07 июня 2019 06:55

Saratovnews

На мониторинг качества дорог выделят больше денег, чем на их ремонт

На мониторинг качества дорог выделят больше денег, чем на их ремонт

В рамках национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет» к 2021 году в России должна появиться система мониторинга состояния дорог в режиме реального времени. Информация о наличии физических повреждений дорог (выбоины, ямы, степень загрязнения) будет получаться со сделанных дронами снимков, а также видеорегистраторов на муниципальном и личном транспорте граждан, согласившихся передавать видеопоток в облако для последующего анализа. В соцсетях и СМИ водители отнеслись к указанным нововведениям крайне скептически: во-первых, запуски дронов нашими госструктурами далеко не всегда проходят успешно, а во-вторых, из-за особенностей менталитета лишь единицы россиян согласятся предоставлять «Большому брату» детальные данные о своем передвижении.

Предполагается, что собранная информация будет автоматически анализироваться искусственным интеллектом и передаваться в информационные сводки губернаторов и в компании, отвечающие за дорожное полотно и уборку дорог.

«Одна из задач разработки — повысить качество жизни граждан, производить ремонт и уборку дорог, когда это необходимо, а не по расписанию», — утверждают в НТИ «Автонет».

Национальная технологическая инициатива (НТИ) - государственная программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. Программа состоит из 11 направлений, включая рынок «Автонет».

Напомним, что в ноябре SaratovNews сообщали об инициативе по привлечению дронов к патрулированию городских дорог для оптимизации автомобильного движения и борьбы с нарушителями.

Данное новшество должно позволить в реальном времени влиять на общегородскую дорожную ситуацию. Допустим, если автомобильная пробка растянется на большое расстояние из-за ДТП, операторы смогут запустить робота и с высоты увидеть проблемную зону и прилегающие к ней пути объезда, чтобы быстро изменить схему движения. Помимо этого, летун сможет с легкостью обнаружить первопричину возникших затруднений. На основе продолжительного мониторинга также будет возможно вычислять, на каких проблемных участках требуется установка либо регулировка светофоров, а также пешеходных переходов и других элементов, Упорядочивающих движение.

Помимо системы трансляции видеоизображения, беспилотники якобы можно будет оснастить оборудованием, которое позволит, к примеру, измерять скорость отдельных участников транспортного потока, фиксировать признаки опасного вождения, распознавать угнанные авто и, в случае необходимости, преследовать нарушителей.

При наличии развитой сети зарядных станций можно будет выпускать дроны в город без участия людей: они будут самостоятельно выполнять поставленные задачи и периодически прилетать на подзарядку. В случае нехватки мощности бортового вычислителя беспилотника можно будет обеспечить ему канал связи для передачи информации на базовую станцию и ее последующей обработки.

Saratovnews вместе с председателем московского областного отделения «Комитета по защите прав автомобилистов», основателем «Общества синих ведерок» Алексеем Дозоровым решили разобраться, сможет ли реализация обозначенной инициативы положительно сказаться на дорожной безопасности:

- Трудно сказать, насколько оправданным может оказаться использование дронов в мониторинге состояния дорог. Я лично очень в этом сомневаюсь. Ну скажите, как, к примеру, дроны могут оценить качество дорожного полотна? Насколько глубока яма, обнаруженная им из поднебесья – пять сантиметров, 50 или все 100? Насколько допустима она согласно действующему ГОСТу?

Впрочем, мониторинг дорожной ситуации – где возникла пробка, какой величины, куда направить транспорт, чтобы она поскорее рассосалась – дронам вполне по силам. Эту задачу с их помощью можно решать уже сейчас, не дожидаясь 2021 года. А вот если говорить о дронах, отслеживающих поведение автомобилистов на дорогах – превышение скорости, признаки опасного вождения и так далее – то тут мы опять оказываемся в царстве фантастики. У нас к традиционным-то способам фиксации – фото, видео – множество претензий у автомобилистов, а уж к дронам их (претензий) станет в разы больше. Как вариант, с помощью дронов действительно можно будет отслеживать путь угнанных автомобилей, но и это тоже – вопрос не завтрашнего дня.

Что касается сбора данных с видеорегистраторов, то тут возникает немаловажный нюанс – огромный массив информации необходимо будет передавать, принимать, анализировать, хранить и так далее. Это же терабайты, с которыми наши сети, пусть они будут хоть 25G (а у нас пока и 5G – из области фантастики), не справятся. Одно дело – данные стационарных камер, и совсем другое – миллионы видеорегистраторов, и все передают данные онлайн. И главное – за чей счет банкет, как говорится? Не будем сбрасывать со счетов и особенности национального менталитета. Ладно водители муниципального транспорта, но рядовые граждане вряд ли с радостью кинуться делиться самыми сокровенными подробностями своих передвижений с ГИБДД, да и вообще с каким бы то ни было ведомством.

На данный момент у нас есть вариант, который при желании можно счесть альтернативным. Я имею в виду специальное программное обеспечение, которое можно устанавливать на видеорегистратор автомобиля и управлять данными с него или со смартфона. Подобные решения уже применяют некоторые страховые компании. Приложения, соединяющиеся с акселерометрами видеорегистраторов, позволяют оценивать состояние дорожного покрытия. Въехал ты в яму, тряхнуло тебя – акселерометр зафиксировал толчок, оценил его силу, передал «легкие» данные о местонахождении ямы «куда надо».

При этом стоит помнить, что удручающее состояние автодорог - основной фактор аварийности (и я не одинок в этом мнении). То есть именно глобальную проблему их качества нам надо решать к 2021 году, а не проблему мониторинга - отыскать плохой участок дороги в нашей стране, мягко говоря, несложно. В общем, вся эта затея очень уж похожа на до боли знакомый всем сюжет с распилом бюджета.

Павел Плотников