14 декабря 2018 21:30

Saratovnews

Если гора не идет к Зеленому острову...

Если гора не идет к Зеленому острову...

Депутат Саратовской городской думы Александр Янклович любит страшилки. Вот в минувшую среду он пугал своих коллег тем, что берег Затона вполне может соединиться с Зелёным островом. Потому что Затон находится на подвижном "языке" оползня. Сейчас этот язык слабо, но шевелится. Чтобы поверить в это, депутат предложил присмотреться к проезжей части Большой Затонской, где видно, как "идёт выталкивание водяной линзы". А "когда эта линза достигнет основных пластовых глиняных слоев", то на остров Зеленый саратовцы начнут ходить не по воде, а посуху.

Ратовать за то, что никаких пляжей в этом месте строить нельзя, депутат Янклович не стал. Потому что стратегическая задача у него была другая – организовать в Саратове масштабную дорогостоящую георазведку.

Начальник управления по инженерной защите администрации Саратова Павел Овчинников, в отличие от Янкловича, ни разу не алармист. Моделированным страшным картинкам будущего он предпочитает невзрачное настоящее. И в этом настоящем по его версии в Саратове "оползневая обстановка остаётся достаточно стабильной, а состояние оползневых участков оценивается, как удовлетворительное".

Да, никуда не делись 30 оползней в разной стадии активности. Основное количество этих потенциально опасных участков расположено на склонах Соколовогорского и Лысогорского массивов, на склонах вдоль оврагов и на береговой полосе Волгоградского водохранилища. Под воздействием природных и техногенных факторов возможно начало их движения. Но специалисты управления за оползнями наблюдают и пока смело можно говорить, что в этом году только некоторые из них сдвинулись на 5-10 сантиметров.

Вяземская, Соловьиная, Светлая, Зелёная долина…

Наиболее опасные участки на территории Саратова выделены. Это оползень Смирновского ущелья, длина которого 80 метров, ширина – 60, мощность порядка 25 метров. Он из глины и опоки и склонен к скольжению. Но движение в районе областной клинической больницы незначительное. На всякий случай её ещё в 2004 году укрепили подпорной стенкой. Так что со зданиями ничего не должно случиться. Гораздо хуже, что оползневые движения начались в районе улицы Вяземской, где расположено несколько жилых домов. Этот участок нуждается в особом внимании.

В Октябрьском ущелье тоже есть улицы, где жителям 15 домов не стоит расслабляться. Это Соловьиная, Светлая и Зелёная долина. Смещения грунтов здесь незначительные, но стабильные. Их можно остановить, но примерная стоимость работ составит около 100 миллионов рублей. Мощность оползня в Октябрьском ущелье составляет порядка 70 метров. Ширина – 220 метров.

А вот оползень посёлка Нефтяной по ширине почти в два раза больше. Частично построенные в 2008 году противооползневые сооружения проблему не решили. Система водоотводящих лотков уже деформирована.

Ползут глины и в районе психиатрической больницы. Разнообразные трещины свидетельствуют об активности оползневых процессов. Но в последний год подвижки едва заметны.

Спасение улицы Сиреневой дорого стоит

Оползень на улице Сиреневой изучен на сегодняшний день лучше остальных. Потому что конкретно на его обследование выделяли деньги из бюджета города. Установлена просадка грунтов до 60 сантиметров. Проседания грунта являются ловушками для дождевых и талых вод. При неблагоприятном развитии ситуации сместиться может 300 кубометров земли. Но для противооползневых мероприятий придётся расселять минимум 15 частных жилых домов. Это дополнительные бюджетные расходы к ориентировочной стоимости строительных работ в 200 миллионов рублей. Опасность оползня возрастает в моменты сильных ливней, схода снега и усугубляется утечками воды из водопровода.

Глебучев овраг ещё больше зависит от утечек

Левый склон Глебучева оврага опасен потому, что здесь важны не столько природные движения, сколько прорывы коммуникаций, которые предсказать ещё сложнее, чем дожди. А ещё ситуация усугубляется из-за того, что здесь домик прилеплен к домику, сарайчик к сарайчику. Так что, если движение начнётся, то кто-нибудь точно пострадает.

Дачники Пчёлки и Зоналки сползать привыкли

Оползни вдоль берега Волгоградского водохранилища тянутся почти непрерывной, смыкающейся чередой, начиная от устья оврага Слепыш. Дачные домики здесь ползут к воде, начиная с 1996 года.

Не станет сюрпризом сползание грунта и для жителей посёлка Затон. Но предотвратить их можно только, если сделать укрепление на всей территории оползней. А это, извините, тысячи километров.

Никто не знает, что изменилось под Саратовом за последние 30 лет

Депутат Янклович был очень недоволен спокойствием чиновника Овчинникова. Выпускник высшего командного училища внутренних войск со знанием дела принялся поучать инженера, что 5-10 антиметров смещения грунта за год, которые его не волнуют, означают смещение фундамента.

- Это практически разрушение здания, - убеждал Янклович.

- Я скажу так: на этих оползневых участках строительство не рекомендуется, - возражал Овчинников. - А если уж его начинают, то одновременно нужно проводить противооползневые мероприятия.

По словам Овчинникова всерьёз волноваться нужно, только если грунт ползёт на метр-два в течение года. По словам Овчинникова, по закону муниципальные чиновники должны только отслеживать активность оползневых процессов. Строительные работы и финансы на них закреплены за региональным и федеральным уровнем власти. Потому что эти стройки очень дорогие.

В ответ депутат Янклович достал письмо от гидрогеолога, эксперта и аудитора Вячеслава Пантелеева. Назвал его уникальным человеком, последним мощным гидрогеологом в Саратове. (В 2014 году он, по некоторым данным, работал на должности инженера-гидрогеолога в МУП "Водосток", которое возглавлял Янклович). Пантелеев не первый год продвигает свою концепцию влияния техногенного подтопления на противооползневые процессы. Но пока его не услышали. Но в минувший четверг депутату Янкловичу всё-таки удалось убедить коллег, что необходимо срочно созвать рабочую группу, на которой прислушаться к данным гидрогеолога. Может, их серьёзность заставит городские власти профинансировать сплошную, мощную гидроразведку территории Саратова. По убеждению Янкловича, только после её проведения чиновники могут с чистой совестью давать разрешения строителям. Потому что сейчас эти разрешения основываются на разведке 1986 года. "Что сейчас там под землей происходит, можно только догадываться. Как пласты сместились, где находятся водные линзы, на каком этапе оползневые процессы. Под угрозой может находиться множество жилых строений. И жизни людей", - говорил коллегам депутат.

И они согласились изучить вопрос.

Ольга Копшева