18 апреля 2019 08:10

Saratovnews

Жажда скорости: стоит ли нарушителям опасаться грядущих поправок ГИБДД?

Жажда скорости: стоит ли нарушителям опасаться грядущих поправок ГИБДД?

В ходе общественных слушаний в Госдуме представители Государственной автоинспекции заявили, что превышение скорости является самым распространенным нарушением правил дорожного движения и одновременно основным фактором, приводящим к авариям и гибели людей. В этой связи ведомство выступает с рядом инициатив по ужесточению ответственности для водителей: шестикратное увеличение штрафа за превышение скорости на 20-40 километров в час (с 500 до 3000 рублей), введение штрафов за превышение скорости на 10-20 километров в час, отмену льготного периода уплаты половины штрафа для систематических нарушителей (20 дней). В соцсетях отчаявшиеся водители жалуются, что данные нововведения были разработаны в целях окончательной коммерциализации нашей доблестной ГИБДД, которая будет выжимать из них последние соки в угоду казне.

Напомним, что в марте текущего года глава ГИБДД Михаил Черников положительно высказывался по поводу возвращения порога превышения максимально допустимой скорости, за которое нельзя штрафовать, на отметку в 10 километров в час (такие правила действовали в России до сентября 2013 года). Перед принятием этой нормы ведомство собирается два года мониторить скоростные режимы на дорогах страны.

Стоит отдельно подчеркнуть, что за 11 месяцев 2018 года инспекторы ГИБДД вынесли 81,3 миллиона постановлений за превышение скорости на 20-40 километров в час.

SaratovNews решили вместе с председателем московского областного отделения «Комитета по защите прав автомобилистов», основателем «Общества синих ведерок» Алексеем Дозоровым проанализировать, сможет ли реализация предложений ГИБДД положительно сказаться на дорожной безопасности:

- Думаю, что определенный «отрезвляющий» эффект идея увеличения суммы штрафа будет иметь. Нынешние 500 рублей, которые к тому же можно оплатить в половинном объеме, да еще и особо не напрягаясь, через смартфон, вряд ли можно назвать серьезной мерой. Многие вообще даже не отдают себе отчет, что несут какое-то наказание, поэтому допускают данные нарушения систематически.

Суммы штрафов, по делу, давно надо было повысить, но, конечно, не до такого предела и не сразу. Так что, я думаю, что как раз в этой части данная инициатива и не пройдет. Более вероятно, что вернется часть 1 статьи 12.9, где было предусмотрено наказание за превышение скорости на 10-20 километров в час. За такое превышение, скорее всего, будет установлен минимальный штраф, к примеру, 1000 рублей, далее – 2000 рублей за превышение на 20-40 километров в час и так далее. Кстати, я считаю превышение скорости на 20-40 километров в час серьезным правонарушением. В общем, без градации не обойдется, но до 3000 рублей вряд ли дойдет, разве что будет регламентировано превышение скорости на 60 километров в час.

Конечно, инициативе предстоит еще серьезная правовая доработка, причем не только с участием ГИБДД, но и МВД, и других структур. Но в любом случае этот комплекс мер положительно скажется на безопасности дорожного движения. Самое рациональное зерно тут – вводить новые суммы штрафов с обязательным параллельным пересмотром всех действующих на сегодня ограничений скорости. К примеру, сейчас превышение скорости на 20 и менее километров в час по сути ненаказуемо – подразумевается «по умолчанию», что под знаком «50» все всё равно едут со скоростью 70, а нарушители – и того больше. Даже камеры фиксации были настроены так, чтобы не фиксировать превышение меньшее, чем на 20 километров в час. За такое превышение скорости у нас штрафовали до 2013 года и отменили эти штрафы только потому, что их взимание было «нерентабельно» - сумма составляла всего 100 рублей и никак не покрывала расходы на выписывание и доставку постановления о нарушении. Вот «убыточная» первая часть статьи 12.9 и была отменена, не оставив по себе никакой, кстати, статистики.

Теперь о предложении отменить «скидку на штраф» для особо злостных нарушителей, которое мне кажется чрезмерным. Вообще-то эта скидка в свое время была новацией, которая очень положительно сказалась на водительской дисциплине и, как следствие, на дорожной обстановке. Кстати, ее положительно восприняли и службы, взимавшие штрафы, и сами водители. Отменять эту скидку невыгодно никому. К тому же есть огромные сложности с тем, кого признавать или не признавать злостным нарушителем. Номинально – это тот, кто нарушил правила три и более раза в год. Формально же человек должен получить на руки официальное постановление о нарушении, которое через несколько дней после этого вступает в законную силу. Но по факту это постановление по дороге к нарушителю может затеряться на тысяче поворотов и так и не вступить в законную силу. И как тогда расценивать поведение нарушителя – как злостное или нет? В результате мы будем иметь тысячи обжалований и дестабилизацию ситуации. Тут надо тщательно прорабатывать уже существующую норму, а не отменять ее.

И не следует думать, что все инициативы ГИБДД имеют под собой только одну подоплеку – заботу о собственной выгоде. Цель у ГИБДД только одна, и весьма благая – повышение безопасности дорожного движения. И она, к сожалению, довольно часто вступает в противоречие с интересами, так сказать, «третьих лиц». На штрафах зарабатывает совсем не ГИБДД, а, к примеру, коммерческие структуры, обслуживающие камеры фиксации, или муниципальные власти, которые столь твердо рассчитывают на штрафы, что даже порой закладывают эти суммы в бюджеты.

Павел Плотников