02 ноября 2018 12:20

Saratovnews

Запрет на рэп грозит увеличением числа саратовских группировок

Запрет на рэп грозит увеличением числа саратовских группировок

Четкие пацаны и чики со всей России, двигающиеся по жизни под рэпчину Басты или Oxxxymiron'a, второй день неустанно агрятся в соцсетях и "YouTube" на депутата Владимира Петрова, призвавшего Генпрокуратуру запретить в стране официальные концерты, а также "псевдомузыкальные собрания рэперов (видимо, рэп-баттлы) до момента нормализации ситуации в молодежной среде" (что бы это ни значило).

Судя по всему, инициатива является своеобразным отголоском трагедии в Керчи, где студент Владислав Росляков совершил вооруженное нападение на политехнический колледж. Сначала чиновники и пропагандисты поспешили обвинить в случившемся видеоигры, а теперь, видимо, переключились на российский рэп.

По мнению депутата, пользующиеся популярностью у молодежи рэп-композиции "открыто пропагандируют суицид, наркоманию, сатанизм, экстремизм и даже содержат призывы к измене Родине". Помимо этого, "совершившие неправильный выбор в своих музыкальных вкусах молодые люди попадают в плохую кампанию и калечатся на рэп-баттлах, которые являются ареной для драк и распространения наркотиков".

К слову, рэп-тема попала под горячую руку властей лишь потому, что 30 октября ей "посчастливилось" оказаться на самом гребне информационной волны: громкую огласку в СМИ получила блокировка социальной сетью "ВКонтакте" и видеохостингом "YouTube" неофициального клипа на песню рэпера Oxxxymiron "Последний звонок" по требованию Роскомнадзора. В ведомство на него пожаловалась активистка Евгения Чудновец, которая посчитала, что именно клип спровоцировал то самое нападение в Керчи. Стоит отметить, что в клипе присутствуют кадры из эстонского фильма "Класс", снятого по мотивам расстрела учащихся в американской школе "Колумбайн" в 1999 году.

В свете вышесказанного вспоминается запрет на рок-музыку в Советском Союзе, который привел лишь к ее массовой популяризации в среде молодежи. Так, может, не стоит ограничивать людей в их музыкальных вкусах? Ведь запретив рэп, можно в геометрической прогрессии увеличить количество рэперов... А разве оно нам надо? "SaratovNews" решил прояснить эти вопросы вместе с игуменом Русской православной церкви, миссионером, известным проповедями в рок-среде и среди неформалов, настоятелем храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище города Москвы отцом Сергием (в миру Юрий Рыбко):

- Знаете, лично я люблю тяжелый, отчасти даже психоделический рок. Рэп, если честно, я не знаю и не понимаю. Единственное, что я о нем сказать могу однозначно – мне не нравится обилие у рэперов матерщины. Рок в этом отношении тоже не безгрешен, но по сравнению с рэпом – это небо и земля. Впрочем, существуют православные рэп-исполнители, которые, вполне возможно, выражаются скромнее. То есть действительно выражаются скромнее – меня в их текстах ничего не коробит, да и у многих моих прихожан они популярны.

Дело-то, понимаете, совсем не в стиле, а в содержании, в том, что рэп-исполнители стремятся донести в своих текстах. А так любой музыкальный стиль, что называется, имеет право быть. Запретить рэп, по-моему, так же нелепо, как пытаться запретить, к примеру, гитару – на ней можно играть, а можно ведь и разбить о чью-то голову.

Рэп – особый музыкальный жанр. К нему можно предъявить много претензий – тексты порой "маловысокохудожественные", рифмы хромают, тематика сомнительная. Мелодии никакой, на мой взгляд, а я ищу в музыке именно ее, так что от рэпа не в восторге. Зато явно наличествует ритм в качестве основного формообразующего элемента, а музыки без ритма не может быть. Так что это, несомненно, музыка. Она может нравиться или не нравиться – это дело вкуса, а о вкусах, как известно, не спорят.

Что касается, как это сейчас принято говорить, деструктивного контента, то его можно обнаружить в любом произведении любого жанра, особенно если знать, что и зачем искать. Но это какие-то единичные произведения, на основе которых не стоит ни огульно осуждать какой-либо жанр, ни уж тем более запрещать его. Творчество следует, на мой взгляд, оценивать тоже творчески, а не по посконному принципу "не читал, но осуждаю".

К тому же я уверен, что демократическое государство, на звание которого мы упорно претендуем, должно как можно меньше орудовать запретами. Конечно, некоторые вещи ограничивать можно и нужно – пропаганду наркотиков, например, суицида, экстремизма и так далее – есть вещи, где свобода неуместна. Но запретить явление в целом – это нонсенс.

Тем более что мы в нашей стране это уже проходили – что называется, плавали, знаем. Как показала практика, все эти запреты не имели особого успеха. Были у нас времена, когда ловили и стригли наголо любителей джаза, и рокеров у нас объявляли вне закона – и что? Ни к чему хорошему это не привело. Хотя, впрочем, и к плохому тоже – и джаз, и рок живы по сей день и имеют многомиллионные армии приверженцев. Так что пусть и рэп живет так же долго и счастливо.

Любые запреты, как, опять-таки, мы уже не раз убедились, могут иметь самые непредсказуемые последствия. Так что лучше уж сосредоточиться на хорошей разъяснительной работе – не хочу называть это пропагандой. Хотя и вседозволенность допускать нельзя – ни к чему хорошему это не приведет. Но музыка, какая бы она ни была – это все-таки не наркотики, в отношении нее можно и попридержать запретительский зуд. Давайте-ка вспомним о терпении и терпимости – традиционных христианских добродетелях.

Павел Плотников