28 мая 2019 08:10

Saratovnews

«Кирпич» видишь? И я не вижу. А он есть!

«Кирпич» видишь? И я не вижу. А он есть!

Российские водители начали массово жаловаться на новые дорожные знаки уменьшенного размера. Гражданам приходится дополнительно прокачивать «внимательность», чтобы замечать их за многочисленными баннерами, растяжками и разросшимися ветками деревьев, которые не успевают обрезать коммунальщики. На их минусы намекнули и в МВД, представители которого заявили, что применение таких знаков даже чревато увеличением количества ДТП. Дескать, в погоне за более экономичным производством и якобы улучшением внешнего вида городских улиц разработчики нововведения явно не учли человеческий фактор.

По мнению МВД, отдельные нормы этого стандарта противоречат общепринятым правилам безопасности дорожного движения, а также международной Конвенции о дорожных знаках и сигналах.

Несмотря на все противоречия, с 1 мая в России начал действовать новый ГОСТ, предусматривающий установку знаков уменьшенного формата, о чем ранее сообщал Росстат. Если раньше стандартный знак имел размеры 70×70 сантиметров, то сейчас разрешается установка знаков 50×50 и даже 40×40. Такие знаки уже появились в Саратове. Пока что (!) их устанавливают лишь в центральных районах городов и на территориях с исторической застройкой. Если разобраться, то под эти формулировки подпадают многие километры городских улиц.

Поменять внешний вид дорожных знаков изначально решила ГИБДД. В 2017 году эксперимент по использованию уменьшенных знаков провели в Санкт-Петербурге и в Москве, а в начале февраля этого года ведомство, посчитав его удачным, решило распространить формат по всей России.

Как пояснял глава проектно-технического комитета «Удобная дорога» (разработчик нового стандарта знаков) Александр Шумский, уменьшение размера знаков позволит сократить затраты на каждый с четырех тысяч до двух тысяч рублей. «Экономия в рамках региона составит миллионы, а в рамках страны — миллиарды рублей», — цитировали его СМИ.

Пользователи соцсетей не сомневаются, что уменьшенные знаки как минимум станут отличным инструментом для пополнения казны за счет штрафов с автовладельцев, которые их не увидят. Не стоит исключать и того, что нововведение откроет богатые возможности для предприимчивых лиц, приближенных в власти, которые хорошо нагреют руки на штамповке новых знаков и замене нынешних. Будет еще «круче», если представители МВД окажутся правы и количество ДТП действительно вырастет, вследствие чего появится необходимость в откате к старому формату (и выход на двойную прибыль).

SaratovNews вместе с координатором движения «Общество Синих Ведерок» Петром Шкуматовым решили разобраться, как уменьшенные дорожные знаки могут повлиять на дорожную безопасность:

- При применении новых дорожных знаков количество ДТП будет зависеть от того, где они будут устанавливаться. И не от близости к центру, а от того, с какой скоростью движется транспорт на данном участке. Если скорость движения небольшая, то негативных последствий от уменьшения знаков быть не должно. При скорости, к примеру, 30 километров в час и знак маленький заметить проще, и фатальных последствий в случае, если ты его не заметил, не будет. Если скорость 60 километров, то знак лучше бы поставить стандартного размера, а уж если больше 80, то знак следует даже увеличить (!).

К проблеме размеров знаков нужно подходить, что называется, без фанатизма: во-первых, помнить вышеописанный принцип соотношения скорости и размера, а во-вторых, понимать, что вообще-то размеры знаков изначально были взяты не с потолка. В свое время они рассчитывались с научной точки зрения, с проведением многочисленных испытаний и так далее. Впрочем, чтобы понять это, не нужно быть семи пядей во лбу – тут все достаточно очевидно.

Правда, в ГОСТ это все урегулировано недостаточно. По сути, решение вопроса передано в ведение чиновников и зависит от того, как они будут этот ГОСТ трактовать. И, скорее всего, эта трактовка окажется в пользу большей собираемости штрафов, точнее, приведет к ней. Мы уже не раз могли наблюдать, как самые разные нововведения заканчиваются тем, что водителей штрафуют чаще и штрафов собирают больше. Многие мои знакомые уже на собственной шкуре сумели ощутить, насколько менее заметны уменьшенные знаки. К примеру, знак «Парковка для инвалидов», на котором значок собственно «Для инвалидов» совсем крошечный, в самом уголке. Не заметил эту иконку в сумерках или из-за грязи, и пожалуйста – штрафстоянка и 5000 рублей за вызволение с нее своего автомобиля. Увы, у нас в любой ситуации умеют сделать «стрелочником» простого гражданина - государство или чиновники не могут быть виноватыми просто по умолчанию. Это не они плохо освещают улицы или не содержат в чистоте знаки, а тебе надо сходить к окулисту или вообще ходить пешком.

Что же касается того, что на штамповке знаков нового образца кто-то сумеет хорошо «навариться», то в данной ситуации это не самое большее зло. Я немного знаю этот бизнес изнутри и могу сказать, что он не такой уж и прибыльный. Другое дело, что сама переустановка знаков обойдется в кругленькую сумму, которую как раз придется платить из бюджета. А это особенно обидно потому, что мы просто меняем шило даже не на мыло, а на маленькое шильце.

Павел Плотников