17 октября 2018 09:06

МК в Саратове

Пиво уходит в штопор

Пиво уходит в штопор

Слабый алкоголь в Саратове станет доступнее

Октябрь принёс неожиданные «хмельные» послабления: владельцам АЗС впервые за семь лет разрешили торговать пивом, вином и тониками, а те в свою очередь пообещали сдерживать рост цен на топливо. Понятно, что обещание писано вилами по воде, но зато на АЗС теперь можно заправить не только «железного коня», но и его пассажиров. Вопрос о возвращении пива на футбольные стадионы решится в самое ближайшее время — это предложение Минпромторга активно прорабатывается в Правительстве РФ. Но самая обсуждаемая инициатива касается разрешения ночной торговли пивом в алюминиевых банках, и кто знает, вдруг и она пройдёт? В ситуации разбирался «МК» в Саратове».

 

Отстойное предложение

Уже несколько лет на территории всей Российской Федерации действует незыблемое правило, прописанное законодательно: алкоголь запрещено продавать в период с 23 до 8 часов следующего дня. При этом каждый отдельно взятый регион может ужесточить эту меру. Исключение составляют рестораны, кафе и другие заведения общественного питания. В них человек может заказывать спиртные напитки в любой форме и в любом виде тогда, когда ему захочется.

Скандальная инициатива, озвученная Минпромторгом, затрагивает «пенный» продукт в алюминиевых банках. По предложениям чиновников ведомства пиво нужно вернуть к продаже в ночное время суток в магазинах, а также ларьках и киосках. Якобы такие меры нужны для поддержания алюминиевой отрасли, находящейся под санкциями. Когда поднялся шум и представители РУСАЛа заявили, что не имеют к данной инициативе никакого отношения, представители Минпромторга тут же открестились от нововведения, сообщив: инициатива исходила от «экспертов торговой отрасли». Что это за эксперты, чиновники, ясное дело, не уточнили, как и то, почему ведомство неожиданно взялось активно лоббировать интересы игроков пивного рынка.

Что касается поддержки алюминиевой отрасли, то здесь действительно получилось смешно: выпуском алюминиевых банок в России занимается американская компания Ball, и именно она окажется в выигрыше, если алкоголь в банках уйдёт в ночную продажу. Российских производителей баночным пивом не спасти. В организации «Опора России» просчитали: одна алюминиевая банка весит 15 г, и если во время ночной торговли станет продаваться примерно 30 млн таких банок в месяц, то в итоге получится всего лишь 450 тонн алюминия, что вряд ли поможет отечественному производителю алюминия.

А вот у пивоваренных компаний, если нововведение пройдёт, от алкогольных послаблений появится дополнительная выгода. Как бы ни жаловались пивовары, что спрос на их напиток падает день ото дня, анализ рынка показывает несколько иное.

По данным исследования IndexBox Russia, видимое потребление пива после сокращения в 2013-2016 гг. впервые показало рост, достигнув по итогам 2017 г. 738,9 млн декалитров (рост на 4,5% в годовом выражении). В стоимостном выражении потребление пива выросло на 10,3%, составив 800,3 млрд руб. В исследовании указывается: рост производства обусловлен прежде всего восстановлением потребительского интереса к пиву. В структуре потребления пива лидируют Центральный и Приволжский ФО: на них в 2017 г. приходилось 26,5 и 22% от совокупного потребления соответственно. Далее следуют Сибирский ФО с долей 14,2% и Уральский ФО с 11,3% от совокупного объёма потребления пива. Менее всего потребляют пива на территории Дальневосточного и Северо-Кавказского ФО (4,9 и 1,5% соответственно). Минимальный уровень потребления в Северо-Кавказском округе обусловлен не только культурными особенностями, но и тем, что, к примеру, в Чечне алкоголь официально разрешено продавать только с 8 до 10 утра.

Комментарий эксперта

Михаил ВОЛКОВ, председатель комиссии по экономике и предпринимательству Общественной палаты Саратовской области:

— Сегодня почти все крупные производители выпускают пиво в алюминиевых банках. Если даже не выпускают, то вполне способны запустить новую линию, а вот мелким предпринимателям будет сложно переориентировать производство. Следовательно, в данном случае малый пивной бизнес, который есть и в нашей области, окажется неконкурентным, поскольку расходы на линию с новой упаковкой станут для него неприподъёмными. Я выступаю против каких-либо исключений и льгот, так как такое положение вещей только запутывает. Получается, что одним можно, другим нельзя, поэтому, на мой взгляд, любая льгота должна быть оформлена прямыми дотациями, иначе она становится безразмерной.

Что же касается социальной стороны вопроса, то Михаил Волков указывает: в мире по-разному относятся к торговле алкоголем в ночное время. Скажем, в соседней Беларуси пока такого запрета нет.

— Тем не менее, если кому-то нужен алкоголь, он его найдёт в любое время суток и в любом количестве, — говорит предприниматель.

Как считает Михаил ЯКУШЕВ, председатель гильдии организации мелкорозничной торговли при Торгово-промышленной палате Саратовской области, подобные инициативы — открытое лоббирование интересов производителей, выпускающих пиво в алюминиевых банках.

— Всем производителям будет непросто перейти на алюминий: новая линия стоит баснословных финансовых средств, потребуются миллионные вложения, — высказывает своё мнение Михаил Николаевич. — Считаю, если разрешать ночную торговлю, то всем, а не определённым пивоваренным компаниям.

 

Истина на дне?

Но если для обычного пива инициируют послабления, то безалкогольное в который раз становится предметом жарких обсуждений народных избранников. В начале октября зампред думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей СВИНЦОВ сообщил: в палате готовится инициатива о полном запрете рекламы безалкогольного пива. По словам депутата, это вопрос решённый, осталось только понять, как именно ввести такой запрет. 

По мнению Сергея ЖУКОВА, члена правления ТПП Саратовской области, запрет на рекламу «нулёвки» абсолютно бессмысленный.

— Видимо, инициаторы предложения считают, что производители таким образом косвенно рекламируют обычное пиво, — говорит Сергей Евгеньевич. — Но поди догадайся, что несёт эта реклама — не исключено, что производители совершенно искренне хотят увеличить объёмы реализации именно такого напитка. Вообще постоянная реклама продвинутого бренда или марки не играет особой роли для покупателей, потому что у людей уже сложились вкусовые пристрастия, и очередные ужесточения ни к чему.

Что касается ночной продажи пива, предприниматель уверен: существенного увеличения объёма розничных продаж не произойдёт.

Комментарий эксперта

Сергей Жуков, член правления Торгово-промышленной палаты Саратовской области:

— Часть российских заводов специализируется на выпуске пива в банках или ПЭТ-бутылках, часть в стекле, другие выпускают в кегах. Как мне кажется, так и будет, вряд ли производители заходят переориентировать производство исключительно на выпуск напитка в алюминиевых банках, поскольку ночью не очень большой оборот алкоголя, тем более пива. Кроме того, пиво в алюминиевых банках пользуется не слишком высоким спросом. Любители и знатоки этого напитка берут в основном кеговое пиво, в банках продаётся либо крепкое, либо безалкогольное, поэтому его главный потребитель, как я понимаю, молодёжь. Опять же не факт, что данная инициатива пройдёт, всё-таки не зря принимали поправки в законодательство о запрете ночной торговли.

К слову, бессмысленной инициативой ночную торговлю пивом считает и Вадим ДРОБИЗ, директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА). Как сообщил Дробиз одному из федеральных СМИ, возвращение права на продажу пива ночью не поможет ни пивоварам, ни производителям алюминия. «Оно ни на что не повлияет, даже если его внедрить. Создаются преференции определённому виду упаковки — алюминию. С одной стороны, нечестно. А с другой, десять лет назад пиво и прочий алкоголь ещё были доступны в свободной продаже в ночное время. Объёмы ночных продаж составляли менее 10% от суточной», — высказал мнение эксперт.

 

Сухие законы

Что касается безалкогольного пива, эксперты отмечают: его производство более трудоёмкое и затратное, чем обычного, так как требует высокотехнологического оборудования. Но, видимо, российских пивоваров это ничуть не смущает, и если десять лет назад в России было представлено около 40 сортов безалкогольного пива, то в прошлом году таковых насчитывалось свыше 70. Правда, непонятно, где реализуют эти самые сорта: в большинстве сетевых магазинов Саратова можно с трудом насчитать 5-6 сортов «нулёвки».

Противники рекламы подобного продукта на ТВ считают, что объём потребления безалкогольного напитка вырос в том числе благодаря активной рекламе.

— Безалкогольное пиво не относится к спиртным напиткам, поэтому на каком основании его рекламу можно запрещать? — интересуется член общественного совета минздрава Саратовской области Евгений КОВАЛЁВ. — В данном случае нужно вносить изменения в федеральный закон и приравнивать «нулёвку» к алкоголю. Просто взять и убрать рекламу с ТВ не получится.

В отношении ночных продаж пенного напитка эксперт высказывается отрицательно.

Комментарий эксперта

Евгений Ковалёв, депутат Саратовской областной думы, член общественного совета минздрава Саратовской области:

— На мой взгляд, выделять пиво в алюминиевых банках в отдельную категорию алкоголя, который можно продавать по ночам, совершенно ни к чему. У нас давно действует закон — запрет на ночную продажу, и он должен распространяться на всю продукцию, послабления здесь неуместны, иначе сегодня мы разрешим торговать ночью пивом, а завтра чем-нибудь покрепче. Ведь спрос рождает предложение. Помимо этого получается, что одним производителям будут послабления, а другим нет, и это станет ущемлять интересы других участников рынка. Полагаю, не стоит этого делать.

Евгений Ковалёв также напоминает: предложение о возобновлении ночных продаж идёт вразрез с политикой государства по поддержанию здоровья граждан.

Но судя по последним инициативам, федеральных чиновников больше интересуют собственные интересы, а также интересы пивоваренных компаний. Минпромторг не первый раз пытается облегчить жизнь алкогольным производителям: в прошлом году ведомство выступало за смягчение условий получения лицензии на розничную продажу алкоголя, предложив снизить требования к метражу соответствующих магазинов. А ещё министерство уже несколько лет пробивает отмену запрета на продажу алкоголя через интернет.

Автор: Ирина Лихоман