30 мая 2019 09:00

Saratovnews

«Отрезвеют» ли российские дороги после отъема машин у алкодрайверов?

«Отрезвеют» ли российские дороги после отъема машин у алкодрайверов?

Российские автомобилисты посчитали слишком жесткой инициативу МВД по принудительному изъятию личного транспорта у граждан, пойманных пьяными за рулем. Подготовленное в рамках политики по снижению смертности на дорогах предложение уже направили на рассмотрение правительства. Рунетчики сошлись во мнении, что при первом нарушении в качестве максимального наказания, помимо действующих санкций, можно утвердить административный арест на 15 суток. За повторное же нарушение, полагают они, необходимо лишать водительских прав пожизненно. И лишь по мнению единиц, конфискация автомобиля имеет право на жизнь при условии, что средства от его продажи будут автоматически направляться жертвам пьяного ДТП - на погашение материального и морального ущерба.

В настоящее время законодательство предусматривает за вождение в нетрезвом виде лишение водительского удостоверения на срок от полутора до двух лет и штраф в 30 тысяч рублей. Повторное задержание грозит уже уголовным наказанием и лишением прав на три года, штрафом 300 тысяч рублей и лишением свободы до двух лет. Максимально допустимое законом содержание алкоголя в литре выдыхаемого воздуха составляет 0,16 промилле.

Глава МВД Владимир Колокольцев ранее анонсировал, что его подчиненные готовят серьезные предложения, направленные на снижение смертности на дорогах. МВД указывало, что смертность от ДТП в России по итогам прошлого года составила 18 человек на 100 тысяч. Данный показатель в четыре с половиной раза больше, чем в Германии, и в шесть раз больше, чем в Швейцарии и Норвегии.

SaratovNews вместе с председателем Общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России» Виктором Похмелкиным решили разобраться, способна ли обозначенная инициатива положительно сказаться на дорожной безопасности:

- Там, где эта мера применяется, например, у наших ближайших соседей, в Белоруссии, она не дает никакого особенного эффекта. Да и там случаи конфискации автомобилей очень редки, поскольку влекут за собой очень много спорных коллизий, прежде всего в сфере собственности - то автомобиль принадлежит не водителю, то еще чего... Я думаю, что и в наших условиях это нововведение приведет к тому, что на машинах станет ездить кто угодно, кроме их собственников.

Вообще-то мы с вами, и наши законотворцы тоже, не о том думаем – о последствиях, а не о причинах. Мне кажется, на сегодня репрессивный потенциал в борьбе с пьяным вождением полностью исчерпан: и прав мы лишаем, и свободы, дальше что – расстрел? С пьяным вождением можно покончить только двумя путями: вести активную антиалкогольную политику, буквально «втравливать» в плоть и кровь людей убеждение, что пить вредно, и обеспечивать чисто техническую невозможность вести автомобиль подшофе. Я имею в виду так называемые алкозамки, то есть устройства, не позволяющие завести двигатель при наличии в машине «выхлопа». Такие устройства на рынке уже есть, хотя они и недешевы.

Наша же тактика показывает скудоумие законотворцев и общее нежелание менять в системе хоть что-нибудь. Понятно, что у нас существует мощная алкогольная мафия, против интересов которой никто не рискует выступить, но без этого нам данную проблему не решить.

Любое усиление репрессий влечет за собой и рост коррупционной составляющей, что, несомненно, мы будем наблюдать и в этой ситуации. Вторым следствием станет изменение отношений собственности на автомобиль, и без того у нас запутанных сверх всякой меры, так что на выходе мы получим рост числа судебных претензий.

Настаивать на пожизненном лишении пьяных водителей прав тоже глубоко непрофессионально. Чтобы обеспечить пожизненное лишение прав, нужно при этом пожизненно лишить человека свободы. А то что: прав нет и не будет, так кого мне теперь бояться? Что мешает мне раскатывать вообще без прав в каком угодно состоянии? Что они мне сделают, ведь не убьют же? Убить не убьют, но придется навечно засадить за решетку, чтобы раз и навсегда пресечь подобные фантазии. А куда при этом нам девать воров и убийц?

Срочное наказание, как ни крути, всегда более эффективно: человек будет стараться «перетерпеть» срок, чтобы вернуть себе свои права. И с этой точки зрения я лично против больших сроков лишения – больше шансов, что человек «сорвется». Идеальной встряской для любителей покататься в нетрезвом виде был бы административный арест, но, к сожалению, у нас недостаточно ни сил, ни средств, чтобы обеспечить масштабное применение данной меры наказания.

Да, сегодняшняя ситуация далеко не идеальна. Но ее следует принимать и помнить: нельзя требовать от наказания больше, чем оно может дать. Примерно 20% нарушителей вообще не воспринимают наказания, никакие. Таким людям надо просто физически перекрывать все пути к совершению правонарушения. Чтобы не выезжали на встречку – ставить отбойники. Чтобы не парковались на газонах – ставить ограждения. Чтобы не садились за руль пьяными – ставить алкозамки.

Идея же направлять средства от конфискации автомобилей на возмещение ущерба потерпевшим в ДТП, конечно, прекраснодушная, но к проблеме тоже не относится. Я уже не говорю о сомнительном «купи-продай» элементе в ней, но, во-первых, ничто не мешает нарушителю возместить ущерб добровольно, что, кстати, многие и делают, а во-вторых, закон уже сейчас предусматривает возмещение такого ущерба, так что никаких дополнительных законотворческих усилий тут не требуется.

Не знаю, какая судьба ждет эту инициативу, но, по-моему, очевидны следующие ее изъяны: слишком много возникает юридических коллизий, слишком сложные требуются административные усилия для ее обеспечения и, самое главное, слишком низкий у нее стимулирующий потенциал. Это вам не штрафы повышать – там все-таки реальные деньги, а тут ничего, кроме юридической благоглупости.

Павел Плотников