14 апреля 2019 14:50

Saratovnews

Прекрасная «Рома» Альфонсо Куарона

Прекрасная «Рома» Альфонсо Куарона

Это очень занятно – жить в одно время с великими спортсменами, чьи карьеры развиваются на наших глазах. Роджеру Федереру нет равных в теннисе, Ронни О’Салливану – в снукере. В НХЛ феерит Александр Овечкин, в испанской Ла Лиге – Лионель Месси. Большим мастером своего дела в синематографе является мексиканский режиссер Альфонсо Куарон. Все же смотрели его фильмы «Лабиринт фавна» и «Гравитация». И вот новая шикарная работа.

«Рома», 2018, режиссер, оператор, автор сценария и продюсер Альфонсо Куарон, в ролях: Ялица Апарисио, Марина де Тавира, Хорхе Антонио Герреро, Нэнси Гарсия, Вероника Гарсия, Хосе Мануэль Герреро Мендоса.

Авторское кино в квадрате или даже в кубе. Куарон сам поставил фильм, продюсировал его, написал сценарий и поработал оператором. И проявил себя во всех ипостасях блистательно.

«Рома» - победитель Венецианского кинофестиваля, а вот Оскар как лучший фильм лента Куарона не получила. И зря. «Зеленая книга» - несомненно хорошее кино, но если смотреть на номинантов с позиции вклада в мировой синематограф, то с «Ромой» Куарона реально соперничала только «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса. Не случайно именно у этих фильмов оказалось по 10 номинаций на Оскар – больше, чем у остальных соискателей.

Правда, «Фаворитка» из важных призов получила только Оскар за лучшую женскую роль (Оливия Колман). Куарон же был удостоен главной кинематографической награды как лучший режиссер. Кроме того, «Рома» получила приз в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Кино автобиографическое, но в какой мере – конечно, мы не узнаем. Рома (Колониа Рома) – один из фешенебельных районов Мехико. По крайней мере, так было в начале 70-х прошлого века.

Фильм посвящен няне Альфонсо. Лента рассказывает о судьбе служанки Клео (музу истории звали Клио) в богатой мексиканской семье. Клео как и ее напарница – из рода местных индейцев. Глядя на их характерные лица, невольно вспоминаешь ацтеков с жуткими историями о кровавых жертвоприношениях.

Глава семейства почти не бывает дома, сеньора София воспитывает четырех детей. На дворе – конец 1970 года. На стене, у кроватки одного из мальчиков висит плакат с изображением футбольного мяча. В том году в Мексике состоялся чемпионат мира по футболу, который выиграли бразильцы с Пеле в составе.

Долгие планы мытья полов, нарочитое размеренное повествование, рассуждения о смерти, постоянно летящие в небе самолеты. Поначалу мысли героев как те самолеты, будто оторваны от повседневности. Но затем все попадают в зону турбулентности, где находится место студенческим беспорядкам, землетрясению и мужским изменам.

В фильме показана драма, случившаяся во время католического праздника 10 июня 1971 года, когда демонстранты были расстреляны солдатами. В историю это событие вошло, как Резня Тела Христова. Тогда погибло около 120 человек, включая четырнадцатилетнего мальчика.

Судьбы Клео и сеньоры Софии, несмотря на их разный социальный статус, схожи. Служанку, узнав о том, что она беременна, бросает ее бойфренд Фермин. Сбегает прямо с сеанса в кинотеатре, где близится хэппи-энд известного фильма «Большая прогулка». У Клео хэппи-энда не будет. Реальная жизнь – не кино.

Клео в поисках Фермина приходит на его тренировку, которую проводит известный гуру единоборств. Он обещает сотне бойцов показать, как владеть собой, своей силой. И демонстрирует фигуру – стоит на одной ноге, а руки соединяет над головой. Делает он это с закрытыми глазами. Бойцы смеются, но когда гуру предлагает им сделать то же самое, ни у кого не получается. Кроме Клео, стоящей в толпе женщин.

У Софии всё еще более запутанно. Ее муж сообщает семье, что уезжает по работе в Квебек, но потом выясняется, что он отправился в Акапулько со своей любовницей. София долго держится, но потом все-таки вынуждена сообщить об этом детям.

Из-за студенческих волнений Клео лишается дочери. Воды отошли прямо в магазине, где Фермин в числе боевиков убивает двух студентов. Вовремя прибыть в роддом не получается, ребенок рождается мертвым. Эпизод с родами снят одним планом и является едва ли не самым сильным в фильме.

Впоследствии Клео спасет детей Софии, которые заигрались в океане и едва не утонули. Служанка бросается в высокую волну, несмотря на то, что не умеет плавать. Сильная эмоциональная сцена, во время которой Клео, будто исповедуясь, кричит, что не хотела рожать свою девочку. Потому она и умерла…

Красивая и печальная история. Очень многоплановая и символичная. Взять, например, сцены парковки. Муж-изменник в узкую арку ворот заезжает аккуратно, как минер. Обманутая и брошенная жена всякий раз что-то сносит, безжалостно царапая бока дорогой мужниной машины. Не умещался обман в голове Софии. Пришлось и машину купить поуже.

Полагаю, я далеко не все символы увидел и понял. Хороший повод пересмотреть фильм. И не раз.

Довольно любопытный поворот в творчестве Куарона. Изощренные спецэффекты космического квеста с Сандрой Баллок («Гравитация») сменились черно-белыми мемуарами. Первый фильм – о головокружительном возвращении героини на Землю, второй – возвращение самого режиссера в свое прошлое. Даже интересно, каким будет следующий этап в творческой судьбе мастера.

Валерий Кедров