12 декабря 2018 09:17

МК в Саратове

Тест  положительный

Тест положительный

Саратовцам с тяжёлыми заболеваниями разрешат брать сирот в семью

Граждане с ВИЧ или гепатитом С смогут усыновить ребёнка, который в силу сложившихся обстоятельств уже проживает с ними. Такие поправки в Семейный кодекс подготовило Министерство просвещения РФ. Однако помимо усыновителей с положительным ВИЧ-статусом родными детьми смогут обзавестись граждане и с другими заболеваниями, для которых опека и усыновление сегодня строжайше запрещены. К примеру, страдающие туберкулёзом лёгких, психическими расстройствами или онкологией в последней стадии. Удивительно, но Кабмин уже одобрил этот документ, ознакомиться с которым каждый желающий может на сайте Правительства РФ. Саратовские эксперты уверены: всегда нужно действовать только в интересах ребёнка, оберегая его от травмирующих психику факторов. В ситуации разбирался «МК» в Саратове».

 

ВИЧная тема

Проектом Постановления Правительства РФ № 117 от 2013 г. определён перечень заболеваний, при которых нельзя стать приёмными родителями или опекунами. Однако за последние годы он существенно сократился: из списка противопоказаний исключены заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации, а также онкология I-II стадий (в случае проведения радикального лечения). Как пояснили чиновники, это связано с «упрощением процедуры передачи на усыновление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».                     

После изменений 2013 г. в перечне остались туберкулёз органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения; инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией; злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий; психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения; наркомания, токсикомания, алкоголизм, а также заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы.

Вторым пунктом после туберкулёза в перечне были указаны гепатит С и ВИЧ, но в июне 2018 г. Конституционный суд признал незаконным запрет на усыновление детей, уже проживающих на одной территории с людьми, имеющими вышеуказанные заболевания. Суд посчитал, что приоритетом в вопросе опеки должно быть «наилучшее обеспечение интересов ребёнка и его потребности в любви».

Новый документ, разработанный Минпросвещения РФ, существенно меняет список ограничений для усыновления.

— Законопроект обеспечит права и законные интересы всех участников исходя из принципа равенства и критериев разумности, — считает Любовь ПОТЁМИНА, главный врач ГУЗ «Саратовский областной центр профилактики и борьбы со СПИД». — И моё отношение к данному новшеству положительное. Сегодня лечится как туберкулёз, так и инфекционные недуги — гепатит С и ВИЧ, внесённые в правительственный перечень заболеваний как препятствующие опеке и усыновлению.

По словам врача, современная медицина научилась справляться со многими инфекционными недугами, и вчерашние пациенты живут обычной жизнью, а значит, должны быть уравнены в правах со здоровыми людьми.

Комментарий эксперта

Любовь Потёмина, кандидат медицинских наук, главный врач ГУЗ «Саратовский областной центр профилактики и борьбы со СПИД»:

— Судите сами: если сегодня ВИЧ-инфицированные родители, находящиеся на постоянной, пожизненной терапии, рожают здорового ребёнка, то почему они его не могут усыновить? Это противоречит здравому смыслу. Более того, есть множество случаев, когда супруг ВИЧ-инфицированный, а его жена здорова и у неё рождается тоже здоровый малыш. Какие в данном случае могут быть препоны для усыновления? ВИЧ не передаётся воздушно-капельным путём, это давно известно. Думаю, когда разрабатывался перечень нозологий, при которых опека и усыновление были запрещены, ВИЧ считался смертельным заболеванием и имелись опасения, что ребёнок, взятый в семью, может потерять своих родителей. На сегодняшний день ВИЧ — управляемая инфекция. Находясь на пожизненной терапии, пациенты могут жить долго, так почему бы им не позволить усыновить сироту?

Напомним, с начала 2018 г. в Саратовской области выявлено 866 новых случаев ВИЧ-инфицирования людей. Как сообщают в региональном Роспотребнадзоре, основная масса инфицированных проживает в крупных городах области — Саратове, Балакове, Энгельсе.

«ВИЧ-инфекция вышла за пределы уязвимых групп населения и активно распространяется в общей популяции, более половины больных, впервые выявленных в 2018 году, заразились при гетеросексуальных контактах (54,8%)», — отмечают в ведомстве.

 

Всё худшее — детям?

Однако нынешний законопроект, разработанный Минпросвещения, смягчает положения, прописанные в «запретном» перечне не только в отношении граждан с ВИЧ и гепатитом С. Инициатива относится ко всем заболеваниям из правительственного перечня, в числе которых, напомним, онкология в последних стадиях и психические заболевания. 

Конечно, в документе существует приписка, что детей будет разрешено усыновлять «в некоторых случаях», но, зная российскую действительность, можно с полной уверенностью сказать: всё, что у нас не запрещено, разрешено. Самое интересное, что глава Минпросвещения Ольга ВАСИЛЬЕВА в конце лета заявила, что отрицательно относится к разрешению усыновлять детей ВИЧ-положительными родителями. Но, как говорится, личное мнение министра к делу не пришьёшь. И пока Васильева высказывала недовольство, её ведомство готовило поправки в Семейный кодекс.

Комментарий эксперта

Елена БОЧКОВА, председатель Саратовского регионального отделения Российского детского фонда:

— Я всегда выступала за то, чтобы ребёнок жил в семье, пусть даже приёмной. Но есть случаи, когда стоит задуматься, можно ли отдавать сирот усыновителям. Мне кажется, люди, страдающие тяжёлыми заболеваниями, такими как ВИЧ, гепатит С, туберкулёз, онкология на последних стадиях, вряд ли уделят много внимания приёмному ребёнку, поскольку вышеперечисленные недуги требуют постоянного наблюдения, лечения, в том числе и стационарного. И времени на ребёнка может просто не оставаться. Ведь недаром сформирован перечень заболеваний, при наличии которых потенциальным усыновителям много лет отказывали в органах опеки. Не совсем понятно, почему сейчас всё меняется. Конечно, здесь двоякая ситуация. Скажем, если сирота уже находится под опекой и проживает в одной квартире с приёмными родителями, хоть даже один из них имеет заболевание из правительственного перечня, то почему бы по суду не решить вопрос об усыновлении. Особенно если ребёнок — родственник. Главное, чтобы не было массовой выдачи детей-сирот тяжелобольным усыновителям.

 

Дважды сирота

По статистике, которую озвучивают российские врачи-онкологи, в среднем продолжительность жизни онкобольного составляет пять лет. Кто-то живёт дольше, кто-то уходит раньше. Общественники говорят: дети, на чьих глазах умирает близкий человек, испытывают колоссальный стресс.

Комментарий эксперта

Наталия БИЮН, председатель Саратовской региональной общественной организации помощи больным онкологическими заболеваниями «Жизнь», член Общественной палаты города Саратова:

— Когда у человека III-IV стадии онкологического заболевания, о каком усыновлении может идти речь? В этом случае мы получим трагедию: сегодня у малыша есть новая мама, к которой он привык, а через несколько лет его придётся снова отдавать в детский дом, так как мамы не станет. Зачем ребёнку второй раз ломать судьбу и помещать его в зону риска? Конечно, онкологическим больным нужно идти навстречу, но не за счёт психического травмирования детей. При этом необходимо помнить ещё и о том, что малыш или подросток с неокрепшей психикой будет вынужден наблюдать все страдания, через которые проходят умирающие онкобольные. Я всегда выступала против того, чтобы сирот отдавали в семьи ВИЧ-инфицированных, хотя сейчас с таким заболеванием можно жить долго и спокойно. Но опять же всегда есть вероятность, что сирота повторно лишится родителей. Безусловно, в некоторых случаях усыновление можно разрешить. Скажем, если мама с последней стадией онкологического заболевания просит свою родную сестру у которой, например, ВИЧ или гепатит С, после её смерти усыновить племянника. И это нормально, потому что ребёнок попадёт в семью к родным людям, которых он давно знает, что однозначно лучше, чем детский дом.

Как рассказала Татьяна ЗАГОРОДНЯЯ, уполномоченный по правам ребёнка в Саратовской области, к ней обращаются люди, которые хотят взять ребёнка, но им по разным поводам отказывают.

— В их числе причины болезни, — говорит Татьяна Николаевна. — Два раза приходили пары со статусом ВИЧ. Причём хотели взять ВИЧ-инфицированного малыша. Теперь им это удастся, чему я рада. С онкологией в стадии устойчивой ремиссии? Почему бы нет. Главное, чтобы все в этой истории понимали: когда травмированный жизнью ребёнок-сирота попадает в семью, хотелось бы, чтобы он остался в ней навсегда и больше несчастья с ним не повторилось. А смерть близкого — это несчастье. Сможет ли человек, которому самому нужна забота, заботиться о ребёнке? На мой взгляд, к каждому случаю нужно подходить индивидуально.

По мнению общественницы Ольги КОРГУНОВОЙ, усыновители с ВИЧ могут воспитывать приёмных детей. Но только в том случае, если мама и папа социально ответственные: получают антиретровирусную терапию, стоят на учёте, ежеквартально проверяют свой статус. Туберкулёз тоже бывает разным, требуются заключение от врачей и наблюдение органов опеки.

Комментарий эксперта

Ольга Коргунова, руководитель саратовского регионального детского благотворительного общественного фонда «Савва»:

— Что касается других тяжёлых недугов, которыми страдают потенциальные усыновители, то тут всё очень неоднозначно. Изначально чиновникам нужно было начать с корректировки перечня заболеваний, при которых нельзя стать опекунами и приёмными родителями, поскольку в нынешнем виде законопроект абсолютно недоработан. Как мне кажется, требуется обсудить данный вопрос с Общественной палатой РФ, пригласить врачей, омбудсменов по правам ребёнка, общественников, представителей опеки. В последние годы в государстве прослеживается тенденция: всех сирот раздать в семьи, переложив ответственность на приёмных родителей. И новый законопроект как раз служит этим целям и задачам. Но это перегиб, который впоследствии может отразиться на детях-сиротах.

Автор: Ирина Лихоман

фото pixabay.com