27 сентября 2018 11:31

Saratovnews

Крым за три дня. Авантюра как она есть

Крым за три дня. Авантюра как она есть

(Окончание. Начало здесь и здесь)

 

Тучи в этот день сгущались быстро. После Оливы, где искупаться не удалось, добрались до какой-то Понизовки. Вниз на машине нельзя, только пешком. Встретили отдыхающую.

– Долго еще до моря идти?

– Ой, долго!

– И вы так каждый день?

– Ну да. Вы тоже привыкнете.

– Нет, спасибо.

На самом деле, спуск занял минут двадцать. Обратно поднялись за полчаса. Полное ощущение, что находишься на правом берегу Волги. Спустился, искупался, поднялся, и… хоть обратно беги, потому что весь в мыле.

Ну и опять же – крупная галька, камни, жена пятку распорола, специальных тапочек-то нет. Бетонные молы уходят в неспокойное море, между ними горстка отдыхающих, буквально человек десять. Как показалось, истинные мизантропы. А с моря, которое толкается волнами, довольно печальный вид на недостроенные пансионаты. Пустые глазницы обращены как раз к пляжу.

– Ну а что, начинали строительство и бросали. Тут же, чтобы построить что-то, обязательно надо кого-то убить, – поясняет наш водитель Сергей.

…Поворот к Ливадийскому дворцу мы проехали. Потом выяснилось, что не доехали. Почему-то совершенно нет указателей. Желто-зеленый (по цвету формы) отряд из «Артека» убедил, что мы на верном пути.

Экскурсия по дворцу занимательная, хотя к ее концу ребенок откровенно заскучал. Место, конечно, знаковое. Захотелось сразу пересмотреть «Собаку на сене», которую снимали здесь ровно 40 лет назад. Ну, чтоб, перебивая друг друга, кричать:

– Во! Вот тут мы с тобой гуляли!

Как кулинар, заинтересовался лавровишней, растущей в изобилии. К морю решили дойти утром, благо вполне пристойное жилье сняли (за 2500) в 50 метрах от калитки, ведущей парк. Но было не суждено.

Вечером дочь стало рвать. Полоскало до самой ночи, вызвали «скорую», которая прибыла примерно через час. Хотя владелец кафе-гостиницы, где мы осели, уверял, что ехать от Ялты до Ливадии – 3-4 минуты.

– Ничего страшного, – успокаивал он меня (за что очень ему благодарен). – Они посмотрят, что-нибудь дадут. Забирать, скорее всего, не будут. Больницы Ялты переполнены.

Береглись-береглись и не убереглись. Воду покупали только бутилированную. С пищей было сложнее, но тоже старались…

Во время приезда «скорой» началось то, что происходит всегда. Если не поедете, пишите отказ. Но и тогда вы должны отдавать отчет… А то начнете потом в прокуратуру заявления писать… Да не начнем!

– Ну тогда, может, в инфекционку? – предложил молодой врач. – Побудете там до утра.

Ломались-ломались, но не сломались. Не поехали на свой страх и риск. И вроде правильно сделали. В незнакомом городе, да еще на такси. А если б на недельку тут притормозили?

Вот, собственно, и всё. На этом приятная и изнурительная поездка в Крым превратилась просто в изнурительную и волнительную.

На следующий день до полудня ждали, когда дочь хоть немного придет в себя. А потом поехали, никуда уже не заруливая. Должен сказать, что хозяева гостиницы проявили редкое участие. Вот прям реально очень чуткие люди оказались.

Трасса от Ялты до Феодосии – совершенно особый вид развлечений. Смешно я, конечно, планировал. Тут километров 170. Думал, часа за три-то проедем. По-моему, ехали пять часов. Но это шоу. То спускаемся вниз, то карабкаемся вверх, ну и серпантин такой, что основное время едешь, понятно, по направлению к Феодосии, но бывало, что дорога вела и в обратную сторону.

Горы в тучах, снизу смотришь – ужас! Гроза в форме урагана, воронкой. А через пять минут ты уже едешь на уровне этой самой воронки. Хлещет дождь, а ты чуть не кричишь от восторга, и сердце сжимается от жалости к самому себе из-за того, что невозможно через закрытое и забрызганной стекло машины снять эту нереальную красоту! Такое приключение обогащает. Это как освоить вождение авто или выучить иностранный язык.

Даже наш водитель Сергей, которому, напомню, седьмой десяток, временами вскрикивает:

– Обалдеть, какая пропасть!

На более равнинном участке завожу разговор о сокровенном.

– Ну, как тут люди после воссоединения с Россией? Довольны?

Сергей отвечает, что для простых людей ничего не изменилось. Да, подросли зарплаты и пенсии, но и цены выросли. Вот бизнес да, развернулся. Правда, хорошо было только первые три года, когда проверки не проводились. Теперь все сложнее.

Ну, и чиновников поприжали. Какой-то его знакомый говорит, что все усложнилось. Раньше взятки брать не боялись, а теперь народ стали закрывать пачками.

В Рыбачьем поселке покупаем самсу – самое популярное придорожное лакомство. Страшно, но запах – не устоять. Дорога тут проходит у самого моря. И тут же лотки и жаровни. Ну, или в чем там самсу готовят.

– С чем самса?

– С мясом.

– С каким?

– С мясом животного.

– Ну, я понимаю. Какого животного?

– Корова.

– Годится.

Замечу, что продавец общается на ломаном русском и говорит совершенно серьезно. На большом противне несколько… как сказать… самсов, что ли. Специальной лопаткой мужчина отделяет один из треугольников.

– 80 рублей.

Вообще, отношение крымских и анапских продавцов к отдыхающим несколько презрительное. Мы ковыряемся в винограде, выбираем нектарины. Они на это смотрят свысока. В разговоре всегда звучат нотки превосходства. Потому что они такой виноград не едят, они знают, где есть лучше и дешевле. Ну, и действительно есть места.

То же касается разливного вина. Нельзя покупать то, что продается на улице. Это уже почти винный уксус. Продажи идут плохо, вино в бочках просто скисает. Но если договориться с хозяевами, то они достанут прямо с завода. И не меньше пятилитровки.

Вот и Судак, куда мы хотели заехать, чтобы посмотреть на Генуэзскую крепость. Не останавливаемся. Ребенок пока держится, и слава богу. Мой стойкий оловянный солдатик оказался молодцом…

Делали остановки только у вывески «Артек». Жена когда-то была здесь. Не могли не выйти пофотографировать и на площадке, с которой открывается великолепный вид на какое-то селение внизу. Причем, фотографии совершенно не передают высоты, на которой мы находимся.

Ночной мост красив, но несколько утомляет. Потом еще полтора часа езды до Анапы. Да еще едем медленно. У старенького «Ниссана» внезапно загудела коробка.

– Доехать бы, – озабоченно говорит Сергей. И во рту у меня появляется металлический привкус. Не хватало еще встать на дороге!

…Отпыхивали потом с женой в Анапе. Мол, какие идиоты, что потащили не до конца выздоровевшего ребенка бог знает за сколько верст.

И все-таки лучше жалеть о сделанном, чем о не сделанном. Болезни всегда будут, а впечатлений у нас теперь никто не отберет. Почти тысячу километров отмахали, посмотрели на равнинный Крым и горный. Увидели море, которое здесь совершенно другое, по сравнению с Анапой. Проехали множество населенных пунктов.

Зато теперь точно знаем, куда хотим еще попасть. Недообследован Бахчисарай. Обязательны к посещению Севастополь и Ялта, Судак и Феодосия.

Мысли о политике гнал от себя всю дорогу. Наш Крым или не наш – совершенно неверная постановка вопроса. Это большая иллюзия, что полуостров может кому-то принадлежать лично. Крым принадлежит людям, которые тут живут. И это просто одно из красивейших мест на земле.

 

Василий Кубриков

Василий Кубриков