11 июня 2019 08:10

Saratovnews

Мышиная лихорадка: саратовцам нельзя отдыхать на Кумысной поляне до осени?

Мышиная лихорадка: саратовцам нельзя отдыхать на Кумысной поляне до осени?

Минприроды Саратовской области повторно попросило жителей и гостей региона воздержаться от посещения Кумысной поляны в связи с продолжающейся эпидемией геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС или «мышиная лихорадка»). Напомним, что вакцины от этой болезни до сих пор не существует. С начала мая в больницы города с подозрением на ГЛПС обращаются по несколько десятков человек в день. Около 60% заболевших приносят вирус из леса, 40% — с приусадебных участков. 30 лет назад, когда в нашем крае бушевала эпидемия, волна заболеваемости не спадала около полугода. SaratovNews решили разобраться, сколько еще времени будет лихорадить Саратов.

Логично, что массовое заражение началось во время майских праздников, когда саратовцы ломанулись «на шашлыки» в место основного распространения заболевания - на Кумысную поляну. Особенно примечательно, что и по сей день любители отдыха на природе не обделяют Кумыску вниманием – некоторые люди даже приезжают туда с палатками. В то же время в больницах находится несколько сотен человек с признаками ГЛПС. Согласно последним данным, диагноз подтвердился почти у 350 саратовцев.

Известно и об одном летальном случае. В мае 37-летняя саратовчанка Светлана Федотова поехала на пикник, где подцепила опасное заболевание. Через две недели при поступлении в стационар ее состояние оценивалось как критическое. Несмотря на медицинскую помощь, женщина скончалась в тот же день.

Источниками заразы являются мыши, продукты жизнедеятельности которых превращаются в пыль, вдыхаемую человеком. Подцепить ее можно в любом месте, где идет соприкосновение с природными территориями (1-я, 2-я, 3-я, 6-я Дачные, Поливановка, Елшанка, Жасминка, Сокол, Смирновское ущелье, Соколовая гора и так далее). Помимо этого, повышенную опасность несут городские свалки. По мнению некоторых эпидемиологов, ГЛПС разгулялась из-за снежной зимы: мыши расплодились в сугробах, а хищники не смогли добраться до них из-за большой толщины покрова.

Симптомы заболевания — высокая температура, покраснение глаз, нарушенная свертываемость крови, отказ почек. От человека к человеку вирус не передается. В среднем, инкубационный период ГЛПС составляет три недели.

В настоящее время саратовские власти вроде как информируют об опасной ситуации и ограничивают распространение заболевания в природном парке. В детских лагерях отдыха на Кумыске и в Татищевском районе отменена первая летняя смена.

SaratovNews обсудили обозначенную проблему вместе с главным редактором научно-популярного журнала «Экология и жизнь» Александром Самсоновым:

- Заражение грызунов зависит преимущественно от особенностей их питания, точнее, от его нарушения. Возможно, в рационе саратовских мышей появились какие-то новые вещества – не обязательно природного, может быть, и техногенного происхождения – способствующие активизации возбудителей заболевания. Спящие микроорганизмы перешли в режим бодрствования, вызвав тем самым эпидемическую вспышку. Какие тут были вещества – сможет определить только специальная экспедиция, организованная санэпидстанцией. На аномально снежную зиму и связанный с ней рост популяции грызунов лично я пенять бы не стал – численность популяции практически не влияет на эпидемический порог, это просто распространенное заблуждение. Тут скорее мог сыграть роль состав этого аномального снежного покрова – возможно, именно в нем и содержались вещества, изменившие мышиный рацион. Самое простое, что можно предположить – изменение кислотно-щелочного баланса.

Распространенность заболевания объясняется механизмом его распространения – путем вдыхания мельчайших пылевых частиц, содержащих фекалии зараженных грызунов. Соответственно, два ключевых фактора тут – температура воздуха и его запыленность. Чтобы оградить себя от заражения, нужно избегать вдыхания этих частиц: не дышать ртом, не бегать и не заниматься спортом в лесу, использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания. О контактных путях заражения забывать тоже не следует: нужно опасаться укусов грызунов и тактильного контакта с ними, меньше возиться с землей, чаще и тщательнее мыть руки и так далее. Ну, а самый затратный способ, который должны взять на себя, конечно же, городские власти – это частый полив улиц, с целью осадить пыль.

Что касается городских и загородных свалок, то тут трудно сказать что-либо определенное, кроме того, что свалки – это безобразие. Я думаю, что вопрос о свалках и их роковой роли в распространении заболевания должна решать санэпидстанция.

Жителям прилегающих к очагу эпидемии районов, особенно – жителям нижних этажей, необходимо полюбить не только противомоскитные, но и более мелкоячеистые сетки на окнах, а еще лучше – регулярно увлажняемую марлю, которая сможет эффективно сдерживать пыль. Горожане должны более ответственно относиться к своему и общественному здоровью, а городские власти и санэпидстанция должны вести среди населения более активную разъяснительную работу. Неинформированность всегда является одним из основных факторов, влияющих на распространение эпидемии.

С дачами, кстати, ситуация проще – там люди в любом случае регулярно все поливают, так что влажность воздуха вполне удовлетворительная. Ну, и дом после зимы хороший хозяин всегда очищает от мышей и следов их жизнедеятельности, да и в течение сезона мониторит ситуацию и принимает меры.

Что касается дератизации, то это самый сложный и самый дорогостоящий процесс, так что он остается целиком на совести городских властей, опять же, по рекомендации санэпидстанции. Простые же горожане могут использовать с этой целью ультразвуковые отпугиватели, но никак не яды.

Снижения эпидемического порога следует ожидать после обильных осадков, когда всю заразу попросту смоет. Искусственный дождь сегодня, конечно, не в диковинку, но для провинциального Саратова это, скорее всего, будет неподъемным по цене изыском. Так что ждите дождей, а до того момента будьте осторожны.

Павел Плотников