19 февраля 2019 06:55

Saratovnews

Сделает ли ужесточение правил техосмотра дороги безопаснее?

Сделает ли ужесточение правил техосмотра дороги безопаснее?

Вопрос о необходимости реформы техосмотра регулярно поднимается различными представителями власти, и последним весомым инфоводом на данную тему является инициатива Минтранса по введению жесткого наказания за его недобросовестное, формальное прохождение. Поправки в настоящее время находятся на рассмотрении в Госдуме. Одно из предлагаемых нововведений - обязательная фото- и видеофиксация процедуры техосмотра, что позволит достоверно установить факт его проведения уполномоченными органами. Но смогут ли данные меры коренным образом повлиять на проблему автохлама на российских дорогах, по вине которого происходит множество ДТП?

Напомним, что накануне критике нынешний техосмотр подверг министр транспорта Евгений Дитрих, высказавшийся за серьезное ужесточение правил. Недавний законопроект об отмене обязательного техосмотра был раскритикован большинством по причине того, что его утверждение грозит появлением еще большего количества автохлама.

Стоит ли говорить, что многие водители годами принципиально не проходят техосмотр при текущем законодательстве, поскольку страховые компании, работающие в связке с операторами техосмотра, давно поставили процедуру на коммерческие рельсы? За сравнительно небольшую плату гражданам даже без формального осмотра машины выдают диагностические карты. Вполне возможно, что в рамках подготавливаемых изменений техосмотр вернут под крыло Госавтоинспекции.

Способны ли предлагаемые минтрансом меры улучшить безопасность на российских дорогах, SaratovNews решили разобраться вместе с координатором движения «Общество Синих Ведерок» Петром Шкуматовым:

- Техосмотр в том виде, в каком он существует сегодня, давным-давно потерял смысл и функционирует только в качестве своеобразного «налога» на автовладельцев.

Техническая неисправность автомобиля – далеко не самая частая причина аварий на дорогах. Это утверждение справедливо в отношении не только России, но и других стран. Самая распространенная причина ДТП – нарушение правил дорожного движения. Технические же особенности автомобиля, чаще всего этому способствующие и сопутствующие – это «лысая» резина, наличие которой, во-первых, совсем не обязательно выявляется в момент техосмотра (в этот момент она может быть совсем даже новенькой), а во-вторых - ее использование само по себе является нарушением правил.

Так какие же именно технические неисправности автомобиля чаще всего становятся причиной ДТП? Неисправности колес и колесных дисков и неисправности тормозной системы – на их общем «счету» примерно 85% таких ДТП. А теперь вспомните, каким образом при прохождении техосмотра проверяется состояние этих двух важнейших узлов. Посредством визуального обследования колес, которые при этом могут быть целиком покрыты грязью, и с помощью роликового теста состояния тормозной системы. Но при этом к отказу тормозной системы приводит неисправность гидравлического механизма, а ее выявить можно только при поднятии машины подъемником, чего при техосмотре отродясь не делают. Так что техосмотр – процедура абсолютно бессмысленная, во всяком случае, для частных автомобилей. Куда тщательнее автомобиль осматривается при проведении технического обслуживания – тут и подъемник фигурирует, и колеса полностью обследуются, и проверяется люфт рулевого колеса, и прочее.

Хочу отметить, что техосмотр как таковой умер не сегодня – его агония началась еще тогда, когда эта процедура находилась в ведении Госавтоинспекции. Уже тогда водители попросту покупали свидетельства – всего-то и делов было на 100 долларов, с доставкой на дом. После того, как покупаться стали четыре свидетельства из пяти, правительство лишило госавтоинспекцию этой прерогативы, однако ситуация в целом совершенно не изменилась.

Мне кажется, обязательное прохождение техосмотра следует сохранить для коммерческого, пассажирского и грузового транспорта – тут он сохраняет свой смысл. В конце концов, когда транспортным средством владеет один человек, эксплуатирует его другой, а водит вообще третий, да еще при этом происходит перевозка большого количества людей, опасных грузов и так далее, то ответственность за это должна быть большей. При этом проведение техосмотра такого транспорта следует опять вверить Госавтоинспекции.

Для частного же автотранспорта прохождение техосмотра следует совместить с процедурой техобслуживания. Проводить ее отдельно имеет смысл только в том случае, если человек обслуживает свой автомобиль сам – вот такой вот он мастер - золотые руки, и гараж у него оборудованный, и яма есть, и прочее. А если человек пользуется услугами автосервиса, отправлять его на дополнительную процедуру техосмотра нет смысла. В конце концов, в автосервисах, тем более в дилерских, работают куда более квалифицированные специалисты.

Но отменить техосмотр вообще – не получение свидетельства, а именно саму процедуру обследования транспортного средства – невозможно, хотя бы потому, что Венская конвенция настаивает на обязательном включении пункта о прохождении техосмотра в национальное законодательство присоединившихся к ней государств.

Павел Плотников