16 июля 2019 06:55

Saratovnews

Есть ли жизнь за границами Саратовской агломерации?

Есть ли жизнь за границами Саратовской агломерации?

Пишу, пока свежи впечатления. Проехал с семьей по трассе «Аткарск – Ртищево». Не скажу, что никогда не встречал такой раздолбанной дороги, и все же был потрясен в прямом и переносном смысле.

Я не очень понял, почему наибольшие опасности подстерегают в местах ямочного ремонта. Вроде бы тут ровнее должно быть. Но почему-то все наоборот. Я так понимаю, клали по лопате горячего асфальта, потом тут проезжала фура, асфальт вздыбливался и застывал в самых причудливых формах. Теперь это разновидности «лежачих полицейских» и мини-трамплины для лыжников-прыгунов. Убить подвеску, погнуть диски – раз плюнуть. Но думал я не об этом, а о величии Саратовской агломерации.

Вы же помните, конечно, что саратовские власти придумали развивать агломерацию, а это Саратов, Энгельс, Маркс. Татищево еще вроде. И плюс 50 километров до них. Ну то есть на такое удаление от центров мироздания дороги должны быть приведены в порядок.

Из Саратова до Аткарска теперь ехать действительно приятно и комфортно. Правда, километров за 10-12 до райцентра агломерация заканчивается, и ты скачешь по привычным кочкам. Но для нашей области и такое – за счастье.

Авторы идеи Саратовской агломерации сделали финт ушами и фактически согласились с теми, кто считает, что была бы страна у нас поменьше, проще было бы чинить дороги. Мол, посмотрите на европейские государства. Расстояния там смешные, потому и дороги латать легче.

В принципе бюджета Саратовской области на уровне 60-70 миллиардов вполне достаточно. Для содержания в приличном состоянии Саратова. Но раньше приходилось размазывать на всю область, и никому от этого хорошо не было. Потому придумали агломерацию. Этакие свои шесть соток, обнесенных забором.

Потом объявили о создании программы по поддержке удаленных районов. Всё, что по этой программе капает на развитие глубинки, должно восприниматься как манна небесная. Тут не так жирно, но время от времени какие-то деньги привлечь удается. Так и должна жить глубинка, по мнению отцов губернии. При всех красивых словах о том, что нужно сохранить село…

Мой сосед по деревне – тоже агломератор. Ну а что – в его пользовании порядка 25 соток. На семью из двух человек это много. Столько не обработать и не засадить. Потому соток 8-10 он сам у себя отрезал, а оставшееся огородил. И, надо признать, его угодья – образцово-показательные. Здесь картошка стройными рядами произрастает, там кабачки и тыквы. Нет овоща, который не нашел бы свое место в соседском огороде. А на тех отрезанных сотках – сплошь бурьян.

Валерий Радаев, объявивший пару лет назад об агломерации, в сущности, сделал то же самое. Прикинули, что денег в бюджете хватает только на 50-километровую зону. И честно в этом признались. Те, кто оказался за агломерационным кольцом, теперь как одичалые в «Игре престолов». И отношение к ним соответствующее. В известном сериале, правда, некоторые герои считали одичалых такими же людьми, как и они. Но это фэнтези, а у нас реальность, которая гораздо суровее миров с драконами и бродячими зомби-ходоками.

Представьте, что в многодетной семье, где десять детей, а денег хватает только на троих, объявили, чтоб семеро не по лавкам сидели, а сами добывали пропитание. Впрочем, здесь такого не будет. Начнем с того, что никакая семья не станет все заработанное отправлять неизвестно кому, чтоб тот веселился и пьянствовал, играл в футбол и покупал яхты, которые по размеру превосходят военные корабли. Отправлять и надеяться получить хоть какие-то крохи. Это абсурд. Что заработал, то и твое. Трать на свои нужды, мало ли кому там кокаину захотелось или новую «Мазератти»…

После создания агломерации оставшиеся за ее границами, похоже, перешли в разряд людей второго сорта. Официально это не признается, но попробуйте свернуть с федеральной трассы. В любом месте не в границах агломерации. Я уже много раз писал о трассе Аткарск – Елизаветино. Это большое село в 10 километрах от районного центра. С каждым годом дорога к нему превращается во все более изощренную полосу препятствий. Ямочный ремонт тут не поможет, надо снимать весь слой исковерканного асфальта. Но денег на это, естественно, нет. Я узнавал.

Как быстро ты доедешь из одного села в другое, сегодня зависит от погоды. Солнышко светит – значит, проскочишь по проселочной дороге. (Кстати, всегда интересовало, кто и когда их накатал. Все-таки изобретателен наш человек!) Зарядит дождь – пиши пропало. Растрясешь все внутренности.

К слову, сейчас идет уборка урожая. Огромные КамАЗы, разбившие асфальтовые дороги, тоже съезжают на проселок. И тот, удивительное дело, стоит!

А возвращаясь к агломерации, можно продолжать аналогии. Объявить, например, что из областного бюджета отныне будут финансироваться не все школы, больницы и детские сады, а процентов 5-10. Остальные – сами как-нибудь. Побираясь по родителям воспитанников и пациентам, что, правда, и без всякой агломерации случается.

Кстати, обратили внимание, что губернатор Валерий Радаев практически перестал педалировать тему Саратовской агломерации? Что-то такое поняли во власти. Потемкинские деревни (дороги, больницы, библиотеки) – явление вечное, но к «повышению качества жизни простых россиян» никакого отношения не имеет. Начальство приехало и уехало. А нам тут жить.

Жить и ездить по дороге «Аткарск – Ртищево». Не разгоняйтесь по ней больше 70 км/ч –убьетесь. И не воспользуетесь всеми прелестями Саратовской агломерации.

 

Василий Кубриков