мы уже проезжаем памятный камень, установленный в честь начала строительства переправы.

– Не-а, не будет. С моста из-за отбойников почти ничего не видно, – возражает Сергей, и очень скоро мы убеждаемся, что он прав. Но перед этим видим пропускной пункт.

– Одиночные авто останавливают выборочно, – говорит водитель. – А вот автобусы тормозят все. Пассажиров выгружают и заставляют проходить через рамки.

Как раз эту картину мы и наблюдаем, проезжая мимо.

– Наверное, ночью мост красиво светится, – предполагает жена. Сергей смеется.

– Ничего подобного. Говорят, когда Путин приезжал, в тот день все светилось. А возил я тут одну туристку, возвращались из Крыма ночью, она тоже думала, что сейчас красота начнется. Так две лампочки только горело!

Сергей первые часа три почти не умолкал:

– Вот говорят, в Керченском проливе рыбы не стало, когда мост стали строить. А я скажу: она еще раньше пропала!

Фиксируем для себя формальное разделение морей. Слева – Черное море, справа – Азовское. Как говорит наш возчик, переправа проходит практически по суше. В частности, через остров Тузла. Но вот и самое глубокое место, где проходят корабли. Впечатляет. Ближе к крымской стороне встречаем опоры будущего железнодорожного моста. Вроде должны сдать в следующем году. Верится с трудом, но что хочется отметить – на мосту и в целом в Крыму на строительстве дорог занято очень много рабочих и техники. На трассе «Таврида», ведущей на Симферополь, мы как-то насчитали под сотню «КамАЗов», стоящих вдоль дороги. Только на одном участке!

Пожалуй, тут самое время притормозить и рассказать собственно о плане нашего безумного путешествия. Стремление охватить побольше боролось с разумными мыслями побывать лишь в паре мест, дабы приключение вышло не слишком утомительным. При этом собирались купаться там, где понравится. И заезжать туда, куда захочется.

Дорога туда – через Симферополь до Балаклавы (тут первая ночь), оттуда – южным берегом через Ялту (вторая ночь). Бахчисарайский ханский дворец и фонтан, балаклавская бухта, Ливадийский дворец, Ласточкино гнездо, Генуэзская крепость в Судаке и музей Айвазовского в Феодосии. Для краткосрочного вояжа вполне достаточно.

Уверен, люди, бывавшие в Крыму, прочитав это, громко расхохотались. Мне и самому теперь несколько неловко за свою наивность. Особенно за расчеты расстояний и примерное время их преодоления с позиции водителя, никогда прежде не ездившего по горным серпантинам. Всем планам, естественно, осуществиться не удалось, но об этом позже.

Таксисты уверяли, что навигаторы в Крыму не работают. По понятным причинам санкционного характера. На всякий случай скачал приложение для смартфона Maps.me. Закачал туда карту Крыма. Попробовал на полуострове – работает! И нас находит, и карты такие подробные, что даже достопримечательности указывает! Пещеры, храмы, гроты... Очень удобно.

В Керчь заезжать не стали, в другой раз. Доехали до стелы, сфотографировались, купили пемзу, какие-то рюмки с надписью «Крым».

– Для родителей, – сказала жена. А я что – спорить, что ли, буду?

Кстати, Сергей говорил не «Крым», а «Крымский полуостров». «Вон те горы – это уже Крымский полуостров».

«Тавриду», как я уже говорил, ведут очень активно. Но наш водитель настроен скептически – и за два года не доделают. Хотя признает: то, что было четыре года назад, и какие дороги теперь – небо и земля. Но едем не быстро. Машин много, еще больше разных ограничительных стоек и стрелок, указывающих на объезд. 70 км/ч – средняя скорость, с которой мы двигаемся в сторону Феодосии.

Временами встречаются дорожные щиты с указанием на то, что езда большегрузов при температуре воздуха выше 32 градусов запрещена с 10 утра до 10 вечера. Хорошая практика. Дорогосберегающая.

От Керчи до Феодосии примерно 100 км. Пейзаж, мягко говоря, разочаровывающий, мало отличающийся от нашего. Горы начнутся гораздо позже.

Основная торговля в Крыму – придорожная. Но, кроме картошки и почему-то очень дорогого лука, здесь предлагают фундук и инжир. И то, и другое – на любителя. Сергей инжиром интересовался живо, в одном месте хищно проводил взглядом дерево с плодами, растущее прямо у дороги, но останавливаться не стал. Железной воли человек.

Не доезжая до Феодосии километров 10, останавливаемся в поселке Приморский. Тут столовка и недурной пляж. Дорога проходит как раз вдоль него. Ракушечник. Большая редкость для Крыма.

Раздевалок нет, плавки и купальники натягиваем, закрывая друг друга у машины. Дочь, только что перенесшая простуду, выискивает на берегу ракушки, мы окунаемся. Открытое море, хорошие волны.

Ну, что сказать – здорово, конечно. Но уже после разговариваем с женой и приходим к выводу, что для семей с маленькими детьми тут не самое лучшее место. И в Анапе за ребенком глаз да глаз нужен. А тут унесет волной в два счета. К тому же, инфраструктура здешняя не развита совершенно. Несколько налепленных друг на друга 2-3-этажных строений и столовая, где за сносный (более высокую оценку поставить не могу при всем желании) обед на троих мы отдали 660 рублей.

В общем, в любой ситуации и в любом месте найдутся свои плюсы и минусы.

 

(Продолжение следует).

 

Василий Кубриков

Василий Кубриков