04 декабря 2019 14:42

МК в Саратове

Свобода творчества

Свобода творчества

Один день в саратовском Пушкинском лицее.

Дети и современное образование… Как выстраивается этот союз? 

Какие они, юные? Что волнует семнадцатилетних на пороге самостоятельной жизни?

О поколении смартфонов столько мифов, а что в реальности? Узнать это мы решили, заглянув в один из старейших лицеев города — Пушкинский.

Уникальный, кстати, лицей, среди выпускников которого и знаменитый поэт и писатель, общественный деятель и фронтовик великой войны Константин СИМОНОВ, и героиня Великой Отечественной, «ночная ведьма» из женского эскадрона Марины РАСКОВОЙ, и просто замечательный человек, лётчица Лидия ЦЕЛОВАЛЬНИКОВА.

Мы специально пришли в лицей не в праздничный, а в самый обычный день, чтобы «поймать атмосферу» учебного заведения. Задумали побывать в дне обычном, а на тебе — попали на праздник.

Ярмарка домашних вкусностей, развернувшаяся прямо в вестибюле, явила праздник детского счастья. Пирожные и тортики, сладкие булочки, картошки и лимонники, испечённые мамами учеников и наиболее одарёнными девочками кулинарками, шли на ура.

Ярмарка оказалась приурочена к печальной дате — Международному дню инвалида. 

Лицей без лишней помпы тихо, негласно шефствует над одним из детских домов города. Кроме того, среди сотен его беспечно красивых и юных учеников есть и ребятишки, имеющие проблемы со здоровьем. У кого-то не очень ладно с позвоночником, у кого-то с ногами... И печальный диагноз ДЦП здесь тоже известен. И эти, много настрадавшиеся ещё на заре своей жизни дети не учатся в каких-то отдельных классах. Они здесь равные среди равных.

Здоровые дети не просто великодушны и терпимы к своим сверстникам с теми или иными проблемами со здоровьем. Они, скорее, талантливо учатся не замечать их. Помогать — да, охотно и активно. Но не акцентировать внимание на каких-то особенностях физического состояния.

В современном мире много и заинтересованно говорят о толерантности, но в реальности пространств, где она прописана и живёт, очень немного. Пушкинский лицей — одно из таких пространств.

Наверное, дух высокого гуманизма и нравственности оказался заложен здесь прочно и навсегда... Иначе откуда бы взяться и Пушкинскому дню, и Шекспировскому фестивалю?

Впрочем, давайте послушаем самих детей из Пушкинского лицея.

 

Целеустремлённость как черта поколения

Давид ВИНОГРАДСКИЙ, ученик 11а, на день самоуправления играл роль директора. Этот высокий, красивый молодой человек мечтает связать свою жизнь с юрис­пруденцией.

— Давид, а как бы вы лично охарактеризовали черты своего поколения?

— Мне нравится сегодняшняя жизнь, позволяющая нам самовыражаться больше, чем тем, чья молодость пришлась на прежние годы. Мне кажется, мы мобильны и более приспособлены к поворотам судьбы. Моё поколение целеустремлённо. Мне кажется, никто из наших одноклассников не намеревается просто плыть по течению. А что касается нашего класса, так нам всем вообще сильно повезло. Я учусь в лицее с первого класса. У нас не просто класс, а настоящее сообщество единомышленников. У нас лёгкая и счастливая атмосфера. Счастливая не потому что легко учиться, а потому что очень интересно!

— А любимые учителя есть?

Молодой человек на секунду смутился «коварства» моего вопроса, а потом засмеялся:

— Есть. И их много. Они буквально зажигают интересом к своим предметам.

Я верна себе и поэтому задаю ещё один «провокационный» вопрос:

— А ЕГЭ не боитесь?

Давид отреагировал с хорошим чувством юмора:

— Пока нет. Может, ближе к весне начну. А пока нет. Без страхов радостнее жить.

«С нами занимаются не только уроками — жизнью»

Ксения ЛАПШИНА — одноклассница Давида. На недавнем дне самоуправления работала завучем. При этом эта миловидная, стремительная, явно энергичная девушка не считает себя какой-то особенной активисткой. Ксюша уверена, что у них класс — как дом родной. Все понимают и принимают всех. С первого класса так повелось..

— Фантастика, — говорю я. — Откуда вы все такие взялись?!

— А знаете, всё дело в том, что нас здесь не только учат. С нами занимаются не только уроками — жизнью... Учителям, всем педагогам не всё равно, что мы делаем. У нас тут знаете какие сказки к Новому году интересные ставятся? Каждый год — новая, никаких повторений. «Три толстяка» были, «Бременские музыканты» были... Школа к каждому Новому году интересно украшается! 

— Ксюша, а можно задать вам фантастический вопрос?

В ответ порывистый и явно заинтересованный кивок головы:

— Конечно!

— Вот если бы у вас была возможность спасти с помощью машины времени только одного ребёнка, кого бы вы выбрали?

Девичье лицо стало печальным. Дети есть дети. Мысленно эта юная девушка, похоже, уже начала странствие на машине времени

— Один человек это очень мало, — задумчиво произнесла она. — Вот если бы хотя бы двух. Или лучше трёх. Ладно, если только одного спасти можно, наверное, я хоть одного ребёночка из Беслана живым вывезла бы, — заключила моя собеседница твёрдым и одновременно очень печальным голосом.

Беслан — дата, отмечаемая в лицее ежегодно. Торжественная линейка, декламация пронзительных и горестных стихов… День скорби и памяти. 

Такой же важный и значимый для детских душ, как День Великой Победы...

Духовность — свойство души, нуждающееся в не меньшем тренаже, чем иностранный язык. 

Способности чувствовать и сочувствовать требуется развитие. Очень радостно и приятно было обрести в лице этих юных людей умных и неравнодушных собеседников.

Пушкинский лицей — учебное заведение, добрая слава которого передаётся, похоже, от ребёнка к ребёнку Старшая сестра Ксении — золотая медалистка. Так что Ксюше есть на кого равняться. Себя она считает не менее трудолюбивой и нацеленной на успех, чем старшая сестра.

Ну а собственную профессиональную жизнь девушка планирует связать со сферой либо экономики, либо общественных связей. Мечтает поступить в московский вуз. Направление, которое  она выбрала и защитила баллами в десятом классе, как нельзя точнее приспособлено именно под это.

— Лицей лично для меня — это зона комфорта, — размышляет Ксения. — Не потому что здесь можно шалить, а потому что здесь классно творить...

Подумала и с прелестной улыбкой самого что ни на есть детства призналась:

— Хотя, если честно, мы тоже иногда шалим, мы ведь пока ещё не очень взрослые.

 

«Здесь просто не бывает скучно!»

Ученица 10а, цитата из общения с которой вынесена в этот подзаголовок, просто поразила моё воображение.

Десятиклассница Янина КУДРЯШОВА — совсем ещё юное создание. Тонкое лицо, хрупкая фигурка. А между тем портрет этой девушки уже украшает Доску почёта. И не родного лицея, а... района!

Янина — победительница огромного числа олимпиад, человек, обожающий и литературу и биологию (учителю биологии Таисии Георгиевне, влюбившей её в этот непростой предмет, она посвятила такой вдохновенный и благодарный монолог, что я порадовалась за профессиональный уровень и душу этого учителя). По признанию Янины, ей нравятся и гуманитарные, и естественные, и точные науки. А судя по тому, что она выиграла чрезвычайно престижный интеллектуальный тур — поездку в сочинский лагерь для одарённых детей «Сириус», этой юной девушке легко и грациозно даётся практически всё.

Достаточно пообщаться с ней минут пятнадцать, чтобы осознать: перед тобой умный, глубокий, думающий человек.

— Янина, чем вам нравится сегодняшнее время?

— Это время возможностей. Тот же самый интернет позволяет в считаные часы узнать вещи, на познание которых раньше ушли бы дни, а может, и недели… Мы живём в мобильное время. Можно сделать так много значимого! И хорошего.

— Вы сейчас все зарегистрированы в соцсетях. Ваш профиль «В контакте» для вас игра или правда?

Девушка смотрит на меня с чудесной открытой улыбкой, способной обезоружить кого угодно:

— Я стараюсь быть максимально честной. Мой профиль — это правда обо мне. Не вся, разумеется, правда, но притворства и лжи там нет. Это однозначно.

— С какой сферой жизни вы мечтаете связать свою профессиональную деятельность?

— Я мечтаю пойти в мединститут. Но при этом и с литературой ни за что не хочу расставаться!

— А вы и не расставайтесь!

— Не буду. Ведь докторами были и БУЛГАКОВ, и ЧЕХОВ. Это вдохновляет!

— Книгу, которая поразила ваше воображение, можете назвать?

— «Мастер и Маргарита». Я прочитала её ещё несколько лет назад и до сих пор под впечатлением. Это очень интересная и многогранная литература. Обязательно перечитаю её ещё раз! 

— А вы по школьной программе её ещё не проходили?

— Ещё нет. 

— А ваш лицей? Что привлекает вас в нём больше всего остального?

— Творчество! Понимаете, здесь просто не бывает скучно! И каждый может найти и себя, и дело под себя, под свой потенциал, под свои способности. Мы интересны учителям не только как ученики, но и как люди! А когда ты чувствуешь уважение к себе, творчество как-то само собой и начинается…

* * *

Творчество — вот оно, ключевое слово, настраивающее души этих юных людей на гармоничный лад.

Творчество — вот альфа и омега их судеб, их мотиваций и настроений...

В Пушкинском лицее есть волонтёры, посещающие ветеранов Великой Отечественной и не воспринимающие эти визиты как нагрузку, как обязаловку, потому что фронтовики, герои локальных войн здесь частые и дорогие гости.

В этом учебном заведении есть дарования, блестяще играющие ШЕКСПИРА на языке оригинала.

В большом доме, расположенном в сердце Саратова, учатся самые разные дети. Одни из них в свободное время самоотверженно и увлечённо строят ледяные фигуры в городском парке культуры и отдыха, другие устраивают оригинальный квест для сверстников с ограниченными возможностями.

В Пушкинском лицее учится много детей. Они неравнодушны, лишены эгоистической концентрации исключительно на себе. Они открыты для диалога. Им интересно учиться, развиваться, жить.

А это, поверьте, результат не только хорошо и достойно отлаженного учебного процесса, за которым огромная работа всех ответственных за это людей. Дети, с которыми вы сегодня познакомились, стали такими благодаря свободе творчества, той духовной свободы и нравственного развития, без которых невозможен рост яркой и гармоничной личности.

Искренность и незаформализованность лицея и яркость его образовательных и воспитательных результатов вызвали лично во мне огромный интерес и уважение и к педагогам. Не буду скрывать, захотелось ближе и плотнее познакомиться с теми, кто «дирижирует» музыкой образования и воспитания в этом реально неординарном учебном заведении.

Автор: Екатерина Шувалова

фото из архива Лицея №3