09 февраля 2019 14:16

Saratovnews

«Фаворитка» и «Баллада Бастера Скраггса»

«Фаворитка» и «Баллада Бастера Скраггса»

Ну вот и добрались мы до номинантов на Оскар-2019. Напомним, статуэтку в номинации «Лучший фильм» могут получить «Чёрная Пантера», «Чёрный клановец», «Богемская рапсодия», «Фаворитка», «Зелёная книга», «Рома», «Звезда родилась», «Власть». Есть немало достойных лент, представленных в других номинациях. Про «Богемскую рапсодию» мы уже писали, перейдем к остальным. Сегодня – несколько слов о фильмах замечательных Йоргоса Лантимоса и братьев Коэнов.

«Фаворитка», режиссер Йоргос Лантимос, в ролях: Оливия Колман, Эмма Стоун, Рэйчел Вайс, Николас Холт, Джо Элвин, Марк Гэтисс, Джеймс Смит.

Лантимос – это который снял «Лобстера», «Клык», «Альпы», «Убийство священного оленя». Каждый фильм – событие в мировом синематографе. Каждый неоднозначен, нередко шокирует. «Фаворитка» для Лантимоса – шаг к кино традиционному. Это историческая драма в костюмах и интерьерах.

Англия, начало XVIII века. Страной формально правит королева Анна (Оливия Колман), но она несколько не в себе, потому реально решения принимает герцогиня Мальборо (Рэйчел Вайс), ее фаворитка и любовница.

Но тут приезжает Абигаль Хилл (Эмма Стоун), дальняя родственница герцогини (исторический факт). И начинает интриговать в стремлении занять место леди Мальборо.

Неизбежно возникли ассоциации с давним оскарным шедевром «Все о Еве» (1950, режиссер Джозеф Лео Манкевич, после этого фильма вам захочется пересмотреть и другие работы Манкевича, поверьте, разочарованы не будете). Там тоже целеустремленная девушка делала карьеру, ступая по головам. Англия XVIII века или Голливуд – это лишь фон.

Все три дамы великолепны. Оливия Колман получила номинацию «Лучшая женская роль», Эмма Стоун и Рэйчел Вайс – «Лучшая женская роль второго плана». Но, признаться, вдохновенно сыграла вся троица.

Сюжетные ходы, естественно, рассказывать не буду. Отдельно отмечу черный юмор Лантимоса и необычные планы. Снято камерой с объективом «рыбий глаз». И откуда-то от бедра. Искаженное пространство словно призвано подчеркнуть, что все здесь пропитано ложью и фальшью. Особенно эффектно получается, когда камера с объекта в одном углу комнаты переходит на объект, находящийся в противоположном углу. Головокружительно.

Обратите, например, внимание на сцену, когда герцогиня Мальборо и Абигаль стреляют в птиц. Между дамами расположен стол. И тени у всех – в разные стороны.

Если очень кратко, то фильм о том, как меняется (в худшую сторону) человек, получающий власть. Как стремительно выходит из него человеческое и входит что-то звериное и жестокое. И напротив – утративший власть спустя время вдруг обретает способность шутить совершенно беззлобно. И чувствовать искренне.

Для любителей советского кино скажу: это, в сущности, та же история, что рассказал режиссер Юлий Карасик в 1979 году в фильме «Стакан воды». С замечательными Демидовой и Белохвостиковой. Правда, Лантимос снял другую версию. В нашем фильме все три дамы были влюблены в Артура Мэшема. У Йоргоса Мэшем – персонаж второстепенный, а любовный треугольник обошелся без мужчин.

Да! Последняя сцена с кроликом восхитительна. Ну признайтесь, что заинтриговал.

«Баллада Бастера Скраггса», режиссеры Джоэл Коэн, Итан Коэн, в ролях: Тим Блейк Нельсон, Джеймс Франко, Лиам Нисон, Том Уэйтс, Зои Казан.

Дикий Запад в изображении признанных мастеров – стильный, циничный, жестокий и остроумный одновременно. Шесть чудных новелл, каждая из которых могла бы стать отдельным фильмом. Читал, что это вообще должен был быть сериал, но получилось, как получилось. Не знаю, я не внакладе.

Каждая новелла вызывает восторг. Вспомнилось ощущение после прочтения рассказов Амброза Бирса. Жутковато, но завораживающе.

Да и темы такие, что будут интересны и через 50 лет, и через 100. Вот эти ковбойские перестрелки, тяжелый труд старателя, намывающего золотишко, ограбление банка, схватка с индейцами…

Ну и, конечно, братья активно используют труд специально приглашенных звезд. Может, для кого-то имя Тома Уэйтса ничего не значит, а для меня это один из кумиров молодости, классный чувак, бесподобно исполнявший и исполняющий блюз. Да ладно – всё исполняющий! И «Дилайлу» пел, и «Хей, Джуд». По-своему, ярко, незабываемо…

Так вот здесь он и есть тот старичок-старатель, который собирается добраться до Мистера Самородка, постоянно разговаривая с ним. Доберется, можете не сомневаться!

Наверное, после «Диких историй» это первый фильм-альманах, который производит столь сильное впечатление.

Больше ничего не скажу. Добавлю только, что «Баллада Бастера Скраггса» представлена в номинации «Лучший адаптированный сценарий». Я бы уже сейчас проголосовал за. Но все же объективность требует, чтобы «огласили весь список».

P.S. Не оскароносное: не пропустите фильм Питера Джексона «Они никогда не состарятся». То самое кино, которое анонсировали прошлым летом. 100 часов архивной кинохроники Кэмерон превратил в фильм о Первой мировой войне. Черно-белое стало цветным. Специалисты чтения по губам прочли, что говорили запечатленные более ста лет назад солдаты. Артисты озвучили. Ускоренную съемку замедлили до стандартной скорости. И словно на машине времени совершаешь путешествие в начало XX века. Настоящее чудо современного синематографа.

Валерий Кедров