03 декабря 2018 18:16

Saratovnews

Было наше – станет ваше. Часть 2

Было наше – станет ваше. Часть 2

Что для саратовской власти важнее – дружинники из ДНД или юные спортсмены из городских ДЮСШ? Об этом за последнюю неделю депутаты и чиновники спорили аж четыре раза.

 

Секретная служба с секретными расходами

Несколько лет назад, еще во времена когда мэром Саратова был тогда ещё сильный и смелый Олег Грищенко, депутаты Саратовской городской думы пошли на поводу у городского полицейского управления и приняли решение начать финансировать добровольных дружинников. Когда с деньгами и мэрами в городе стало похуже, депутаты начали задавать полицейским вопросы, выясняя, так ли уж им нужна и важна помощь дружинников? Руководители полицейского ведомства раз за разом уверяли сомневающихся народных избранников, что без ДНД работа по обеспечению безопасности в городе сразу станет сложнее. Пристыженные депутаты тут же снижали планку своей требовательности. До следующего своего знакомства с проектом очередного годового бюджета.

На этот раз, как и в прошлом году, тему напрасного финансирования народных дружин из городского бюджета поднял депутат Виктор Марков. Очень его разозлило, что городская власть не просто отдаёт пять с лишним миллионов рублей на оплату выходов добровольцев в помощь полиции, а еще и индексировала им плату за эти выходы на инфляционный коэффициент. Депутата не устраивали эти расходы по двум причинам. Во-первых, он считает, что обеспечение безопасности на улицах города – это федеральные, а не муниципальные, полномочия. Во-вторых, у него есть огромные сомнения по расходованию этих денег.

Сомнения, надо сказать, были обоснованными. Дело в том, что саратовская контрольно счётная палата (КСП), созданная для того, чтобы вести надзор за расходованием денег из городского бюджета, пыталась проверить, как и на что расходуются эти пять с лишним миллионов рублей. Но аудиторы натолкнулись на неожиданное препятствие.

Всё, что удалось им узнать, депутатам поведали. Оказывается, главным распорядителем денег на ДНД выступает комитет по труду администрации города. Они выплачивают вознаграждение дружинникам в форме материальной помощи. Один человек не может получать в месяц более 5400 рублей. Этот потолок зафиксирован. В ведомости против каждой фамилии 5400, как правило, и стоит. Но как она начисляется, за сколько выходов, и были ли эти выходы в принципе, комитет по труду не знает, а аудиторы КСП проверить не могут. Хотя им сказали, что вообще-то есть ставка за час дежурства, и стоимость этого часа устанавливается общественной организацией "Народная дружина". Ну а вообще-то всё отдано на откуп городскому УВД, куда соваться с проверками городской КСП вообще не по чину.

- Ну прокуратура-то может проверить движение денег? - поинтересовался кто-то смелый.

Представитель прокуратуры ответил, что если будет запрос – проверят.

Но вряд ли до запроса дойдёт дело. По-хорошему формировать его должны в кабинетах администрации города Саратова. Но там с полицией предпочитают не ссорится.

 

Чем отличается нормальная модель управления от формальной?

Давным-давно, когда я ещё только изучала, что такое бюджетный процесс, мне запомнилось образное сравнение главного финансиста страны, региона и даже маленького города, с монстром, в руках у которого есть красный карандаш. Этим главным своим орудием финансист обязан безжалостно вычеркивать из "хотелок" чиновников и депутатов те, на которые он не даст денег. То есть финансист в нормальной модели управления стоит на страже финансов, охраняя главные статьи расходов от второстепенных. У саратовских финансистов такой сверхфункции нет.

Перед депутатами сидели Александр Струков и Алексей Никитин. Никитин сейчас заместитель главы города по всем вопросам, связанным с финансами, но в своё время несколько лет был председателем комитета по финансам, где сам же и воспитал своего преемника Струкова. Оба финансиста на голову выше остальных чиновников и по знанию бухгалтерии, и по пониманию тяжести проблем, с которыми раз за разом сталкивается городская администрация. Но красного карандаша у них в руках нет. То ли сами выронили его давно, то ли отняли у них этот инструмент, потому что "так лучше будет". Их нынешняя позиция - "мы делаем то, что нам говорят".

Вот и финансирование ДНД Алексей Никитин объяснил просто: "Есть решение городской думы о создании данной дружины. Оно не отменено. Мы его исполняем. Но депутаты вправе отклонить это решение". Перекинутая на депутатов ответственность означала, что финансирование продолжится и дальше.

 

Думское большинство поперёк батек в пекло голосованием не лезет

В нынешний понедельник состоялось голосование депутатов по предложению Виктора Маркова перебросить деньги с финансирования ДНД на финансирование диспансеризации юных спортсменов из ДЮСШ муниципального подчинения.

Проблема нехватки в городском бюджете средств на эти цели волнует депутатов второй год. В прошлом году о ней страстно начали говорить депутаты Александр Янклович и Олег Комаров. Теперь вот с флагом на баррикаду полез Виктор Марков. Четыре раза собирались депутаты обсуждать бюджетные расходы, и четыре раза Марков выступал, объясняя, что в первую очередь финансировать нужно свои, муниципальные, полномочия. Потому что желание влезть со своими хилыми городскими средствами бюджета в федеральные полномочия, уже смешно и позорно. Городская власть становится похожа на гаишника из комедии "Наша Раша", который в ущерб собственной семье спасал мир.

"Своя семья для нас - это город Саратов. Может, нам перестать уже быть персонажем Светлакова? - вопрошал Марков. - Когда мы думаем, что с помощью неподтвержденной пользы от трудоустройства спасем детей от улицы, мы заблуждаемся. На самом деле детей от улицы спасает спорт".

По словам депутата, второй год не оплачивая диспансеризацию юных спорстменов, городская власть просто выталкивает их из ДЮСШ на улицу. Потому что стоимость медобследования, дающего право приступить к тренировкам, составляет 1800 рублей. А таких обследований должно быть два в год. 3600 рублей не каждый родитель может оплатить. При этом количество детей, посещающих муниципальные спортивные школы, составляет почти 6 тысяч человек. В то время, как оплачивает трудоустройство городская власть только 136 подросткам.

Марков предложил снять финансирование с народных дружинников и с ведомственной программы по трудоустройству подростков, подсчитав, что в этом случае денег на диспансеризацию детей хватит с избытком. Это была единственная поправка в бюджетную роспись по расходам, которую решили вынести на заседание комиссии, чтобы депутаты могли голосованием выразить отношение к предлагаемой замене получателей бюджетных средств.

По финансированию программы трудоустройства подростков нашли компромисс. Сняли в пользу юных спортсменов 1,3 миллиона рублей, которыми собирались компенсировать затраты на выплату зарплат подросткам работодателям предпринимателям. На 2,6 миллиона рублей, предназначенных муниципальным предприятиям для оплаты труда подростков, руку не подняли.

А потом было голосование по отмене финансирования ДНД. Нужно было набрать две трети голосов от числа присутствовавших членов комиссии. Присутствовало 9 депутатов. Но "за" смело подняли руку всего пятеро – Олег Комаров, Максим Самсонов, Виктор Марков, Сергей Крайнов и Николай Островский. Шестого среди них не нашлось. Потому что депутаты Вячеслав Тарасов, Александр Янклович, Александр Белов и Владимир Попков предпочли воздержаться.

Продолжение рассказа про бюджетные расходы - завтра. О доходах городского бюджета можно почитать здесь.

Ольга Копшева