01 мая 2019 16:39

МК в Саратове

Правила смерти

Правила смерти

Жителей Самойловского района обязали умирать по административному регламенту.

Не осталось сфер жизни россиян, не затронутых чиновничьим беспределом. Не только жить, но и уходить в мир иной теперь нужно в соответствии с установленным кем-то порядком. Насколько этот порядок удобен к исполнению простыми смертными (простите за не­уместный каламбур), желающими похоронить своих усопших близких по общепринятым обычаям, — этот вопрос властей предержащих, похоже, не слишком беспокоит. Жители Самойловского района нашей области на днях с удивлением узнали, что сегодня процесс захоронения должен проходить совсем не так, как прежде. Их это совсем не обрадовало и даже озадачило. В ситуации разбирался корреспондент «МК» в Саратове». 

 

Хозяин кладбища

Крайне неприятные ощущения довелось пережить в середине апреля Виктору БОНДАРЕНКО, пенсионеру, проживающему в посёлке Самойловка, центре одноимённого района. 16 апреля он пришёл на местное кладбище с печальной миссией — подготовить место для захоронения своей престарелой матери, скончавшейся накануне. Работники местного частного похоронного агентства, с которыми Бондаренко заключил договор об оказании ритуальных услуг, стали копать могилу в том месте, что указал им сын усопшей — рядом с захоронениями родных. И вдруг события приняли неожиданный и странный оборот. На кладбище появился Юрий СУХОВ, руководитель другого специализированного похоронного бюро «Ритуал» — муниципального унитарного предприятия, и бесцеремонно, по словам очевидцев, вмешался в происходящее. 

— Сухов подошёл к яме и в грубой, резкой форме потребовал, чтобы немедленно прекратили копать могилу и вообще убирались с кладбища, — говорит Виктор Павлович. — Он заявил, что теперь он начальник самойловского кладбища и без его разрешения — письменного! — здесь никого хоронить не будут. 

Причины столь вызывающего поведения руководителя МУП «Ритуал» вскоре выяснились. Оказывается, двумя неделями раньше, 1 апреля (в «день смеха») администрация Самойловского района приняла постановление № 228. Этим документом утверждался — приводим название полностью — административный регламент оказания муниципальной услуги «Предоставление мест захоронения (подзахоронения), выдача удостоверений о захоронении (подзахоронении), выдача справок о произведённых захоронениях или об их отсутствии на муниципальных кладбищах Самойловского муниципального образования Самойловского муниципального района Саратовской области, выдача разрешения на монтаж, демонтаж надмогильных сооружений (надгробий), ограды».  

Сие постановление увидело свет на официальном сайте администрации Самойловского муниципального района, куда пенсионеры, проживающие в районе, не имеют обыкновения заглядывать. 

— Хотя бы в местной газете об этом сообщили или обсуждение среди населения провели — ведь это каждого касается! — недоумевает и возмущается Бондаренко. — А то получился неожиданный скандал, да ещё в день похорон моей матери!

Другие родственники покойной тоже пребывали в тот апрельский день в шоковом состоянии.

— Мы даже попрощаться с бабушкой по-настоящему не смогли, — говорит внук усопшей Пётр ЗИНОВЬЕВ. — Не до поминок стало, пришлось срочно кучу справок собирать. 

 

Без бумаг не умирать!

Сам регламент вызвал у самойловцев немало вопросов. Почему-то выполнение всех административных процедур теперь возложено на специалистов МУП СПБ «Ритуал». Они по письменному заявлению выдают разрешение на захоронение и, соответственно, предоставление земельного участка на кладбище (это же относится и к подзахоронениям в могилу родственников). Почему им предоставлены такие привилегии, спрашивают жители района. В других муниципальных образованиях разрешение выдаёт администрация и люди по своему усмотрению выбирают похоронное агентство, вовсе не обязательно МУП. 

В графике приёма заявлений не указаны выходные и праздничные дни, с понедельника по пятницу «Ритуал» работает лишь с 9 до 16 час. Что же делать, если захоронение придётся на субботу, воскресенье или красную дату календаря? Куда девать покойников? 

Согласно новому регламенту Виктор Бондаренко должен был написать в заявлении адрес кладбища и номер квартала, номер ряда, размер участка ранее захороненного родственника, представив его свидетельство о смерти (?), свой паспорт с его ксерокопией и другие документы, в том числе подтверждающие факт родственных отношений (?).

Между прочим, самойловское кладбище даже ограды не имеет, никогда его не делили на кварталы и ряды. Как же писать заявление?

— Каким способом и кто определяет «свободный» участок» для захоронения? Каким образом в кратчайший срок собрать список требуемых документов за один день, ведь документы, подтверждающие родство и свидетельства о смерти давно умерших родственников, могут находиться у разных людей или вовсе не сохраниться? И вообще компетентны ли сотрудники МУП СПБ «Ритуал» устанавливать родственные отношения в данном случае? Наконец, правомерны ли требования о предоставлении копии паспорта заявителя, не является ли данное требование нарушением законодательства о защите персональных данных?    

Все эти вопросы Виктор Бондаренко сформулировал в жалобе, направленной им сразу после похорон матери в прокуратуры Саратовской области и Самойловского района. Теперь остаётся дождаться ответа.

Есть и ещё одно мнение, которое не вошло в жалобу для прокуратур, но было высказано в разговоре с нами многими самойловцами. МУП СПБ «Ритуал» имеет в районе конкурентов — частные похоронные конторы. По словам жителей, туда поступает гораздо больше заказов на оказание ритуальных услуг — там и графики работ более гибкие, и отношение к клиентам благожелательнее. Теперь же «Ритуал» получил права, дающие ему явные преимущества перед более удачливыми конкурентами. Заслуженно ли?

 

Что предписано, то и написано

Наш корреспондент поговорил с главой Самойловского района Михаилом МЕЛЬНИКОВЫМ. По поводу претензий жителей руководимого им муниципального образования Михаил Анатольевич заявил следующее:

— В положении об административном регламенте прописано только то, что нам предписано прокуратурой: всё согласовано с надзирающим органом, ничего лишнего мы туда не включили. 

В связи с неудобным графиком приёма заявлений глава района указал, что в «Ритуале» есть горячая линия и контакт с жителями района установлен в круглосуточном режиме. И вообще все услуги, связанные с похоронами, оказывают людям в срочном порядке, документы выдают бесплатно и тоже оперативно. На вопрос, почему же в тексте административного регламента оказалось столько смутно прописанных моментов, о которые сразу спотыкается глаз, Мельников пообещал «разобраться». Он также пообещал разобраться и с некорректным поведением на кладбище господина Сухова, который неуважительно отнёсся к людям в скорбный для них день похорон матери и бабушки. 

Как всегда, у чиновников всё в порядке, просто граждане их неправильно понимают, не хотят оценить всю степень заботы о создании комфортных условий жизни и смерти во вверенном им МО. 

Пресс-секретарь министерства по делам территориальных образований правительства области, куда мы тоже обратились, Юлия БОНДАРЬ сообщила, что согласно федеральному закону № 133 администрации муниципальных образований имеют право самостоятельно устанавливать подобные регламенты, это абсолютно законно, тем более, если в районе есть свой МУП, оказывающий ритуальные услуги.

— В случае если возникает спорная или конфликтная ситуация, правовую оценку должен давать надзорный орган, прокуратура. Никакого жёсткого стандарта по установлению правил административного регламента на региональном уровне не существует. 

 

Власть над душами умерших

В Самойловке проживает лишь немногим более шести тысяч человек, в районе — около 18 тысяч. В таких условиях вполне можно было бы своевременно информировать об издании постановления об утверждении регламента немногочисленное население, среди которого большой процент пенсионеров. Неприятный осадок от внезапно возникших обстоятельств, связанных с захоронением близких, способен серьёзно ухудшить их мнение о муниципальной власти. Если, конечно, власть это сколько-нибудь беспокоит. 

Жители Самойловки высказываются так:

— Бабушки и дедушки не сидят в интернете, для них новые условия свалились как снег на голову. К тому же руководитель «Ритуала», не стесняясь, заявляет, что теперь хоронить вовсе нельзя без его разрешения. Он быстро почувствовал, что все права сосредоточились в его руках. Уже стали поступать такие жалобы от жителей: в «Ритуале» требуют предъявить чек с указанием, по какой цене куплен памятник на могилу, иначе грозят не дать разрешения на захоронение. Этого точно ни в каком регламенте не прописано. Люди вправе сами выбирать, к кому обращаться за оказанием ритуальных услуг. В других регионах России есть такой же регламент, где тщательно прописаны права граждан, а в самойловском регламенте ничего не поймёшь. 

 

Могилы горели вместе с мусором

Кстати, ещё одной нашей собеседницей, добавившей выразительный штрих к общей картине ситуации, стала пенсионерка Лидия СИКИДИНА, проживающая в селе Залесянка Самойловского района. Она сообщила, что на 1 мая — на сегодня — у неё намечена встреча с главой Самойловского района по поводу бедственного положения кладбища в посёлке Алексеевский. Этот погост оказался спалённым в результате уборки территории, проведённой работниками МУП СПБ «Ритуал» прошлой осень. Жгли мусор и вместе с ним сожгли ограду, будку, повредили огнём многие памятники и кресты, на которых обгорела и оплавилась краска. 

— Пусть нам возместят причинённый ущерб — повреждённые памятники надо заново красить, а некоторые даже заменять. В Алексеевском остались только глубокие старики, я пойду защищать их интересы. Люди видели, что на кладбище были работники «Ритуала» и готовы это подтвердить.

Это к вопросу о вандализме, не допустить которого, в том числе, призван новый административный регламент об оказании муниципальной услуги захоронения.

Мы будем следить за развитием событий.

Автор: Станислав Орленко